Для обеспечения равного доступа жителей города Москвы к качественным продуктам и услугам в сфере культуры и распространения единого стандарта культурно-досуговой деятельности Департамент культуры города Москвы осуществляет методическое сопровождение культурно-досуговой и социально-воспитательной работы муниципальных и государственных бюджетных учреждений, а также негосударственных некоммерческих организаций.
5.5. Подпрограмма "Развитие межрегиональных и международных культурных связей"
Интеграция города Москвы в мировой художественный процесс и продвижение конкурентных продуктов и услуг в сфере культуры на международном рынке являются важнейшими условиями для развития Москвы как мировой культурной столицы и роста инвестиционной привлекательности города. Достижение этих целей возможно за счет укрепления партнерских культурных связей города Москвы в России и за рубежом - как путем реализации государственных инициатив, так и с помощью осуществления отдельных творческих проектов независимых авторов, специализирующихся в данной сфере.
Установление партнерских отношений способствует продвижению культурных продуктов города Москвы на международном уровне, распространению и адаптации стандартов оказания услуг в сфере культуры, проведению культурных мероприятий и развитию городских общественных пространств, а также позволяет ознакомиться с успешными и востребованными культурными практиками других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, обеспечивает участие города Москвы в международных профессиональных и образовательных программах в сфере культуры. Важнейшим показателем развития партнерских отношений служит количество совместных культурных проектов и творческих продуктов, пользующихся спросом на международном рынке.
На сегодняшний день межрегиональная и международная деятельность Правительства Москвы преимущественно сводится к подготовке культурных мероприятий в рамках проведения "перекрестных" Дней Москвы и других городов в субъектах Российской Федерации и зарубежных стран, а также к организации встреч представителей Правительства Москвы с иностранными коллегами в рамках тематических мероприятий в сфере культуры.
В целях развития конкуренции и реализации инициатив в сфере культуры предусмотрена реализация единой программы государственной поддержки проектов в сфере культуры в форме проведения конкурсов на предоставление грантов. Проведение конкурсов делает открытым и прозрачным механизм предоставления государственной поддержки, дает возможность на равной основе участвовать в них как государственным учреждениям культуры города Москвы, так и негосударственным некоммерческим организациям и творческим коллективам.
Данная форма государственной поддержки культурных проектов будет способствовать более активному созданию, освоению и распространению продуктов и услуг в сфере культуры.
5.6. Подпрограмма "Развитие кадрового потенциала и научно-методическое обеспечение в сфере культуры"
Формула "доступность-качество-эффективность" интегрируется в культурную политику города Москвы и, в том числе, предусматривает качественные изменения кадрового потенциала сферы культуры.
В первую очередь это относится к стимулированию роста профессиональной компетенции работников в сфере культуры путем разработки и реализации современных образовательных программ и программ повышения их квалификации.
В целях эффективной реализации задач Государственной программы необходимо развивать концептуальное, стратегическое и проектное мышление кадровых работников государственных учреждений культуры города Москвы.
В 2013 году доля работников государственных учреждений культуры города Москвы, занимающих должности специалистов и имеющих высшее профессиональное образование, превысила 70%. За указанный период около 10% работников прошли обучение по программам повышения квалификации. Были приняты на работу свыше 300 выпускников федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, прошедших профильное обучение.
Среди руководителей государственных учреждений культуры города Москвы доля работников, возраст которых не превышает 45 лет, составляет 9%, 46-55 лет - 36%, 56-65 лет - 39%, старше 65 лет - 16%. Возраст 20% работников не превышает 35 лет.
В настоящее время ключевыми "поставщиками кадров" в сфере культуры являются Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет культуры и искусств" (МГУКИ) и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма" (АПРИКТ). Тем не менее, они не могут полностью удовлетворить потребность в высокопрофессиональных работниках. С другой стороны, государственные учреждения культуры города Москвы не достаточно четко формируют запросы на специалистов образовательным организациям высшего образования. В связи с этим решить кадровую проблему без внедрения новых обучающих курсов и образовательных программ, а также организации зарубежных стажировок работников государственных учреждений культуры города Москвы невозможно.
Дальнейшее развитие в сфере культуры с учетом ожиданий и культурных практик населения города Москвы требует постоянного мониторинга уровня его удовлетворенности разнообразием и качеством предоставляемых возможностей для проведения досуга, культурного развития и творческого самовыражения.
Кроме того необходимо осуществлять мониторинг развития в сфере культуры, как на уровне города Москвы в целом, так и в отдельных государственных учреждениях культуры города Москвы, а также в рамках культурно-просветительских мероприятий в городе Москве. Эта задача может выполняться на базе МИСКП и научно-методических центров по направлениям деятельности государственных учреждений культуры города Москвы, а также непосредственно государственными учреждениями культуры города Москвы.
5.7. Подпрограмма "Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия"
Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия, расположенных на территории города Москвы, являются важной задачей развития сферы культуры города Москвы. Данные объекты культурного наследия являются неотъемлемым символом исторического прошлого России, они формируют привлекательный образ исторического центра города Москвы и способствуют созданию комфортной городской среды для жизни и отдыха жителей города Москвы и туристов. Объекты культурного наследия, расположенные на территории города Москвы, являются памятниками мировой художественной культуры, которые обеспечивают интеграцию города Москвы в европейское и мировое культурное пространство.
6. Краткое описание подпрограмм Государственной программы
6.1. Подпрограмма "Музеи и выставочные залы"
6.1.1. Общая характеристика
По состоянию на 2013 год в городе Москве осуществляют деятельность 505 музеев и выставочных залов, из них 63 музея города Москвы (в том числе филиалы), 64 федеральных музея (в том числе филиалы), 45 негосударственных музея, 4 муниципальных музея, 188 музеев, созданных на базе образовательных организаций, театров и других организаций; 124 выставочных зала, из них: 25 выставочных залов города Москвы, 95 негосударственных выставочных залов, центров и галерей.
6.1.2. Посещаемость
В 2012 году посещаемость музеев составила 6165 тыс. человек. В 2013 году наблюдалось увеличение данного показателя на 7% - 6622 тыс. посетителей.
Рост посещаемости обусловлен организацией бесплатного входа во все государственные музеи города Москвы в дни школьных зимних каникул и каждое третье воскресенье месяца, а также в День города Москвы.
Также растет число посетителей музеев города Москвы в дни проведения межмузейных проектов - "Ночь в музее", "Всей семьей в музей", "Вечер в музее", "Ночь музыки" и "Ночь искусств". В 2013 посещаемость общегородских культурно-просветительских акций выросла на 20% по сравнению с прошлым годом (2012 год - 1,9 млн. человек; 2013 год - 2,3 млн. человек).
6.1.3. Значимые мероприятия 2013 года
В 2013 году была впервые проведена ежегодная международная и культурно-образовательная акция "Ночь искусств", в ходе которой около 250 тыс. человек бесплатно посетили более чем 100 музеев Москвы.
Открылся после многолетней реставрации филиал Государственного музея А.С. Пушкина - Дом-музей Василия Львовича Пушкина. Проведено празднование 120-летия со дня рождения поэта В.В. Маяковского.
Впервые Государственным бюджетным учреждением культуры города Москвы "Государственный Музей истории ГУЛАГа" совместно с Благотворительным фондом помощи жертвам пыток и организованного насилия "Сострадание" и Новоспасским ставропигиальным монастырем при поддержке немецкой организации Aktion Suehnezeichen Friedensdienste ("Акция знака искупления - служба делу мира") организован международный волонтерский лагерь на территории бывшего спецобъекта НКВД СССР "Расстрельный полигон "Коммунарка".
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Музей М.А. Булгакова" начал реализацию проекта "Булгаковские вечера на Патриарших" - серию открытых литературных и музыкальных культурных акций на Патриарших прудах.
