Решение Московской городской избирательной комиссии от 22 мая 2014 г. N 80/2 "О Методических рекомендациях по организации деятельности контрольно-ревизионных служб при окружных избирательных комиссиях по контролю за избирательными фондами кандидатов, дост стр. 3

Применение данного программного продукта должно носить комплексный характер - целесообразно использовать полный набор функциональных возможностей задачи "Контроль избирательных фондов", который включает не только функции обработки сведений Сбербанка России по специальным избирательным счетам, но и функции проверки источников пожертвований, финансовых отчетов, формирования сведений о доходах и об имуществе кандидатов и результатах их проверки.

3. Контроль за проведением предвыборной агитации и выявление фактов расходования средств на проведение избирательной кампании помимо средств избирательного фонда

С целью выявления и документального подтверждения нарушений финансового характера при оплате расходов на предвыборную агитацию помимо средств избирательного фонда кандидата и применения мер ответственности избирательной комиссии необходимо:
- осуществлять учет экземпляров печатных агитационных материалов или их копий, экземпляров аудиовизуальных агитационных материалов, фотографий иных агитационных материалов, которые в соответствии с законом представляются в избирательную комиссию кандидатом. Для учета агитационных материалов, их изготовителей, а также для создания электронных образов агитационных материалов и последующего обмена информацией с вышестоящими избирательными комиссиями используется задача "Агитация" ГАС "Выборы";
- рассматривать в установленные законом сроки поступившие в избирательную комиссию заявления и обращения по вопросам нарушения порядка финансирования избирательной кампании кандидатом;
- привлекать соответствующих специалистов для подготовки экспертных оценок и заключений о характере размещенных в СМИ или изготовленных и распространенных материалов, касающихся выборов.
Для экспертной оценки и подготовки заключения при избирательной комиссии может создаваться экспертная группа из представителей территориальных органов Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий и других организаций.
Для изучения материалов предвыборной агитации проводится проверка и мониторинг, как самостоятельно, так и с привлечением иных организаций:
- распространяемых организациями телерадиовещания аудиовизуальных материалов, связанных с предвыборной агитацией (рекламные видеоролики, авторские программы, интервью, дебаты, "круглые столы" и др.);
- печатных материалов (периодические печатные издания, брошюры, листовки и иные печатные материалы), связанных с предвыборной агитацией;
- наружной рекламы, связанной с предвыборной агитацией (рекламные щиты, растяжки, бегущие строки, и др.).
Проверка и мониторинг предусматривает:
- проведение оценки всех материалов на предмет содержания в них признаков предвыборной агитации;
- определение исполнителя работ (услуг) и его местонахождения;
- выявление наличия отметки об оплате из избирательного фонда;
- накопление экземпляров агитационных материалов в избирательной комиссии;
- оценку распространяемых материалов по другим критериям.
Кроме того, избирательной комиссии целесообразно организовать получение информации:
- о распространении предвыборных агитационных материалов на улицах и в жилом секторе (по возможности эта информация должна содержать указание на примерный объем, количество экземпляров, объяснения, протоколы и т.п.);
- о проведении массовых мероприятий в поддержку кандидата;
- о массовой доставке печатной продукции, связанной с выборами и изготовленной не на территории субъекта Российской Федерации (города Москвы), где проводятся выборы.
Материалы, признанные агитационными, проверяются на наличие установленных законом выходных данных:
- в материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата была произведена оплата соответствующей публикации;
- в печатных и аудиовизуальных материалах должны содержаться наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилия, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилия, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информация о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.
При проверке оплаты изготовления агитационных материалов из избирательного фонда используются поступившие от учреждения Сбербанка России сведения: фамилия, имя, отчество кандидата, наименование получателя средств на изготовление (распространение) агитационных материалов; сумма, оплаченная из избирательного фонда; вид агитационного материала; документ, подтверждающий расход средств; иные данные. Бланк проверки образцов агитационных материалов и уведомлений, представленных кандидатами в избирательную комиссию, приведен в приложении N 18.
С целью определения фактических объемов и стоимости агитационного материала избирательная комиссия вправе запросить соответствующие данные у изготовителя, кандидата. В случае необходимости членами КРС совместно с представителями правоохранительных органов может быть инициирована встречная проверка организации, осуществившей выпуск (распространение) агитационной продукции.
Если распространяемые агитационные материалы не содержат необходимые выходные данные, то избирательная комиссия в соответствии с частью 8 статьи 55 Избирательного кодекса обращается в правоохранительные органы для принятия мер по пресечению их распространения и проведению мероприятий, позволяющих определить источник их происхождения, объем распространения, стоимость и участие кандидата в их изготовлении и распространении.
При установлении фактов оплаты агитационных материалов помимо избирательного фонда избирательная комиссия в зависимости от степени нарушения:
- выносит кандидату предупреждение о недопустимости нарушения правил ведения предвыборной агитации;
- информирует избирателей, направляя соответствующую информацию в организации СМИ;
- производит учет фактов нарушений по каждому кандидату с обязательной оценкой стоимости изготовленных агитационных материалов.
Если общие расходы на проведение избирательной кампании, оплаченные помимо избирательного фонда кандидатом, превысили 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного Избирательным кодексом, или предельный размер расходования средств избирательного фонда был превышен более чем на 5 процентов, избирательная комиссия обращается в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата.
Если общие расходы на проведение избирательной кампании, оплаченные помимо избирательного фонда избранным кандидатом, составляют более 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного Избирательным кодексом, то избирательная комиссия обращается в суд с заявлением об отмене решения о результатах выборов.
С целью привлечения к ответственности других участников избирательного процесса (включая лиц, действующих по поручению кандидата) за финансовые нарушения могут применяться соответствующие нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. Организация проведения проверок достоверности сведений о доходах и об имуществе, представляемых кандидатом

