1. Общие положения
1.1 Стандарт государственного аудита "Предварительный аудит формирования федерального бюджета" (далее - Стандарт) разработан с учетом положений:
статей 152, 157, 179, 192, 195, 199, 200, 201 и 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс);
статей 4, 5, 7, 11 Федерального закона "О парламентском контроле";
статей 5, 13, 14, 15, 18, 24 и 35 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации";
Регламента Счетной палаты Российской Федерации (далее - Регламент), утвержденного постановлением Коллегии Счетной палаты от 7 июня 2013 г. N 3ПК);
стандартов государственного аудита, используемых Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата), и стандартов организации деятельности Счетной палаты;
международных стандартов ИНТОСАИ для высших органов финансового контроля.
1.2. Стандарт разработан для использования сотрудниками Счетной палаты при организации и проведении предварительного аудита формирования федерального бюджета и подготовки заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
1.3. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур проведения предварительного аудита формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
1.4. Настоящий Стандарт устанавливает:
основные принципы и этапы проведения предварительного аудита формирования федерального бюджета;
требования к содержанию комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
структуру, содержание и основные требования к заключению Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
порядок взаимодействия между направлениями деятельности Счетной палаты, возглавляемыми аудиторами Счетной палаты, и структурными подразделениями аппарата Счетной палаты в ходе проведения предварительного аудита формирования федерального бюджета.
1.5. При организации и проведении предварительного аудита формирования федерального бюджета сотрудники Счетной палаты обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "О парламентском контроле", "О Счетной палате Российской Федерации", бюджетным законодательством, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Регламентом, а также приказами, инструкциями, иными нормативными документами Счетной палаты и настоящим Стандартом.
1.6. Внесение изменений и дополнений в настоящий Стандарт осуществляется на основании решений Коллегии Счетной палаты. Решение вопросов, не урегулированных настоящим Стандартом, осуществляется Председателем Счетной палаты (или, по его поручению, заместителем Председателя Счетной палаты), и вводится в действие приказом или распоряжением Счетной палаты.
1.7. Коллегия Счетной палаты ежегодно утверждает Программу проверки и анализа обоснованности показателей проекта федерального бюджет, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования.
2. Основы осуществления предварительного аудита формирования федерального бюджета
2.1. Правовые и информационные основы предварительного аудита формирования федерального бюджета
2.1.1. Предварительный аудит формирования федерального бюджета является формой государственного финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой в рамках единой системы контроля формирования и исполнения федерального бюджета на основании статей 152, 157, 179, 192, 195, 199, 200, 201 и 265 Бюджетного кодекса, а также статей 5, 13, 14, 15, 18, 24 и 35 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", статей 4, 5, 7 и 11 Федерального закона "О парламентском контроле".
2.1.2. Предварительный аудит формирования федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период представляет собой комплекс экспертно-аналитических и контрольных мероприятий по проверке и анализу обоснованности показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, наличия и состояния нормативной методической базы его формирования и на их основе подготовку заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также участие Счетной палаты в ходе рассмотрения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
2.1.3. Целью предварительного аудита формирования федерального бюджета является определение достоверности и обоснованности показателей проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Задачами предварительного аудита формирования федерального бюджета являются:
определение соответствия действующему законодательству проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума);
определение обоснованности и достоверности показателей проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу;
оценка проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период как инструмента социально-экономической политики государства, его соответствия положениям посланий Президента Российской Федерации и иным программным документам;
оценка качества прогнозирования доходов федерального бюджета, расходования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики, а также эффективности межбюджетных отношений.
2.1.4. Предметом предварительного аудита формирования федерального бюджета являются проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, документы и материалы, представляемые одновременно с ним в Государственную Думу, включая прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, паспорта государственных программ Российской Федерации, а также документы, материалы и расчеты по формированию проекта федерального бюджета и макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
2.1.5. Объектами предварительного аудита формирования федерального бюджета являются:
Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство экономического развития Российской Федерации;
другие федеральные государственные органы, главные администраторы доходов федерального бюджета, главные распорядители средств федерального бюджета и иные участники бюджетного процесса (выборочно);
Центральный банк Российской Федерации;
организации, осуществляющие агентские функции по управлению государственным долгом Российской Федерации и долгом иностранных государств перед Российской Федерации.
2.1.6. При осуществлении предварительного аудита формирования федерального бюджета необходимо исходить из действующих правовых основ формирования проекта федерального бюджета и определить соответствие проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и процедур по его формированию, документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу, программным документам по вопросам экономической и бюджетной политики, принимаемым Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, действующему законодательству, а также ведомственным нормативным правовым актам, перечисленным в приложении N 2 к Стандарту.
2.1.6.1. При осуществлении предварительного аудита формирования федерального бюджета должно быть проверено и проанализировано соответствие проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и документов, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу, положениям Бюджетного кодекса, в том числе:
I. При оценке прогноза макроэкономических показателей необходимо обратить внимание на соблюдение принципа достоверности бюджета, закрепленного в статье 37 Бюджетного кодекса, который означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, необходимую при уточнении параметров планового периода и добавлении параметров второго года планового периода в соответствии с пунктом 4 статьи 173 Бюджетного кодекса и прогнозировании доходов бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 174.1 Бюджетного кодекса.
II. Соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации, определенных статьей 28 Бюджетного кодекса и установленных статьями 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38 Бюджетного кодекса: полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета, эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов.
III. При оценке и анализе доходов федерального бюджета следует обратить внимание на:
обеспечение закрепленного в статье 37 Бюджетного кодекса принципа достоверности бюджета, который означает реалистичность расчета доходов бюджета;
зачисление доходов в бюджет, налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета, определенные в статьях 40, 41, 42, 46, 50 и 51 Бюджетного кодекса;
соблюдение требований статьи 53 Бюджетного кодекса.
IV. При оценке и анализе расходов федерального бюджета обратить внимание на:
обеспечение закрепленного в статье 37 Бюджетного кодекса принципа достоверности бюджета, который означает реалистичность расчета расходов бюджета;
соблюдение положений формирования расходов бюджета, установленных в статье 65 Бюджетного кодекса;
соблюдение правил формирования планового реестра расходных обязательств в соответствии со статьей 87 Бюджетного кодекса;
обоснование бюджетных ассигнований в соответствии со статьями 69, 69.1, 70, 74, 74.1, 78, 78.1, 79, 80, 81, 82 и 83 Бюджетного кодекса.