Решение Московской городской избирательной комиссии от 22 мая 2014 г. N 80/2 "О Методических рекомендациях по организации деятельности контрольно-ревизионных служб при окружных избирательных комиссиях по контролю за избирательными фондами кандидатов, дост стр. 2

Для открытия специального избирательного счета кандидат представляет в учреждение Сбербанка России следующие документы:
- заявление по форме, предусмотренной Порядком;
- документ, выданный избирательной комиссией для открытия специального избирательного счета по форме, предусмотренной Порядком;
- паспорт или заменяющий его документ кандидата (уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам);
- карточку с образцами подписей и оттиска печати (для кандидата, уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата);
- нотариально удостоверенную доверенность и копию решения избирательной комиссии о регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата (для уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата).
Уполномоченный представитель по финансовым вопросам действует в пределах полномочий, предоставленных кандидатом и оформленных нотариально удостоверенной доверенностью (примерная форма дана в приложении N 4). Избирательной комиссии целесообразно иметь копию этой доверенности.
Нотариально удостоверенная доверенность уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата оформляется, как правило, до момента открытия специального избирательного счета, и ее оплата не включается в расходы средств избирательного фонда. В случае назначения (замены) уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата в ходе избирательной кампании, расходы по оформлению доверенности осуществляются за счет средств соответствующего избирательного фонда.
При открытии счета между кандидатом и учреждением Сбербанка России заключается договор о специальном избирательном счете.
В случае открытия счета уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата договор заключается от имени кандидата.
После представления документов банк незамедлительно (в тот же день) открывает специальный избирательный счет.
Реквизиты открытого специального избирательного счета представляются кандидатом в соответствующую избирательную комиссию.
В рамках конкретной избирательной кампании кандидат вправе открыть только один специальный избирательный счет в соответствующем избирательном округе. Если кандидат одновременно участвует в выборах различного уровня в пределах одной и той же территории, он создает избирательный фонд при выдвижении в каждом избирательном округе. При этом предельные размеры расходования средств этих избирательных фондов исчисляются в совокупности по наибольшему из указанных предельных размеров. Городская комиссия обобщает сведения о расходовании средств избирательных фондов такого кандидата и информирует соответствующие избирательные комиссии.
После регистрации кандидата продолжается ведение ранее открытого специального избирательного счета.
Специальный избирательный счет закрывается кандидатом до представления им итогового финансового отчета. При этом процедура закрытия специального избирательного счета должна контролироваться соответствующей избирательной комиссией.

2.3. Получение и проверка сведений по избирательным фондам, передача их в средства массовой информации для опубликования