4.1. Сведения о доходах и об имуществе

Одновременно с письменным заявлением о выдвижении кандидата в соответствующую избирательную комиссию представляются сведения о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также oб имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах представляются по установленной Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форме. Сведения, за исключением сведений о доходах, указываются по состоянию на первое число месяца, в котором официально опубликовано решение о назначении выборов.
Кандидат также представляет в соответствующую избирательную комиссию по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года N 546:
1) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
2) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Факт представления указанных сведений наряду с другими необходимыми документами фиксируется в подтверждении получения документов по выдвижению кандидата.
Избирательная комиссия направляет указанные сведения в отношении каждого зарегистрированного кандидата, в течение 48 часов после регистрации в редакции периодических печатных изданий для опубликования. При этом перечень сведений, подлежащих опубликованию, устанавливается Городской комиссией.

4.2. Проверка достоверности сведений о доходах и об имуществе, представленных кандидатами

Избирательная комиссия обязана направить в соответствующие государственные органы представления о проверке достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов. Примерная форма представления приведена в приложении N 19.
Соответствующие органы обязаны проверить достоверность указанных сведений и в двадцатидневный срок сообщить о результатах проверки избирательной комиссии, а если представление избирательной комиссии о проведении проверки поступило за десять и менее дней до дня голосования, эти органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательный комиссией.
Сведения о доходах и об имуществе кандидатов, информация о выявленных фактах недостоверности этих сведений обобщаются избирательной комиссией, направляются в средства массовой информации и размещаются на информационном стенде в помещении для голосования. С информацией о выявленных фактах недостоверности сведений о доходах и об имуществе избирательная комиссия знакомит кандидатов.
Сведения, представляемые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года N 546, проверяются в порядке, определенном данным документом.

5. Список организаций, взаимодействующих с избирательными комиссиями в период подготовки и проведения выборов

1. Проверка сведений, указанных жертвователями в платежных документах