по фактическому изучению в проверяемом периоде вопросов программы контрольного мероприятия путем осмотра, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров.
5.15. Основным методом контрольного мероприятия является проверка соответствия совершенных объектом контроля финансовых и хозяйственных операций законодательным, иным нормативным правовым актам и актам ФССП России по подлинным первичным учетным документам.
5.16. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.
5.17. Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы проверки.
5.18. Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы проверки. При этом объем выборки и ее состав определяются руководителем ревизионной группы (проверяющим) таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки изучаемого вопроса программы проверки.
5.19. Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу программы проверки принимает руководитель ревизионной группы (проверяющий) исходя из содержания вопроса программы проверки, объема финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к этому вопросу, состояния бюджетного (бухгалтерского) учета и системы внутреннего контроля на объекте контроля, срока проверки.
5.20. При проведении контрольного мероприятия кассовые операции и операции по лицевому счету получателя бюджетных средств, открытому в органах казначейства, проверяются сплошным способом.
5.21. В ходе контрольного мероприятия осуществляется сбор доказательств, подтверждающих наличие выявленных нарушений и недостатков в использовании государственных средств деятельности объекта контроля, позволяющих сделать обоснованные выводы в акте по результатам проведенного контрольного мероприятия.
5.22. Получение достаточных доказательств достигается в процессе сбора фактических данных и информации (на основании письменных и устных запросов) в период предварительного изучения объекта контроля, их анализа на предмет достоверности, а также в ходе проведения контрольного мероприятия.
5.23. В случае отказа должностных лиц объекта контроля в допуске ревизионной группы (проверяющего) на объект контроля, создании условий для работы ревизионной группы (проверяющего) или предоставлении (задержки предоставления) информации по запросу руководителя ревизионной комиссии (проверяющего) оформляется акт по фактам создания препятствий в проведении контрольного мероприятия (приложение N 3).
5.24. При возникновении вышеуказанных случаев руководитель ревизионной группы (проверяющий) оформляет соответствующий акт с указанием даты, времени, места, данных должностных лиц, создавших препятствие в проведении контрольного мероприятия, и иной информации.
Акт по фактам создания препятствий в проведении контрольного мероприятия в течение суток с момента его составления руководителем ревизионной группы (проверяющим) должен быть направлен начальнику Управления делами или руководителю территориального органа ФССП России.
5.25. Датой окончания контрольного мероприятия считается день вручения одного экземпляра акта руководителю объекта контроля.
VI. Оформление результатов контрольного мероприятия
6.1. Результаты контрольного мероприятия оформляются актом (для территориального органа ФССП России - справка) (приложение N 4), который должен иметь следующую структуру:
основание для проведения контрольного мероприятия;
форма и тема контрольного мероприятия;
проверяемый период деятельности объекта контроля;
срок проведения контрольного мероприятия;
должностные лица, ответственные за финансово-хозяйственную деятельность объекта контроля;
результаты контрольных действий по каждому вопросу Программы контрольного мероприятия;
выводы по результатам контрольного мероприятия, которые должны содержать характеристику выявленных нарушений и недостатков в использовании государственных средств или деятельности объекта контроля, а также оценку ущерба, причиненного государству.
6.2. При составлении акта (справки) должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
6.3. При выявлении фактов нарушений и недостатков, причинения ущерба (убытков) они отражаются в акте (справке) с указанием:
наименований, статей и пунктов законов, иных нормативных правовых актов и актов ФССП России, требования которых нарушены;
видов и сумм выявленных нарушений, при этом суммы указываются раздельно по годам (бюджетным периодам) с расшифровкой их по кодам бюджетной классификации расходов, а в случае отнесения произведенных расходов на несоответствующие коды бюджетной классификации расходов указываются коды бюджетной классификации расходов, на которые следовало их отнести;
причин допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
видов и сумм выявленного и возмещенного в ходе контрольного мероприятия ущерба;
конкретных должностных, материально-ответственных или иных лиц, допустившие нарушения;
принятых в период проведения контрольного мероприятия мер по устранению выявленных нарушений и их результатов.