Учреждение Сбербанка России - держатель специального избирательного счета обязано предоставлять в соответствующую избирательную комиссию сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов (в электронном виде и на бумажном носителе). Для передачи в электронном виде используется система "Клиент - Сбербанк".
Периодичность представления филиалом Сбербанка России сведений по избирательным фондам и форма предоставления сведений устанавливается Порядком.
Избирательная комиссия проверяет полученные сведения о движении средств на специальных избирательных счетах в несколько этапов.
На первом этапе проверяется соответствие формы (формата) полученных сведений формам (формату), установленным нормативными актами, договором о передаче сведений по системе "Клиент - Сбербанк".
Далее каждый платеж подлежит проверке на наличие установленных законом обязательных реквизитов и сведений: для юридического лица - идентификационного номера налогоплательщика, названия, даты регистрации, банковских реквизитов, отметки об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 статьи 59 Избирательного кодекса; для гражданина - фамилии, имени, отчества, даты рождения и адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, информации о гражданстве. Таблица проверки сведений, содержащихся в платежных документах жертвователей, на наличие обязательных реквизитов, предусмотренных законом, приведена в приложении N 5.
Предприниматель без образования юридического лица при внесении пожертвования в платежных документах указывает реквизиты, обязательные для жертвователей - граждан.
В случае отсутствия одного из следующих обязательных реквизитов: для юридического лица - идентификационного номера налогоплательщика, названия, банковских реквизитов, или если им указаны недостоверные, а для гражданина - фамилии, имени, отчества и адреса места жительства, или если им указаны недостоверные сведения о себе, пожертвование признается поступившим от анонимного жертвователя. В соответствии с Избирательным кодексом пожертвование, поступившее от анонимного жертвователя, не может быть использовано на оплату расходов по проведению избирательной кампании и подлежит перечислению в доход бюджета города Москвы. В случае отсутствия любого другого из обязательных реквизитов пожертвование в соответствии с Избирательным кодексом подлежит возврату жертвователю. При наличии всех обязательных реквизитов проверяется соблюдение положений закона, устанавливающих перечень жертвователей, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды. Если запрет нарушен, то избирательная комиссия письменно уведомляет об этом кандидата, который обязан возвратить средства жертвователю.
Сведения о каждом жертвователе - юридическом лице направляются в уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, для проверки их достоверности. Такими органами являются территориальные органы Федеральной налоговой службы России (форма представления дана в приложении N 6) и Министерства юстиции Российской Федерации (форма представления дана в приложении N 7). В органах Министерства юстиции Российской Федерации подлежат проверке жертвователи - юридические лица с целью определения их принадлежности к благотворительным организациям и религиозным объединениям. В перечень юридических лиц, направляемых на проверку в органы Министерства юстиции Российской Федерации, следует включать только те из них, в отношении которых такая проверка является очевидной (в соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер ее деятельности).
Также в органах Министерства юстиции Российской Федерации проверяются некоммерческие организации на предмет ограничений, установленных пунктом 15 части 2 статьи 59 Избирательного кодекса. Проверка некоммерческой организации включает два этапа. Проверяются сведения о некоммерческой организации как жертвователе - юридическом лице в органе Федеральной налоговой службы по форме, приведенной в приложении N 6. В органах Министерства юстиции Российской Федерации устанавливаются источники получения некоммерческой организацией в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, денежных средств либо иного имущества, а также наличие возврата этих средств либо имущества в указанный период по форме, приведенной в приложении N 7. Орган Министерства юстиции Российской Федерации информирует о результатах проверки в виде перечня государств, органов, организаций и физических лиц, оказавших финансовую поддержку каждой некоммерческой организации в течение года, предшествующего дате внесения добровольного пожертвования этой организацией, с указанием общей суммы поступивших и возвращенных денежных средств, общей стоимости иного имущества. С целью окончательной оценки соблюдения некоммерческими организациями установленных для них законом ограничений, юридические и физические лица, оказавшие финансовую поддержку некоммерческой организации, проверяются в органах, осуществляющих их регистрацию, на предмет установления отсутствия ограничений, предусмотренных пунктом 15 части 2 статьи 59 Избирательного кодекса.
В случае необходимости проверки правомерности внесения (перечисления) добровольного пожертвования гражданином, избирательная комиссия направляет сведения о нем в органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (форма дана в приложении N 8). В настоящее время такими органами являются территориальные органы Федеральной миграционной службы России.
При этом рекомендуется проведение предварительной проверки сведений о жертвователях - физических лицах с использованием данных Регистра избирателей, участников референдума.
Представления на проведение проверки жертвователей - физических лиц целесообразно направлять в регистрирующий орган только по тем физическим лицам, по которым требуется документальное подтверждение этим органом результатов предварительной проверки: в случаях выявления запрета на внесение (перечисление) пожертвования, отсутствия данных либо их неполного представления в Регистре избирателей, участников референдума, необходимости уточнений отдельных сведений.
Если пожертвование, поступившее правомерно, превышает установленный законом размер, то превышающая этот размер часть пожертвования должна быть возвращена кандидатом жертвователю.
Внесение (перечисление) в избирательный фонд кандидата установленных законом средств, не относящихся к добровольным пожертвованиям, характеризуется следующими особенностями:
- при внесении собственных средств кандидат указывает в распоряжении фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, информацию о гражданстве и делает запись "Собственные средства кандидата";
- при внесении собственных средств кандидата его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в распоряжении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина уполномоченного представителя по финансовым вопросам, информация о гражданстве и делается запись "Собственные средства кандидата";
- при внесении средств избирательным объединением, выдвинувшим кандидата, в распоряжении указывается наименование избирательного объединения и делается запись "Средства избирательного объединения, выдвинувшего кандидата".
Избирательная комиссия незамедлительно информирует кандидата обо всех поступлениях на его специальный избирательный счет с нарушением установленного порядка. В случае необходимости избирательная комиссия вправе обратиться в банк для уточнения полученных сведений. Образец уведомления кандидата о поступлении на его специальный избирательный счет пожертвований, внесенных с нарушением установленного порядка, приведен в приложении N 9.
Избирательная комиссия не реже одного раза в месяц направляет в государственные периодические печатные издания, указанные в части 13 статьи 46 Избирательного кодекса, сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, подлежащих опубликованию в соответствии с Избирательным кодексом (форма дана в приложении N 10).

