6.3.4. Предварительную подготовку арматурных и других элементов армокаркасов (резка, гнутье, сварка и др.) следует осуществлять в условиях цеха и частично в построечных условиях в пределах зон действия монтажных кранов.
6.3.5. Крестообразные и нахлесточные соединения стержней арматуры следует выполнять привязкой друг к другу вязальной отожженной проволокой (по ГОСТ 3282) в местах, указанных в рабочих чертежах армирования.
6.3.6. Для вязки арматуры рекомендуется применять специализированные инструменты для ручной вязки.
6.3.7. Строительные закладные изделия, устанавливаемые в наружную защитную оболочку, могут иметь следующие отклонения от проектных размеров, за исключением случаев, оговоренных в рабочей документации:
- отклонение плоскости лицевых поверхностей закладных изделий по отношению к бетонной поверхности не более 5 мм;
- отклонение расположения плоских элементов закладных изделий от проектного ± 10 мм;
- отклонение осей трубных проходок ± 10 мм;
- отклонение от плоскостности лицевых поверхностей элементов закладных изделий не более 5 мм.
6.3.8. Закладные детали гермопроходок должны быть соосно расположены во внутренней и внешней оболочках. Допуски по соосности закладных деталей принимают по рабочей документации и контролируют в соответствии с проектом производства работ.
6.3.9. Перед бетонированием следующих ярусов защитной оболочки установленный арматурный каркас необходимо очистить от остатков бетона и рыхлых слоев ржавчины с применением металлических щеток, водоструйных или пескоструйных машин с последующим удалением мусора промышленным пылесосом.
6.3.10. Операционный контроль монтажа арматуры должен выполняться в соответствии с требованиями проекта производства работ и с проверкой соблюдения допускаемых отклонений в положении арматуры по СП 70.13330.
6.3.11. Установка арматуры и закладных деталей, предусмотренных рабочей документацией, должна контролироваться с оформлением актов освидетельствования скрытых работ по форме, приведенной в РД 11-02-2006 [5].
6.4. Устройство стыков арматуры
6.4.1 Для передачи усилия между стыкуемыми стержнями арматуры в соответствии с СП 52-101-2003 [4] могут использоваться:
а) стыки внахлестку без сварки (перепуск), применяемые при стыковании стержней с диаметром рабочей арматуры не более 20 мм:
- с прямыми концами стержней периодического профиля;
- с прямыми концами стержней с приваркой или установкой на длине нахлестки поперечных стержней;
- с загибами на концах (крюки, лапки, петли), причем для гладких стержней применяют только крюки и петли;
б) сварные и механические стыковые соединения:
- со сваркой арматуры;
- с применением специальных механических устройств (стыки с опрессованными муфтами, резьбовыми муфтами и др.).
6.4.2. Основные типы стыковых соединений арматуры и конструктивные решения, обеспечивающие их равнопрочность, приведены в приложении Б.
Примечание – Механические стыки арматуры по способу соединения делятся на:
опрессованные, полученные путем многократного или однократного поперечного обжатия соединительной муфты;
6.4.3. Допустимые типы стыков определяются в рабочем проекте. Выбор типа стыка должен быть указан в ППР с учетом наличия оборудования и обученного персонала.
7. Требования к показателям качества бетона и его компонентов
7.1. Общие требования к показателям качества бетона
7.1.1. Бетон внутренней и наружной защитных оболочек должен удовлетворять проектным требованиям и ГОСТ 26633.
Примечание – Проектные требования определяются в зависимости от конкретного проекта и условий строительной площадки. Примерный состав проектных требований приведен в приложении В.
7.2. Требования к материалам (компонентам) для приготовления бетона
7.2.1. Материалы для приготовления бетона должны удовлетворять требованиям проекта, ГОСТ 26633 и стандартов и/или технических условий на их изготовление.
7.2.2. В качестве вяжущего для приготовления бетона следует использовать портландцемент марок ЦЕМ I 42,5Н или ЦЕМ I 52,5Н по ГОСТ 31108 (ПЦ 500 Д0-Н или ПЦ 600 Д0-Н по ГОСТ 10178) с учетом требований к цементу, указанных в разделе 9.
Допускается в процессе подбора состава бетона применять другие виды цемента при условии соблюдения проектных требований к бетону.