6.4. В акте (справке) не допускаются:
выводы, предложения, факты, не подтвержденные доказательствами;
морально-этическая оценка действий должностных, материально-ответственных и иных лиц объекта контроля;
помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
6.5. Ознакомление руководителя объекта контроля с актом производится под расписку в срок от 1 до 2 суток включительно по усмотрению руководителя ревизионной группы (проверяющего) в зависимости от характера, объема и сложности контрольного мероприятия.
6.6. При наличии разногласий по акту, должностные лица, ответственные за финансово-хозяйственную деятельность, при подписании акта (справки), прилагают руководителю ревизионной группы (проверяющему) свои мотивированные возражения в письменном виде.
6.7. Акт (справка) составляется в двух экземплярах. Один экземпляр акта (справки) после подписания направляется начальнику Управления делами или руководителю территориального органа ФССП России, второй - руководителю объекта контроля.
6.8. К акту (справке) прилагаются составленные и подписанные участниками ревизионной группы (проверяющим) аналитические справки, таблицы и заверенные копии документов, подлинные письменные объяснения должностных лиц, подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в использовании государственных средств и деятельности объекта контроля.
6.9. О получении акта (справки) контрольного мероприятия на последнем листе акта (справки) делается запись о получении его экземпляра, содержащая дату получения акта, подпись должностного лица и расшифровку этой подписи.
6.10. Планы, программы плановых и внеплановых контрольных мероприятий, акты контрольных мероприятий, рабочие документы комплектуются, учитываются и хранятся в порядке, установленном законодательством об архивном деле, в Российской Федерации и инструкцией по делопроизводству в ФССП России.
VII. Реализация материалов контрольного мероприятия
7.1. Руководитель ревизионной группы (проверяющий) начинает реализацию материалов контрольного мероприятия в ходе работы по мере выявлении фактов нарушений и недостатков, причинения ущерба (убытков). При этом руководитель ревизионной группы (проверяющий) информирует о них руководителя объекта контроля для принятия безотлагательных мер к их устранению, проведению служебных проверок, привлечению виновных лиц к ответственности и возмещению причиненного ущерба в установленном законодательством порядке. В случаях устранения недостатков в ходе контрольного мероприятия в акте делается запись - "устранено в ходе проверки" с указанием суммы взысканного ущерба или недостач.
7.2. В случае, когда в действиях должностных лиц, повлекших причинение ущерба государству, содержатся признаки уголовно наказуемого деяния, руководитель ревизионной группы (проверяющий) информирует об этом начальника Управления делами или руководителя территориального органа ФССП России для принятия решения о передаче материалов контрольного мероприятия в правоохранительные органы.
7.3. Директор ФССП России или руководитель территориального органа ФССП России, назначивший проведение контрольного мероприятия, не позднее двухнедельного срока по получении акта контрольного мероприятия рассматривает представленные материалы совместно с проектом заключения о ее результатах, подтверждает к исполнению предложения по акту проверочного мероприятия, а также предложения по срокам предоставления плана устранения недостатков и нарушений и отчета об устранении выявленных недостатков и нарушений по акту контрольного мероприятия, о чем письменно сообщается руководителю объекта контроля.
7.4. В необходимых случаях Директор ФССП России принимает решение об усилении принятых во время контрольного мероприятия объектом контроля мер ответственности, отменяет ранее принятые руководителем территориального органа ФССП России решения с изданием соответствующего приказа.
7.5. Руководитель объекта контроля обязан в установленный срок представить заместителю Директора, обеспечивающего координацию и организацию работы в сфере финансово-хозяйственной деятельности ФССП России или руководителю территориального органа ФССП России отчет о результатах проведенных им мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений по акту контрольного мероприятия.
7.6. Контрольно-ревизионные подразделения территориальных органов ФССП России осуществляют контроль за устранением вскрытых проверкой недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, соблюдением порядка учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориального органа, а также достоверностью сведений в представляемых донесениях о выполнении предложений.
При выявлении фактов недостач, растрат, хищений, повлекших причинение материального ущерба на сумму более 100 минимальных размеров оплаты труда, направляется в пятидневный срок после окончания контрольного мероприятия сообщение в контрольно-ревизионный отдел Управления делами по следующей форме:
7.6.1. полное наименование подразделения, в котором выявлены недостача, хищение;
7.6.2. конкретные должностные, материально-ответственные или иные лица, допустившие нарушения (фамилия и инициалы, должность, стаж работы, привлекались ли они к ответственности);