Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации или Государственного гимна Российской Федерации.
С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение может заключаться в любом нарушении гражданами, должностными лицами или юридическими лицами установленного законом порядка использования государственных символов Российской Федерации.
С учётом вышеизложенного, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.10 КоАП РФ, может выражаться как в использовании лицами при обращении в те или иные органы или к должностным лицам бланков и (или) печатей, содержащих изображение, идентичное изображению Государственного герба Российской Федерации, но не указанных в Федеральном конституционном законе "О Государственном гербе Российской Федерации", так и в использовании бланков и (или) печатей с изображением, схожим по внешнему виду до степени смешения с Государственным гербом Российской Федерации.
Судебная практика военной коллегии
По уголовным делам
1. Требования реабилитированного о возмещении имущественного вреда и восстановлении трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав разрешаются судом в уголовно-процессуальном порядке.
20 января 2011 г. Фокинский гарнизонный военный суд признал за Г. право на частичную реабилитацию в связи с прекращением в отношении его судом кассационной инстанции уголовного дела по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, за отсутствием в деянии состава преступления. На военного прокурора гарнизона залива Стрелок была возложена обязанность принести Г. официальные извинения за причинённый ему вред в связи с уголовным преследованием, а на Минфин России - выплатить процессуальные издержки и 24 781 руб. за оказание юридической помощи.
Этим же постановлением Г. отказано в удовлетворении требований о восстановлении в ранее занимаемой должности командира части с присвоением воинского звания "полковник", о взыскании в его пользу с Министерства финансов РФ за счёт казны Российской Федерации денежного довольствия, материальной помощи, денежного вознаграждения и других выплат за соответствующие периоды, а также требований о направлении командиру воинской части и командующему космическими войсками официального сообщения, "реабилитирующего его в преступлении" и возложении обязанности на командование указанной части приложить к его личному делу документы, реабилитирующие его.
Тихоокеанский флотский военный суд, рассмотрев дело в кассационным порядке, 17 марта 2011 г. оставил данное постановление без изменения.
Рассмотрев материалы дела по надзорной жалобе Г., Военная коллегия Верховного суда РФ нашла обжалуемые судебные постановления в части отказа в удовлетворении заявленных требований подлежащими отмене с направлением дела в названной части на новое рассмотрение в Фокинский гарнизонный военный суд по следующим основаниям.
В суде установлено, что уголовное дело по обвинению Г. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, было прекращено судом кассационной инстанции на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть за отсутствием в деянии состава преступления.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 133 УПК РФ лицо, в отношении которого уголовное дело прекращено по указанному основанию, имеет право на реабилитацию, в том числе и право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием. Часть третья той же статьи УПК РФ устанавливает, что право на возмещение вреда в порядке, установленном гл. 18 УПК РФ, то есть в порядке реабилитации, имеет также лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу.
Отказывая Г. в удовлетворении его требований, суд первой инстанции исходил из того, что органами предварительного следствия мера процессуального принуждения - отстранение от занимаемой должности в порядке ст. 111 и 114 УПК РФ - в отношении Г. при производстве по уголовному делу не применялась, из сферы воинских правоотношений он не исключался, а был освобождён от занимаемой должности командира воинской части и зачислен в распоряжение не в уголовно-процессуальном порядке, а в рамках военно-служебных отношений воинским должностным лицом в соответствии с п. "в" ч. 2 ст. 13 и ст. 14 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237. При этом судом не оценён должным образом ряд других данных и обстоятельств, которые свидетельствуют об обратном.
Как усматривается из материалов дела, после возбуждения в отношении Г. уголовного дела за деяния, которые затем были расценены как совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, приказом Министра обороны РФ от 7 марта 2009 г. N 03 он был отстранён от должности командира воинской части. Поводом для издания указанного приказа в отношении Г. явилось именно возбуждение уголовного дела, которое затем судом кассационной инстанции было прекращено.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 111 УПК РФ временное отстранение от должности является одной из мер процессуального принуждения, применяемого в уголовно-процессуальном порядке.
Из материалов уголовного дела также усматривается, что после возбуждения в отношении Г. 21 января 2009 г. уголовного дела по ч. 3 ст. 160 УК РФ 28 января того же года руководителем военно-следственного отдела по гарнизону залива Стрелок в Фокинский гарнизонный военный суд было направлено постановление следователя с ходатайством об отстранении его от должности.
Судьёй указанного суда данное ходатайство следователя 29 января 2009 г. удовлетворено, Г. временно был отстранён от занимаемой должности командира части, копия постановления судьи была направлена командующему Тихоокеанским флотом для исполнения.
Ссылки судов на то, что постановление судьи об отстранении Г. от должности впоследствии, а именно 19 марта 2009 г., было отменено, хотя и соответствуют действительности, однако не учитывают то обстоятельство, что приказ Министра обороны РФ об отстранении Г. от должности в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела состоялся до этого, уже 7 марта 2009 г.
Изложенные фактические обстоятельства отстранения Г. от воинской должности, имеющие существенное значение для правильного разрешения его заявления о реабилитации, судом первой инстанции не исследовались и не учитывались при вынесении постановления.
Как следует из оспариваемых судебных постановлений, суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу, что заявленные Г. требования являются требованиями об оспаривании действий Министра обороны РФ, и потому не подлежат рассмотрению в порядке гл. 18 УПК РФ и должны рассматриваться в порядке, предусмотренном гл. 23 и 25 ГПК РФ.
Однако такой вывод не основан на законе.
В соответствии с положениями ст. 133, 135 и 138 УПК РФ и п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 г. N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве" требования реабилитированного о возмещении вреда (за исключением компенсации морального вреда в денежном выражении), восстановлении трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав разрешаются судом в уголовно-процессуальном порядке.
Из изложенного следует, что указанные требования Г. подлежали рассмотрению именно в порядке гл. 18 УПК РФ, регламентирующей реабилитацию в уголовном судопроизводстве.
Более того, делая в описательно-мотивировочной части постановления ошибочный вывод о том, что заявленные Г. требования не могут рассматриваться в уголовно-процессуальном порядке, суд без рассмотрения их по существу в резолютивной части постановления отказал ему в удовлетворении этих требований, чем лишил его права на их рассмотрение и в порядке гражданского судопроизводства.
Таким образом, допущенные судом первой инстанции нарушения уголовно-процессуального закона путём лишения и ограничения гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства повлияли на законность и обоснованность постановления в отношении Г. в обжалуемой части.
Определение N 211-Д12-13с
По гражданским делам
2. Признание военнослужащего, уволенного в запас в связи с невыполнением им условий контракта, не годным к военной службе после утраты статуса военнослужащего само по себе не может служить причиной изменения основания его увольнения с военной службы.
Согласно решению Московского гарнизонного военного суда от 12 июля 2011 г., оставленному без изменения в кассационном порядке 22 сентября 2011 г. Московским окружным военным судом, частично удовлетворено заявление М.
Суд признал необоснованным указание командира воинской части в ответе на обращение М. в адрес первого заместителя Министра обороны РФ и заместителя Министра обороны РФ на отсутствие возможности изменения основания его увольнения с военной службы. Суд также обязал заместителя Министра обороны РФ внести изменения в изданный им ранее приказ в части, касающейся основания увольнения М. с военной службы, указав в качестве основания этого увольнения подп. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе). В удовлетворении заявления в части, касающейся оспаривания заявителем действий первого заместителя Министра обороны РФ, суд отказал.
В кассационной жалобе представитель воинского должностного лица просил судебные постановления отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы он указал, что на момент издания приказа об увольнении М. с военной службы имелось единственное основание для его увольнения - невыполнение им условий контракта о прохождении военной службы. При этом в период увольнения с военной службы заявителю командованием было предоставлено право на прохождение военно-врачебной комиссии, от которого тот отказался, что было установлено вступившими в законную силу судебными постановлениями.
Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Военная коллегия нашла жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, выразившиеся в следующем.
Из материалов дела следует, что приказом начальника вооружения Вооружённых Сил Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 7 июня 2010 г. М. досрочно уволен в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы, на основании чего приказом командира воинской части он с 11 июня 2010 г. исключён из списков личного состава части.
Будучи несогласным с досрочным увольнением с военной службы в запас, М. оспорил названные приказы в судебном порядке. Однако 27 сентября 2010 г. Московский гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления в части требований об отмене приказа начальника вооружения Вооружённых Сил РФ - заместителя Министра обороны РФ от 7 июня 2010 г. об увольнении его с военной службы и восстановлении в прежней должности ему отказал. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского окружного военного суда от 16 декабря 2010 г. решение суда в данной части оставлено без изменения, а в части исключения из списков личного состава части суд обязал командира части изменить дату исключения М. из названных списков на 18 июня 2010 г.
Из изложенного следует, что с 18 июня 2010 г. М. статус военнослужащего утратил.
Судебным решением от 27 сентября 2010 г. также установлено, что в период увольнения заявителю командованием было предложено пройти медицинское освидетельствование, однако тот не только отказался от его прохождения, но и самостоятельно покинул госпиталь, где он находился на излечении, что лишило военно-врачебную комиссию возможности проведения такого освидетельствования. И только после увольнения на основании свидетельства о болезни от 8 декабря 2010 г. М. был признан не годным к военной службе.
После этого 24 декабря 2010 г. заявитель письменно обратился к начальнику вооружения Вооружённых Сил РФ - заместителю Министра обороны РФ с просьбой об изменении основания его увольнения в приказе указанного должностного лица от 7 июня 2010 г. с "в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта" (подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") на "по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией М. не годным к военной службе" (подп. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Командир воинской части, указав, что действует по поручению первого заместителя Министра обороны РФ и заместителя Министра обороны РФ, письмом от 11 февраля 2011 г. в удовлетворении указанной выше просьбы отказал.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
При таких данных, признавая необоснованным отказ в изменении основания увольнения с военной службы М. и обязывая воинское должностное лицо внести изменения в изданный ранее приказ, суд фактически пересмотрел вступившее в законную силу решение Московского гарнизонного военного суда от 27 сентября 2010 г., что делать был не вправе.
Таким образом, выводы судов о правомерности требований заявителя о внесении изменений в ранее изданный заместителем Министра обороны Российской Федерации приказ от 7 июня 2010 г. в части, касающейся основания увольнения М. с военной службы, а также о признании необоснованным указания командира части в ответе от 11 февраля 2011 г. на отсутствие возможности изменения основания увольнения заявителя с военной службы, не основаны на законе.
Данное обстоятельство указывает на незаконность решения Московского гарнизонного военного суда от 12 июля 2011 г. и кассационного определения судебной коллегии Московского окружного военного суда от 22 сентября 2011 г. по заявлению М.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании исследованных доказательств, Военная коллегия отменила названные судебные постановления и, не передавая дело на новое рассмотрение, приняла новое решение об отказе М. в удовлетворении заявления.
Определение N 201-КГ12-14
Извлечения из постановлений Европейского суда по правам человека
В постановлении по делу "Илюшкин и другие против Российской Федерации" от 17 апреля 2012 г. Европейский Суд по правам человека (далее - Европейский Суд) констатировал нарушение статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) в связи с отсутствием эффективных внутригосударственных средств правовой защиты, способных исправить положение с неисполнением вынесенных в пользу двадцати девяти заявителей судебных решений, а также пункта 1 статьи 6 Конвенции и статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции по причине длительного неисполнения судебных решений.
Обстоятельства дела: двадцать девять заявителей - бывшие военнослужащие. "По окончании военной службы ... они добились принятия судебных решений в свою пользу..., предписывающих руководству Министерства обороны Российской Федерации обеспечить заявителей жилыми помещениями." В связи с тем, что указанные судебные решения не исполнены ответчиком (за исключением четырёх заявителей), они обратились в Европейский Суд.