7.2.3. В качестве крупного заполнителя следует применять щебень фракции от 5 до 20 мм из плотных изверженных пород марки не ниже 1200 с содержанием зерен слабых пород в щебне не более 5 %, морозостойкостью не ниже проектной марки бетона по морозостойкости, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 8267.
Допускается (при наличии технического обоснования) применять щебень фракции от 5 до10 мм, а также щебень с содержанием пылевидных фракций свыше указанного в ГОСТ 8267.
7.2.4. В качестве мелкого заполнителя должен применяться кварцевый песок с модулем крупности 2,0 – 2,5, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 8736.
Допускается (при наличии технического обоснования) применять песок с содержанием пылевидных фракций свыше указанного в ГОСТ 8267.
7.2.5. Следует применять химические добавки по ГОСТ 24211 – гиперпластификаторы, которые обеспечивают снижение расхода воды в смесях постоянной подвижности на величину от 17 % до 20 % при водоотделении бетонной смеси не более 0,5 %, не содержат реакционно-способные вредные примеси, обеспечивают сохраняемость свойств бетонной смеси не менее 2 ч, снижают скорость тепловыделения, не снижая при этом прочность бетона в зрелом возрасте и не увеличивая деформации усадки и ползучести.
7.2.5.1. Допускается применять гидравлически активные минеральные добавки, в частности микрокремнезем и золы-уноса (см. 9.5.5).
7.2.5.2. При зимнем бетонировании следует применять противоморозные добавки, не содержащие соли хлористого кальция, хлористого натрия и другие, вызывающие коррозию бетона или арматуры и закладных деталей.
7.2.5.3. Не допускается применять добавки, выделяющие или способствующие выделению взрывоопасных и ядовитых газов при повышенных температурах до + 250 оС и радиационных воздействиях.
7.2.5.4. Могут применяться комплексные добавки, в состав которых входят две или более добавок, указанных в 7.2.5.1 – 7.2.5.2 типов.
7.2.6. Вода для затворения бетонной смеси должна отвечать требованиям ГОСТ 23732.
7.2.7. Требования к бетону и материалам для его приготовления должны быть включены в задание на подбор номинального состава бетона в соответствии с ГОСТ 27006.
8. Требования к технологическим параметрам приготовления, транспортирования, укладки и уплотнения бетона
8.1. Бетонные смеси заданного качества следует готовить на бетоносмесительных установках в соответствии с требованиями ГОСТ 7473 и ГОСТ 27338.
8.2. При дозировании компонентов бетонной смеси пластифицирующие добавки рекомендуется вводить после дозирования остальных компонентов.
8.3. Для получения максимального эффекта пластификации время перемешивания в смесителях принудительного действия рекомендуется принимать не менее 60 с. В двухвальных смесителях с горизонтальными валами допускается принимать время перемешивания 40 с.
8.4. Не допускается готовить бетонную смесь заданного нормированного состава.
8.5. Не допускается выгружать в автобетоносмеситель неперемешанную бетонную смесь и перемешивать ее только в процессе транспортирования.
8.6. Подвижность бетонной смеси у места бетонирования цилиндрической части оболочек должна соответствовать удобоукладываемости марки П5 (осадка конуса свыше 20 см) и марки СУ2, определяемой по методике СТО НОСТРОЙ 2.6.54-2011 (приложение К).
Допускается в ППР устанавливать иную подвижность бетонной смеси в зависимости от принятой технологии бетонирования.
Примечание – Подвижность бетонной смеси целесообразно также определять по EN 12350-8:2010 «Испытание бетонной смеси. Часть 8. Самоуплотняющийся бетон. Испытание на растекание конуса». При этом время растекания бетонной смеси до диаметра 500 мм должно быть не больше 2 с.
8.7. Для купольной части оболочек и участков размещения контрольно-измерительных приборов подвижность бетонной смеси устанавливается в проектной документации или в ППР в зависимости от принятой технологии бетонирования.
8.8. Бетонную смесь до места укладки следует транспортировать автобетоносмесителем. Применение для транспортирования автосамосвалов не допускается.
8.8.1. В договоре на поставку бетонной смеси должно быть указано максимально допустимое время транспортирования.