- приоритетное развитие системы транспорта, которая должна обеспечить реализацию намеченной градостроительной политики, преодолеть хроническое отставание от потребностей городского развития, обеспечить качественно новый уровень транспортного обслуживания населения;
- развитие общественного транспорта и транспортно-пересадочных узлов, обеспечивающих интеграцию в единую систему всех видов транспорта - метрополитена (действующего, экспрессного, легкого и мини-метрополитена, железной дороги (пригородно-городской, городской, по связи "город-аэропорт"), новых видов легкого рельсового транспорта, наземного городского пассажирского транспорта и индивидуального легкового автомобильного транспорта;
- приоритетное развитие метрополитена (действующей системы и линий экспресс-метрополитена), как основного вида городского скоростного внеуличного транспорта, включая сооружение новых линий метрополитена, пересадочных узлов, внедрение маршрутного движения поездов на линиях нового поколения для повышения уровня транспортного обслуживания населения города, снижения загрузки действующих линий и пересадочных узлов, обеспечения равноценного обслуживания метрополитеном территории города, в том числе удаленных периферийных районов;
- модернизация и развитие железных дорог в пригородно-городском и городском сообщении, в том числе организация экспрессного и скоростного движения поездов с целью повышения роли железных дорог в обеспечении транспортного обслуживания населения города, улучшения условий перевозок жителей Москвы по территории города, транспортных связей между Москвой и Московской областью, в том числе к местам рекреации;
- развитие системы наземного городского пассажирского транспорта (НГПТ): строительство новых троллейбусных линий, организация новых маршрутов, выделение обособленных полос движения для маршрутов общественного транспорта, модернизация и развитие материально-технической базы, повышение качества подвижного состава, в том числе для снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Основными задачами развития транспортной системы являются:
- улучшение качественных показателей обслуживания пассажиров - сокращение затрат времени населения на передвижения и снижение наполнения салонов подвижного состава (затраты времени на передвижение не должны превышать 60 минут для 70-75% от общего числа трудозанятого населения и 40-45 минут - для 80-90% пассажиров; вместимость подвижного состава на расчетный срок - исходя из числа занятых мест для сидения и 3, 5 стоящих пассажиров на 1 кв.м свободной площади пола для обычных видов наземного транспорта и 3-х пассажиров на 1 кв.м - для скоростного внеуличного транспорта);
- формирование комплекса объектов внешнего транспорта с удобными внутригородскими пассажирскими связями между собой;
- комплексное взаимоувязанное развитие всех видов пассажирского транспорта для обеспечения максимума удобств населению при поездках с различными целями;
- сохранение приоритета в развитии массовых видов городского пассажирского транспорта при одновременном сокращении накопленного дефицита протяженности улично-дорожной сети;
- ускоренное развитие и совершенствование системы скоростного внеуличного транспорта, развитие Московского метрополитена и новых видов скоростного внеуличного транспорта как основы транспортной системы города и фактора, сдерживающего использование личного автомобиля для городских поездок;
- развитие и совершенствование системы транспортно-пересадочных узлов, обеспечивающих взаимодействие всех видов транспорта, включая общественный и индивидуальный транспорт, размещение терминалов, парковок и задерживающих стоянок;
- снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду.
3. Основные группы мероприятий территориального планирования города Москвы
3.1. Мероприятия в области совершенствования функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структуры территории города Москвы.
3.1.1. Выполнение мероприятий по совершенствованию функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структуры территории города Москвы осуществляется с учетом:
- мероприятий в области обеспечения безопасности населения и территории города Москвы, экологической безопасности, охрана окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе с учетом особых условий использования территорий в зонах подверженных воздействию опасных геологических процессов, в санитарно-защитных зонах, в зонах охраны источников питьевого водоснабжения и водоохранных зонах;
- мероприятий в области сохранения, рационального использования и развития особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, в том числе с учетом установленных режимов охраны, режимов использования этих территорий этих территорий, развития существующих, восстановления деградированных и образования новых особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий;
- мероприятий в области охраны объектов культурного наследия и сохранения исторического облика города Москвы, в том числе с учетом установленных режимов охраны и требований к использованию территорий объектов культурного наследия, особых условий использования территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и в исторических зонах;
- требований к использованию территорий технических зон линейных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.
3.1.2. Мероприятия по совершенствованию функционально-планировочной структуры территории города Москвы включают:
- комплексное развитие функционально-планировочной структуры территории города Москвы посредством формирования единой системы жилых, общественно-деловых, производственных, рекреационных функционально-планировочных образований, параметры и характеристики которых устанавливаются в соответствии с нормами и правилами градостроительного проектирования в городе Москве;
- планирование формирования функционально-планировочных образований различного типа или вида путем установления на территории города предназначенных для этого функциональных зон;
- обеспечение функциональной сбалансированности и планировочной целостности системы функционально-планировочных образований за счет оптимизации взаиморазмещения на территории города Москвы функциональных зон и подзон с различными параметрами планируемого развития;
- выделение в соответствии с Градостроительным кодексом города Москвы территорий зон развития и территорий реорганизации.
3.1.3. Функционально-планировочные образования на территории города Москвы формируются в виде планировочно обособленных частей пространственно и функционально взаимосвязанной застройки и (или) незастроенных территорий, объединенных общей системой объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, территорий общего пользования, общественных пространств.
