Стандарт государственного аудита СГА 201 "Предварительный аудит формирования федерального бюджета" (утв. Коллегией Счетной палаты РФ протокол от 28 июня 2013 г. N 30К (921)) стр. 3

основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период и их соответствие целевым установкам экономической политики, сформулированным в посланиях Президента Российской Федерации и иных программных документах;
наличие и использование нормативно-методической базы, механизм и технологию, сложившуюся практику организации работ по прогнозированию ВВП, уровня инфляции, индекса-дефлятора в разрезе видов экономической деятельности;
достоверность расчета номинального и реального ВВП за текущий финансовый год, являвшихся базовыми для расчета ВВП на очередной финансовый год;
сбалансированность оценок объемов номинального и реального ВВП, исходя из двух методов его оценки (производства и конечного использования), влияние на его объем внутренних и внешних факторов, в том числе структурных изменений в экономике;
достоверность прогнозируемых на очередной финансовый год индексов-дефляторов по основным видам экономической деятельности, индекса-дефлятора ВВП, индекса потребительских цен, динамики и структуры экспорта и импорта, планируемого роста цен (тарифов) на услуги (продукцию) естественных монополий, показателей, характеризующих изменение жизненного уровня населения, и иных факторов, влияющих на объем ВВП и формирование доходной базы федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде.
2.2.2.2. Проверка и анализ обоснованности показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период осуществляются с учетом данных паспортов государственных программ Российской Федерации, в результате которых следует дать оценку:
соответствия объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию госпрограммы проектом федерального бюджета, показателям паспорта госпрограммы;
соответствия целей, задач, количественных значений целевых показателей (индикаторов) госпрограмм целям, задачам, показателям (индикаторам), отраженным в посланиях Президента Российской Федерации и иных программных документах;
обоснованности состава и значений показателей (индикаторов) госпрограмм, достижимости показателей (индикаторов) госпрограмм и возможности реализации поставленных в них стратегических целей и тактических задач (с учетом достигнутых результатов по целевым показателям за предыдущие годы);
ресурсного обеспечения госпрограмм, в том числе за счет средств федерального бюджета, включая обоснованность закупок товаров, работ, услуг, их соответствия целям и задачам реализации мероприятий госпрограмм;
динамики показателей (индикаторов) госпрограмм в сравнении с динамикой расходов на их обеспечение, в том числе расходов федерального бюджета, предусмотренных госпрограммами и проектом федерального бюджета (в целом и в разрезе ФЦП, подпрограмм, основных мероприятий);
обоснованности действующих расходных обязательств федеральных государственных органов и федерального бюджета на основе анализа реестра расходных обязательств Российской Федерации и реестра расходных обязательств, ведущихся федеральными государственными органами, нормативно-правовой базы их формирования и применяемых методов индексации и расчетов на очередной финансовый год;
обоснованности бюджетных средств, предусмотренных на реализацию контрактной системы.
В результате проверки и анализа должна быть дана оценка обоснованности действующих расходных обязательств федерального бюджета и целесообразности принимаемых расходных обязательств федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период на основе утверждаемых государственных программ Российской Федерации, даны предложения по оптимизации бюджетных расходов для достижения поставленных целей и обеспечения прогнозируемых показателей (индикаторов) госпрограмм в очередном финансовом году и плановом периоде.
