Правительство Челябинской области постановляет:
1. Внести в План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Челябинской области (2013-2018 годы)", утвержденный постановлением Правительства Челябинской области от 26.02.2013 года N 67-П "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Челябинской области (2013-2018 годы)" (Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2013, выпуск 1), изменения, изложив его в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Председатель Правительства Челябинской области | С.Л. Комяков |
Утвержден
постановлением Правительства
Челябинской области
от 26 февраля 2013 г. N 67-П
(в редакции постановления
Правительства Челябинской области
от 30 мая 2014 г. N 253-П)
План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Челябинской области (2013-2018 годы)"
I. Общее описание Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Челябинской области (2013-2018 годы)"
1. Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Челябинской области (2013-2018 годы) (далее именуется - "дорожная карта") призвана обеспечить доступность, существенно повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания (далее именуются - социальные услуги), удовлетворенность граждан социальными услугами.
Достижению данной цели будет способствовать модернизация системы социального обслуживания, предусматривающая:
совершенствование нормативной правовой базы с обеспечением дифференцированного оказания социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости;
привлечение для оказания социальных услуг населению негосударственных организаций (коммерческих и некоммерческих), индивидуальных предпринимателей и добровольцев;
внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг;
осуществление эффективного контроля за предоставлением социальных услуг;
реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
сокращение очередности на получение социальных услуг, в том числе путем развития стациоиарозамещающих# технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому.
С целью сохранения кадрового потенциала учреждений социального обслуживания и повышения престижа профессий работников данных учреждений необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены сохранением очередности на предоставление социальных услуг, дефицитом квалифицированных кадров, состоянием материально-технической базы учреждений социального обслуживания, а также недостаточной развитостью конкурентного рынка социальных услуг.
На протяжении длительного времени сохраняется очередность на предоставление социальных услуг преимущественно в стационарных условиях.
Потребность в стационарном социальном обслуживании носит устойчивый характер, а в условиях психоневрологических интернатов имеет тенденцию к возрастанию. В настоящее время можно констатировать отставание темпов прироста мест в стационарных учреждениях социального обслуживания от роста численности граждан, зарегистрированных в качестве нуждающихся в данных услугах.
Очередь на получение места в стационарных учреждениях социального обслуживания по состоянию на 1 января 2013 года составляла 403 человека (9,6 процента от числа получающих соответствующие социальные услуги), в том числе в психоневрологические интернаты - 297, в специальный дом-интернат - 46, в отделения милосердия домов-интернатов для престарелых и инвалидов - 40, в детские дома-интернаты - 20.
Очередь на получение социальных услуг на дому - 322 человека, что составляет 0,9 процента от числа получающих социальные услуги на дому.
Относительно высокая очередность в стационарные учреждения психоневрологического профиля связана с тенденцией к увеличению численности граждан, страдающих психическими расстройствами. По данным Федерального казенного учреждения "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию", с 1992 года отмечается неуклонное ежегодное увеличение численности граждан, страдающих психическими расстройствами.
Наличие граждан, ожидающих поступления в специальное стационарное учреждение социального обслуживания, связано с высокой концентрацией в Челябинской области крупных исправительных учреждений.
Проблема очередности отчасти вызвана несовершенством действующего федерального законодательства. Границы между категориями граждан, нуждающихся в социальном обслуживании в стационарных и нестационарных условиях, размыты и не позволяют в полной мере реализовать принцип адресности предоставления социальных услуг. Не установлены объективные критерии, определяющие индивидуальную нуждаемость гражданина в конкретном виде социальных услуг, в том числе в постоянном постороннем уходе. В связи с этим в интернаты зачастую попадают граждане, частично утратившие способность к самообслуживанию, которые вполне могли бы обслуживаться на дому.
Кроме того, стационарные учреждения социального обслуживания психоневрологического профиля переуплотнены. Жилая площадь, рассчитанная на одного клиента, в них зачастую меньше минимальной площади, предусмотренной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 71 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2564-09".
В системе социального обслуживания Челябинской области наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда работников учреждений социального обслуживания, не соответствующим напряженности и интенсивности их труда.
В 2013 году размер среднемесячной заработной платы социальных работников составил 12 441,6 рубля, или 48,1 процента к уровню среднемесячной заработной платы по Челябинской области.
Оптимизация штатной численности работников учреждений системы социальной защиты населения Челябинской области произведена ранее и составляет 30 процентов и более от нормативной (предусмотренной постановлениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 февраля 2002 г. N 13, от 8 августа 2002 г. N 54, от 22 декабря 2003 г. N 86 и другими). Фонд оплаты труда указанных учреждений также сформирован с определенным дефицитом.
Вместе с тем ввиду специфики работы, тяжелых условий труда, низкого уровня его оплаты нормативное количество персонала является минимально необходимым для обеспечения стабильного функционирования учреждений социального обслуживания. В учреждениях социального обслуживания сложился дефицит не только основного и вспомогательного персонала, но и административно-управленческого. В 2012 году фонд оплаты труда административно-управленческого персонала от общего фонда оплаты труда составлял не более 7-21 процента.
Среднемесячная заработная плата работников учреждений системы социальной защиты населения Челябинской области значительно меньше чем в отраслях здравоохранения и образования и составляла в 2013 году, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, 15 864,9 рубля (73,97 процента от среднемесячной заработной платы работников здравоохранения, 84,15 процента - работников образования).
Специфика работы и невысокий уровень оплаты труда в учреждениях социального обслуживания (по сравнению с оплатой труда в других отраслях бюджетной сферы) приводят не только к оттоку высококвалифицированных кадров из системы социальной защиты населения, но и к высокому уровню внутреннего совместительства (составляет в среднем 1,4 процента).
С учетом произведенной оптимизации ресурсы для дальнейшего повышения заработной платы за счет уменьшения штатной и среднесписочной численности работников учреждений социального обслуживания населения являются минимальными.
Материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания значительно устарела. Большая часть из них располагается в приспособленных зданиях, построенных более 40 лет назад, до введения соответствующих санитарных правил и нормативов, и зачастую не соответствующих последним по архитектурно-планировочным решениям.
По состоянию на 31 декабря 2012 года из 32 стационарных учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений социального обслуживания для граждан без определенного места жительства у 2 учреждений имеются здания, нуждающиеся в реконструкции.
В Челябинской области недостаточно развит конкурентный рынок социальных услуг.
3. Целями "дорожной карты" являются:
совершенствование законодательства Челябинской области в сфере социального обслуживания, принятие региональных нормативных правовых актов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
оптимизация структуры учреждений социального обслуживания путем ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии работников учреждений социального обслуживания;
повышение в 2018 году средней заработной платы социальных работников учреждений системы социальной защиты населения до 100 процентов от средней заработной платы в Челябинской области;
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
предоставление гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя для получения социальных услуг.