В рамках празднования Дня города Москвы 7 и 8 сентября 2013 г. Департамент культуры города Москвы совместно с Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Гормост" реализовал инициативный проект "Арт-переход".
Завершена реорганизация Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы" путем присоединения Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Краеведческий музей "Дом на набережной".
Началась реорганизация Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Выставочный зал "Галерея L" путем присоединения к нему 19 выставочных залов и объединения их в Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Объединение "Выставочные залы Москвы", которое уже реализовало серию общегородских сетевых проектов с активным привлечением жителей города Москвы (архитектурно-дизайнерский конкурс "Вход", фотопроекты "Люди на местах", "Проблема белых стен" и др.).
Также в 2013 году получили свое развитие межмузейные форумы. Помимо традиционных мероприятий, таких как Международный фестиваль музеев "ИНТЕРМУЗЕЙ" и "Музейный гид", в апреле 2013 года впервые был проведен международный Форум литературных музеев, а в октябре - Форум музеев Москвы. Их организаторами выступили Государственное учреждение культуры города Москвы "Музейно-выставочное объединение "Манеж", МИСКП и Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева.
6.1.4. Проблемы музейно-выставочной деятельности, требующие решения
1. Экспозиции более 1/3 музеев и большинства выставочных залов города Москвы технически и морально устарели и требуют технического переоснащения с применением современного технологичного оборудования (световые системы, аудио-/видеоаппаратура, мультимедиа).
2. В городе Москве отсутствует постоянная экспозиция, рассказывающая о его истории. Необходимо разработать концепцию новой экспозиции на базе Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы" с учетом передового мирового опыта и провести серию выставок на площадках Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Объединение "Выставочные залы Москвы".
3. 80% фондовых помещений в музеях города Москвы не соответствуют нормативным требованиям по сохранности предметов государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Для обеспечения нормативного хранения музейных предметов не хватает площади около 30 тыс. кв. м. Требуется решить вопрос о подборе и приспособлении имеющихся помещений для фондового хранения или подборе места для строительства городского депозитария музейных ценностей.
4. Московские усадебные комплексы, расположенные за пределами города, нуждаются в проведении реставрационных работ. Деревянный дворец музея-усадьбы "Останкино" находится в аварийном состоянии. Комплексная реставрация усадьбы Кусково последний раз проводилась в 1970-е годы Усадьба Кузьминки также требует комплексной реставрации.
5. Музеи и выставочные залы города Москвы недостаточно оснащены современным информационным и технологическим оборудованием, что мешает им внедрять современные информационные методы представления произведений искусств в виртуальном пространстве, оказывать услуги с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, развивать технологии электронного документооборота и пр.
Необходимо продолжить внедрение электронных кассовых терминалов и создать единую систему предоставления услуг по продаже экскурсионных путевок, входных билетов и дополнительных услуг благодаря модернизации материально-технической базы и применению инновационных технологий.
6. Музеи и выставочные залы города Москвы слабо мотивированы к привлечению дополнительных внебюджетных средств на собственное развитие.
7. Музеи города Москвы недостаточно эффективно работают с потенциальной аудиторией и не уделяют должного внимания процессу привлечения новых групп посетителей.
8. Отмечается слабое и децентрализованное информационное обеспечение деятельности музеев и выставочных залов города Москвы.
9. Отсутствует единый стандарт качества услуг, предоставляемых музеями и выставочными залами города Москвы.
10. Спектр дополнительных услуг, предоставляемых музеями и выставочными залами города Москвы, не соответствует ожиданиям и запросам их посетителей.
11. Отсутствует правовая база для реализации различных форм и типов партнерства (организаций культуры и частных фондов, спонсоров, частных инициатив молодых профессионалов, образовательных учреждений).
6.1.5. Цели
1. Сделать посещение музеев и выставочных залов города Москвы неотъемлемой частью культурной жизни в городе Москве.