2.2.2.3. Проверка и анализ обоснованности и достоверности доходных статей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должны предусматривать:
сопоставление динамики показателей налоговых и иных доходов проекта федерального бюджета (в реальном выражении, с учетом индекса дефлятора ВВП и в доле к ВВП), утвержденных и ожидаемых показателей исполнения доходов федерального бюджета текущего года (по оценке Правительства Российской Федерации и на основании анализа и оценки Счетной палаты), фактических доходов федерального бюджета за предыдущий год, а также основных факторов, определяющих их динамику;
анализ федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов федеральных законов об изменении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы федерального бюджета, последствий влияния на доходы бюджетной системы Российской Федерации изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и нормативов распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы;
обоснованности данных о фактических и прогнозных объемах доходов федерального бюджета, в том числе в разрезе главных администраторов доходов федерального бюджета;
факторный анализ изменения доходных источников проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по сравнению с их оценкой в текущем году;
факторный анализ соответствия динамики доходов, зависящих от темпов роста ВВП, изменения структуры доходов федерального бюджета в разрезе налоговых и неналоговых доходов;
сравнение динамики отдельных видов налоговых и неналоговых доходов (в сопоставимых ценах), а также факторов, определяющих эту динамику;
оценку обоснованности расчета налоговых доходов - налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, используемой в расчете, суммы налоговых вычетов, уровня собираемости по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, акцизам на производимую на территории Российской Федерации продукцию (спирт и спиртосодержащая продукция, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, табачная продукция), платежам за пользование природными ресурсами; другим платежам, формирующим доходы федерального бюджета;
оценку обоснованности расчетов иных доходов в части: ставок, объема экспорта и импорта, уровня собираемости ввозных и вывозных таможенных пошлин; дивидендов по акциям и доходам от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации; доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности; доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий; прочих доходов от внешнеэкономической деятельности; доходов от перечисления прибыли Центрального банка Российской Федерации; доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и других доходов на очередной финансовый год и на плановый период.
2.2.2.4. Проверка и анализ полноты отражения и достоверности расчетов расходов проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должны предусматривать:
анализ реестра расходных обязательств Российской Федерации и реестра расходных обязательств, ведущихся федеральными государственными органами, нормативно-правовой базы их формирования и применяемых методов индексации и расчетов на очередной финансовый год и плановый период, оценку объемов расходных обязательств федеральных государственных органов, не подтвержденных нормативными правовыми актами, а также анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность федеральных государственных органов, на соответствие его полномочий по осуществлению расходных обязательств;
сопоставление динамики общего объема расходов, расходов в разрезе единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделов и подразделов классификации расходов бюджетов и федеральных государственных органов (в реальном выражении, с учетом индекса дефлятора ВВП и в доле к ВВП) на трехлетний период в абсолютном выражении и объемов расходов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете и ожидаемых за текущий год, фактических расходов федерального бюджета за предыдущий год, анализ увеличения или сокращения утвержденных расходов планового периода;
анализ действующих и принимаемых расходных обязательств Российской Федерации и федеральных государственных органов, их сопоставление с поставленными целями и задачами и прогнозируемой оценкой результативности проектируемых расходов;
анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение федеральной адресной инвестиционной программы;
анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.
2.2.2.5. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год и на плановый период должны предусматривать:
анализ объемов налоговых и неналоговых доходов, учтенных в расчетах прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации и подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации на соответствие статьям 56 и 57 Бюджетного кодекса;
анализ федеральных законов о внесении изменений в налоговое и бюджетное законодательство, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов федеральных законов об изменении налогового и бюджетного законодательства, учтенных в расчетах прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации, последствий влияния на доходы федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации указанных изменений, факторный анализ выпадающих и дополнительных доходов федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год по сравнению с текущим годом;
сравнение показателей прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации на текущий год, показателей, утвержденных законами субъектов Российской Федерации и представительными органами местных органов власти на текущий год, фактического исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за истекший период текущего года с показателями прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период;
анализ обоснованности объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, а также объемов межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
анализ соответствия мероприятий, предусмотренных в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, положениям бюджетных посланий Президента Российской Федерации, в том числе в части перехода к предоставлению межбюджетных трансфертов в основном в форме дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации, обеспечения консолидации субсидий в рамках государственных программ Российской Федерации, увеличения числа межбюджетных субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации до начала финансового года федеральным законом о федеральном бюджете;
оценка обоснованности объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета на обеспечение реализации субъектами Российской Федерации расходных обязательств, вытекающих из указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
2.2.2.6. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования источников финансирования дефицита федерального бюджета и предельных размеров государственного долга в проекте федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период должны предусматривать:
сопоставление динамики средств на погашение государственного долга, предусмотренных в проекте федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, с аналогичными показателями за отчетный финансовый год, утвержденными и ожидаемыми показателями текущего года, а также предельных размеров государственного долга (на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода).