2.4. Расчеты кандидатов с гражданами и юридическими лицами

В целях обеспечения проведения предвыборных мероприятий для выполнения соответствующих работ и оказания услуг могут привлекаться граждане и юридические лица. Запрещается без письменного согласия кандидата либо его уполномоченного представителя по финансовым вопросам и без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнять оплачиваемые работы, реализовывать товары, оказывать платные услуги, прямо или косвенно связанные с выборами и направленные на достижение определенного результата на выборах.
Основанием произведенных из избирательного фонда расходов является гражданско-правовой договор, заключенный между кандидатом (или от имени кандидата - его уполномоченным представителем по финансовым вопросам) и гражданином или юридическим лицом. Расчеты между кандидатом и юридическими лицами по гражданско-правовым договорам осуществляются только в безналичном порядке. Экземпляр (копия) договора представляется в избирательную комиссию вместе с итоговым финансовым отчетом. Договоры возмездного выполнения работ (оказания услуг) гражданином либо юридическим лицом заключаются только в письменной форме.
Избирательной комиссии целесообразно ознакомить кандидатов, его уполномоченных представителей по финансовым вопросам с примерными формами договоров об оказании услуг (выполнении работ) гражданином, юридическим лицом (приложения NN 11, 12, 13, 14, 15).
Обязательства граждан и юридических лиц по договорам возмездного оказания услуг (выполнения работ) в отношении кандидата прекращаются с момента подписания сторонами акта приемки оказанных услуг (выполненных работ). Следует обращать внимание на соответствие конкретного вида услуг (работ), предусмотренных заключенным договором, оказанным услугам (выполненным работам), указанным в акте (примерная форма дана в приложении N 16).

2.5. Отчетность по средствам избирательных фондов

В соответствии с Избирательным кодексом кандидат представляет в избирательную комиссию свои финансовые отчеты: первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации, итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
Форма финансового отчета и требования к оформлению прилагаемых к нему документов определены Инструкцией о порядке формирования и расходования, формах учета и отчетности денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов депутатов Московской городской Думы, утвержденной решением Городской комиссии.
Целесообразно, чтобы избирательная комиссия, принимая финансовый отчет кандидата, зафиксировала факт представления каждого финансового отчета документом по форме, определяемой избирательной комиссией, копия которого выдается лицу, представившему отчет. Представление первого финансового отчета фиксируется в справке при приеме документов, необходимых для регистрации кандидата.
Первичные финансовые документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа и дату его составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должности, фамилию и инициалы лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личную подпись указанного лица.
Первичные финансовые документы должны быть сброшюрованы в хронологической последовательности по мере отражения финансовых операций на специальных избирательных счетах. При этом к выпискам банка со специального избирательного счета прилагаются документы, подтверждающие расходование денежных средств. Примерный перечень первичных финансовых документов приведен в приложении N 17.
Финансовый отчет подписывается кандидатом (зарегистрированным кандидатом).
При необходимости, кандидат, его уполномоченный представитель по финансовым вопросам по запросу соответствующей избирательной комиссии представляет пояснительную записку к финансовому отчету.

2.6. Использование программных средств ГАС "Выборы"

Контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов в избирательных комиссиях осуществляется с использованием программных средств ГАС "Выборы" (задача "Контроль избирательных фондов" ГАС "Выборы").