3.1.4. В качестве функциональных зон, предназначенных для формирования одного или нескольких функционально-планировочных образований, выделяются части территории города, ограниченные зонами особо охраняемых территорий, зонами водных поверхностей, зонами транспортной инфраструктуры и границами районов города Москвы.
3.1.5. Для формирования различных видов общественно-деловых функционально-планировочных образований в числе общественных функциональных зон устанавливаются: многофункциональные общественные зоны, многофункциональные парковые зоны, специализированные общественные зоны, в т.ч. специализированные общественные зоны в границах особо охраняемых природных территорий.
Формирование городских и локальных общественных центров и примагистральных территорий городского и локального значения осуществляется в соответствующих зонах планируемого размещения объектов капитального строительства общественно-делового назначения.
3.1.6. Для формирования различных видов жилых функционально-планировочных образований в числе жилых функциональных зон устанавливаются:
- зоны жилых микрорайонов и жилых групп многоквартирной жилой застройки;
- зоны жилых районов и жилых микрорайонов многоквартирной жилой застройки;
- зоны жилых районов и микрорайонов одноквартирной жилой застройки, в т.ч. - зоны одноквартирной жилой застройки в границах особо охраняемых природных территорий.
3.1.7. Для формирования различных видов производственных функционально-планировочных образований в числе производственных функциональных зон устанавливаются:
- промышленные зоны;
- коммунальные зоны;
- специальные зоны, в т.ч.:
- специальные зоны в границах охраняемых природных территорий.
3.1.8. Для формирования различных видов рекреационных функционально-планировочных образований устанавливаются природно-рекреационные зоны.
3.1.9. В качестве параметров планируемого развития функциональных зон устанавливаются:
- один или несколько типов функционального назначения территории функциональной зоны, определяющих допустимое соотношение земельных участков, участков территории различного функционального назначения в пределах функциональной зоны;
- предельная суммарная поэтажная площадь наземкой, надземной и подземной части застройки всех видов во внешних габаритах, размещенной в пределах функциональной зоны.
3.1.10. На территориях реорганизации и в зонах развития с учетом факторов, указанных в части 1 настоящей статьи предусматривается:
- в центральной исторической части города, включающей территорию в границах Камер-Коллежского вала, формирование преимущественно многофункциональных общественных функционально-планировочных образований, сохранение и восстановление сетевой мелкоячеистой структуры улично-дорожной сети, развитие системы открытых общественных пешеходных пространств, сохранение и восстановление индивидуальных и морфотипических архитектурно-пространственных характеристик застройки и городского ландшафта, размещение правительственных учреждений, уникальных общественных объектов;
- в столичной представительской зоне города, расположенной в юго-западном секторе Москвы - формирование преимущественно специализированных общественных районов на базе уникальных объектов, в т.ч. посольств и инопредставительств, административных учреждений и ВУЗов, спортивных, театрально-зрелищных и иных комплексов;
- в зонах трансформации производственных функций, расположенных в северо-западном и юго-восточном секторах прилегающей к центру срединной части города - формирование функционально-планировочных образований преимущественно общественно-производственного назначения в ходе реорганизации производственных территорий с внедрением деловых, научных функций и инновационных технологий и высвобождением части территорий под жилищное, общественное строительство и развитие рекреации, формирование пересадочного контура новых линий скоростного внеуличного транспорта, объединяющего центры производственно-деловой активности;
- в зонах развития общественных центров, обеспечивающих обслуживание жителей и работающих срединной и периферийной частей города и расположенных в северном, юго-восточном, южном и северо-западном секторах внешнего пояса срединной части Москвы - формирование взаимосвязанных полицентрических систем городских общественных центров, размещаемых в транспортно-пересадочных узлах, и объединяющих их примагистральных территорий, развитие систем общественного транспорта и открытых пешеходных общественных пространств, формирование на межмагистральных территориях функционально-планировочных образований преимущественно общественного и общественно-жилого назначения, жилых микрорайонов, сохранение и развитие архитектурно-пространственных ансамблей улиц и площадей;
- в зонах развития архитектурно-пространственного силуэта города, расположенных параллельно оси Москвы-реки между трассами южного и северного хордовых направлений скоростных автомобильных дорог и трассами 4-го транспортного кольца - формирование преимущественно общественных, общественно-жилых и жилых градостроительных, в т.ч. высотных комплексов, обогащающих пространственный силуэт города и играющих роль вертикальных архитектурно-композиционных акцентов застройки;
- в зонах Москвы-реки и природно-рекреационных территорий города, сохраняющих роль ландшафтно-композиционных осей пространственной и планировочной структуры города - преимущественное сохранение и развитие системы открытых, в т.ч. озелененных пространств садов, парков, зон отдыха, специализированных спортивно-рекреационных общественных районов, иных общественных районов размещения уникальных исторических и современных объектов туристского показа и отдыха населения, ограничение этажности застройки и степени застроенности территорий;
- в зонах взаимодействия сопредельных территорий города Москвы и Московской области, расположенных вдоль Московской кольцевой автомобильной дороги и на вылетных направлениях городских магистралей и внеуличного общественного транспорта - формирование общественных центров и общественных градостроительных комплексов, обеспечивающих обслуживание жителей и работающих периферийной части города Москвы и прилегающих территорий Московской области.