оценку соответствия основным направлениям долговой политики объемов государственных внутренних и внешних заимствований, влияния предлагаемых масштабов и форм заимствований на динамику и условия обслуживания внешней и внутренней задолженности;
оценку обоснованности и достоверности предельных размеров государственного долга, изменения его структуры, бюджетных ассигнований на погашение государственного долга исходя из графиков платежей, планируемых операций по его реструктуризации и новых государственных заимствований в соответствии с основными направлениями долговой политики;
оценку обоснованности формирования источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета за счет изменения остатков средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, получения доходов от управления средствами указанных фондов и целесообразности направлений их использования;
оценку прогнозируемых ставок процента за пользование денежными средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также ставок процента, по которым прогнозируются государственные внутренние и внешние заимствования;
оценку обоснованности поступлений из иных источников финансирования дефицита федерального бюджета.
2.2.3. Методические подходы к проведению предварительного аудита федерального бюджета по конкретным показателям федерального бюджета разрабатываются направлениями деятельности Счетной палаты в рамках своей компетенции в соответствии с Регламентом Счетной палаты и совместно со Сводным департаментом аппарата Счетной палаты (далее - Сводный департамент).

2.3. Организационные основы осуществления предварительного аудита формирования федерального бюджета

2.3.1. Организация предварительного аудита формирования проекта федерального бюджета осуществляется исходя из установленных законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации этапов и сроков бюджетного процесса в части формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и предусматривает следующие этапы работы:
"I этап
- анализ посланий Президента Российской Федерациимай - июнь
- анализ основных направлений налоговой политики;июнь - август
- анализ основных направлений бюджетной политики;июль - август
- анализ основных направлений таможенно-тарифной политикииюль - август
- анализ сценарных условий развития экономики на очередной финансовый год и на плановый период;апрель - май
- анализ основных направлений долговой политики;июль - август
- анализ проектов федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;июль - август
- анализ итогов приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества;июль - август
- анализ итогов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (по материалам заседания Правительства Российской Федерации);август
- подготовка программ проверок и иных распорядительных документов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;июнь - август
- анализ нормативных правовых актов, регулирующих расходные обязательства Российской Федерации;август - сентябрь
- анализ основных характеристик проекта федерального бюджета, расходов федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям (госпрограммам) классификации расходов бюджета;август - сентябрь
- анализ основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.сентябрь
II этап
- проверка и анализ обоснованности прогноза основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы для их прогнозирования;август - сентябрь
- проверка и анализ обоснованности формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы их формирования;июль - сентябрь
- анализ и оценка обоснованности формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также материалов, представленных Правительством Российской Федерации одновременно с указанным проектом федерального закона;август - сентябрь
- анализ программ внутренних и внешних заимствований Российской Федерации, программ государственных гарантий Российской Федерации, программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитовавгуст - сентябрь
III этап
- подготовка заключения Счетной палаты для рассмотрения на Коллегии Счетной палаты;август - октябрь
- рассмотрение заключения Счетной палаты на Коллегии Счетной палаты и направление его в Государственную Думу:октябрь
- обеспечение участия Счетной палаты в рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственной Думе и Совете Федерации и анализ внесенных в законопроект изменений в ходе его рассмотрения и утверждения.октябрь - ноябрь
2.3.3. Организационно-распорядительными документами, необходимыми для проведения предварительного аудита формирования федерального бюджета, являются:
Стандарт государственного аудита "Предварительный аудит формирования федерального бюджета";
программа проверки и анализа обоснованности показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования;