Примечание – К дефектам гидроизоляции относятся вздутия, складки, просветы армирующих материалов, разрывы и т.д.
7.6.14. Гидроизоляция водопропускных труб и их оголовков, выполненная на месте строительства, должна быть принята представителем заказчика и оформлена актами по форме приведенной в приложении М.
7.7. Обратная засыпка грунта
7.7.1. Работы по засыпке трубы и пространства за оголовком могут быть выполнены по двум вариантам:
засыпка с опережением относительно отсыпки насыпи земляного полотна автодороги;
7.7.2. Засыпка с опережением относительно отсыпки насыпи земляного полотна автодороги.
7.7.2.1. Первоначально должна быть выполнена засыпка грунтом пазух между стенками котлована и фундаментом до уровня верха фундамента. Засыпка должна вестись горизонтальными слоями толщиной не более 15 см с послойным уплотнением. Коэффициент уплотнения грунта каждого слоя должен быть не менее 0,95.
Запрещается засыпать пазухи при наличии в них воды. На переувлажненных участках пазухи и нижняя часть призмы засыпки трубы на высоту 0,5 м должны быть отсыпаны до наступления устойчивых заморозков.
Примечание – Пазухи между стенками котлована и фундаментом должны быть засыпаны сразу после приемки фундамента.
7.7.2.2. Далее должна быть выполнена засыпка трубы, превышающая высоту звена на 1 м. Грунт должен отсыпаться слоями толщиной от 15 до 20 см одновременно с обеих сторон трубы и уплотняться катками или механизированными трамбовками без переезда техники над трубой. Коэффициент уплотнения грунта каждого слоя должен быть не менее 0,95.
Примечание – Особое внимание следует уделять качеству уплотнения грунта в трудно-
доступных местах – в нижних четвертях звеньев труб.
7.7.2.3. Возведение насыпи над трубой до проектной отметки должно производиться одновременно с отсыпкой всей насыпи. Досыпка насыпи до проектной отметки должна выполняться теми же грунтами, из которых отсыпается земляное полотно.
7.7.3. Засыпка после возведения насыпи (в прогале).
7.7.3.1. Расстояние между подошвой торцевого откоса насыпи и трубой должно быть с каждой стороны не менее 4 м, а общая ширина прогала – не менее 10 м.
7.7.3.2. Первоначально должна быть выполнена засыпка грунтом пазух между стенками котлована и фундаментом до уровня верха фундамента по 7.7.2.1.
7.7.3.3. Засыпка трубы должна производиться одновременно с обеих сторон слоями толщиной от 15 до 20 см с послойным уплотнением катками или механическими трамбовками без переезда техники над трубой до тех пор, пока высота уплотненной засыпки не достигнет 1 м. Коэффициент уплотнения грунта каждого слоя должен быть не менее 0,95. После этого уплотнение должно продолжаться равномерно по всей ширине насыпи до проектных отметок.
Примечание – Не следует допускать над трубой образования наезженной колеи; проезд
техники должен быть равномерен по всей ширине насыпи.
7.7.4. Схемы движения всех механизмов, используемых при обратной засыпке труб, должны быть указаны в ППР.
7.7.5. При расположении водопропускных труб на склонах лога засыпка должна начинаться с низовой стороны. Уровень засыпки с низовой стороны должен превышать уровень засыпки с верховой стороны.
7.7.6. При засыпке труб в зимнее время должны вестись наблюдения за температурой воздуха и укладываемого грунта. В засыпку не должны попадать комья мерзлого грунта, снега и льда. Засыпка должна проводиться сухим, не смерзшимся грунтом. Данные о температуре воздуха и укладываемого грунта, состояние грунта, способы его обработки и подготовки, а также способы и результаты контроля плотности грунта должны быть занесены в общий журнал работ, форма которого приведена в приложении Н.
7.7.7. Технические требования по засыпке водопропускных труб приведены в СП 46.13330 (таблица 28). Контролируемые параметры и допуски при засыпке водопропускных труб см. в соответствии с таблицами К.7 – К.10 (приложение К).
7.8. Устройство входных и выходных лотков и гасителей скорости
7.8.1. Для укрепления входного и выходного русел, предотвращения подмыва конструкций водопропускной трубы и размыва насыпи автомобильной дороги проектом должно быть предусмотрено устройство лотков у входного и выходного оголовков трубы.
7.8.2. На легкоразмываемых грунтах логов для уменьшения скорости потока проектом должны быть предусмотрены гасители скорости потока.
7.8.3. Рекомендуется устраивать лотки и гасители скорости из монолитного бетона или из габионных конструкций. Конструкция лотков и гасителей скорости потока должна быть указана в проекте.
7.8.4. Перед устройством лотков основание должно быть спланировано и уплотнено вручную.
7.8.5. Монолитные лотки должны устраиваться из бетона класса прочности на сжатие не ниже В12,5 толщиной 20 см.
7.8.6. Транспортировка бетонной смеси к месту работ должна осуществляться в соответствии с требованиями СТО НОСТРОЙ 2.6.54 (раздел 9).
7.8.7. Организация и производство работ по бетонированию лотков и гасителей скорости должно выполняться в соответствии с требованиями СТО НОСТРОЙ 2.6.54 (разделы 5, 8, 11 – 18) и СП 35.13330.
7.8.8. Контроль качества бетонных работ выполняется в соответствии с требованиями раздела К.5 (приложение К) и СТО НОСТРОЙ 2.6.54 (раздел 2).
7.8.9. При устройстве лотков и гасителей скорости потока из габионных конструкций следует руководствоваться требованиями СТО ИСМ 58748660-01-2010 [3].
7.8.10. После окончания работ по устройству лотков и гасителей скорости потока должен быть составлен акт освидетельствования скрытых работ по форме приведенной в приложении Ж.
7.9. Особенности устройства нетиповых и многоочковых труб
7.9.1. Конструкция водопропускных труб размеров и сечений, отличных от типовых, а также многоочковых труб и порядок их устройства определяются проектом (см. рисунок 4).
1 – автомобиль с доставленными звеньями трубы; 2 – автомобильный кран; 3 – лекальные блоки; 4 – звенья водопропускной трубы
Рисунок 4 – Монтаж звеньев двухочковой трубы
7.9.2. При устройстве многоочковых круглых фундаментных труб, пазухи между трубами должны заполняться бетонной смесью по ГОСТ 10181, имеющей класс прочности на сжатие не ниже В20. Бетонная смесь может доставляться автомобилями-самосвалами, автобетоносмесителями или изготавливаться на месте в соответствии с требованиями СТО НОСТРОЙ 2.6.54 (разделы 5 – 9).
Бетонная смесь к пазухам должна подаваться в бадьях с помощью крана либо через бункер, снабженный металлическим рукавом. Уплотнение бетонной смеси в пазухах должно осуществляться глубинными вибраторами (см. изображения г, ж – и, рисунок 2). Все работы по бетонированию должны выполняться в соответствии с требованиями СТО НОСТРОЙ 2.6.54 (разделы 11 – 18). Схему заполнения пазух двухочковой трубы бетонной смесью см. на изображении а), рисунок 5.
7.9.3. При сооружении бесфундаментных многоочковых бетонных или железобетонных водопропускных труб пространство между трубами необходимо заполнять дренирующим грунтом, отвечающим требованиям 4.18, с тщательным уплотнением его трамбовками.
а) заполнение пазух бетонной смесьюб) гидроизоляция трубы
1 – бункер с металлическим рукавом, подающим цементобетонную смесь для заполнения пазух; 2 – автомобиль-самосвал, доставляющий бетонную смесь;
3 – автогудронатор с ручным распределителем битума для гидроизоляции
Рисунок 5 – Заполнение пазух двухочковой трубы
7.9.4. Бетонные и железобетонные водопропускные трубы размеров и сечений, отличных от типовых, должны бетонироваться на месте в следующей очередности:
- первоначально производится устройство котлованов и подготовка оснований в соответствии с 7.3;
- на подготовленное основание устанавливается изготовленная по чертежам опалубка в соответствии с требованиями СТО НОСТРОЙ 2.6.54 (раздел 11);
- изготавливается и монтируется арматурный каркас в соответствии с требованиями СТО НОСТРОЙ 2.6.54 (раздел 10);
- производится бетонирование с уплотнением бетонной смеси наруж ными вибраторами через опалубку или глубинными вибраторами. Все рабо ты по бетонированию должны быть выполнены с соблюдением требований СТО НОСТРОЙ 2.6.54 (разделы 12 – 18).
7.9.5. Контроль качества бетонных работ должен осуществляться в соответствии с требованиями раздела К.5 (приложение К) и СТО НОСТРОЙ 2.6.54 (раздел 20).