Распоряжение от 26.06.2012 N 1267р "Об утверждении стандартов ОАО "РЖД" по инновационной деятельности" стр. 13

- с расширением круга лиц, привлекаемых к закупке, с информационным обеспечением закупки, обеспечением гласности и прозрачности закупки, а также с иными, связанными с обеспечением закупки положениями.
5. Критерии идентификации инновационной продукции
5.1. При установлении требований к инновационной продукции, создаваемой в рамках проведения НИОКР, оказания услуг и закупок продукции технического назначения, следует руководствоваться следующими критериями:
- новизной продукции (объекта техники, технологии);
- высоким техническим уровнем продукции;
- новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
- применением организационных, информационных, структурных и иных инноваций при выпуске и/или сбыте продукции (товаров, работ, услуг).
5.2. Новизна продукции является главным критерием, определяющим инновационность продукции.
Инновационная продукция подразделяется по уровню новизны на новую и усовершенствованную.
Инновационная продукция признается новой, если ее технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или ее предполагаемое использование являются принципиально новыми либо существенно отличаются от аналогичных, ранее производимых товаров, работ, услуг.
Инновационная продукция признается усовершенствованной, если для уже существовавшей ранее продукции улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность производства путем использования более высокоэффективных компонентов или материалов, частичного изменения одной или более технических подсистем (для комплексной продукции).
5.2.1. Инновационная продукция признается принципиально новой, если по крайней мере одна из ее технических характеристик улучшается в несколько раз по сравнению с аналогичными, ранее производимыми товарами, работами, услугами.
5.3. Высокий технический уровень продукции характеризуется превышением основных технических характеристик продукции по сравнению с лучшими отечественными и мировыми образцами по показателям безопасности, надежности, эксплуатационным показателям, а также энергоемкости, материалоемкости, долговечности и др.
Высокий технический уровень инновационной продукции определяется путем непосредственного сравнения ее показателей с показателями мирового уровня техники. Для разрабатываемой технической продукции ее высокий технический уровень подтверждается на основе принадлежности данного вида продукции к новейшему, перспективному направлению развития соответствующей области техники в соответствии с ГОСТ Р 15.011-96 и методическими рекомендациями [7].
Высокий технический уровень продукции (товаров, работ, услуг) определяет ее новые потребительские свойства, перспективность ее использования и наибольшую длительность ее жизненного цикла.
5.4. Новые потребительские свойства продукции (товаров, работ, услуг) являются основным фактором, инициирующим замену существующей техники и технологии на новую, инновационную продукцию.
Проверка улучшенных эксплуатационных, технических и других потребительских характеристик закупаемой продукции является обязательным элементом обоснования закупки, который проводится в установленном порядке при осуществлении закупок в ОАО "РЖД".
5.5. Применение организационных, информационных, структурных и иных нововведений является основой инноваций по управлению различными организационными и технологическими процессами при выпуске и/или сбыте продукции (товаров, работ, услуг). Этот критерий проявляется через улучшение основных технических и потребительских характеристик продукции, в первую очередь, инновационных услуг.
5.6. Соответствие продукции, планируемой для закупок, перечисленным выше критериям позволяет квалифицировать эту продукцию как инновационную.
6. Правила определения инновационности закупаемой продукции
6.1. Проверку инновационности продукции следует проводить на наличие новизны, высокого технического уровня и улучшенных технических и потребительских характеристик. Критерий применения организационных, информационных, структурных и иных инноваций проявляется через улучшение основных характеристик продукции.
6.2. Для проверки новизны товаров, работ, услуг определяется наличие патентов или ноу-хау, относящихся как к объекту техники в целом, так и к его составным частям, или к технологии его производства (создания, строительства). Наличие правовой охраны является доказательством новизны используемых технических решений.
Для вновь разработанной продукции, в первую очередь для работ, сведения о наличии правовой охраны приводятся в акте приемки результатов разработки продукции в соответствии с требованиями ГОСТ Р 15.201-2000. В акте приемочных испытаний указываются:
1) соответствие образцов разработанной (изготовленной) продукции заданным в ТЗ требованиям, допустимость ее производства (сдачи потребителю);
2) результаты оценки технического уровня и конкурентоспособности продукции, в том числе в патентно-правовом аспекте.
Для закупаемой готовой продукции, уже присутствовавшей ранее на рынке (для товара), сведения о наличии патентов, относящихся к объекту техники, могут присутствовать в рекламном описании.
При отсутствии сведений о правовой охране закупаемой готовой продукции (товаров и услуг) доказательством ее новизны может служить срок ее появления на рынке, составляющий не более 3-х лет. В качестве доказательства появления продукции на рынке могут использоваться любые имеющиеся в наличии документы и информация.
6.3. Определение высокого технического уровня и перспективности для вновь разработанной продукции (товаров, работ, услуг) проводится на основании акта приемки результатов разработки продукции с указанием оценки технического уровня и конкурентоспособности продукции.
Для продукции, уже присутствовавшей ранее на рынке, доказательством высокого технического уровня является ее принадлежность к новому виду или поколению техники и связанное с этим значительное улучшение ее эксплуатационных, технических и других потребительских характеристик.
6.4. Новые потребительские свойства продукции (товаров, работ, услуг) проявляются через улучшение эксплуатационных, технических и других потребительских характеристик.
При определении этого критерия, в первую очередь, следует обращать внимание на существенное улучшение следующих показателей:
- улучшение функциональных характеристик;
- снижение эксплуатационных расходов при использовании, включая повышение энергоэффективности;
- уменьшение числа отказов и аварий, увеличение гарантийного срока эксплуатации;
- снижение стоимости владения продукцией, включающей стоимость приобретения, эксплуатации и утилизации продукции и продолжительность ее жизненного цикла;
- улучшение экологических характеристик производимой продукции, утилизации продукции и отходов производства;
- улучшение условий и возможностей обслуживания;
- улучшение условий труда, снижение производственного травматизма.
Улучшение основных технико-экономических параметров в несколько раз характерно для принципиально новой техники.
6.5. Показателями инновационности продукции являются:
1) наличие патентов или ноу-хау, относящихся как к объекту техники в целом, так и к его составным частям, или к технологии его производства (создания, строительства) - для товаров, работ, услуг;
2) наличие акта приемки результатов разработки продукции, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 15.201-2000, содержащего результаты оценки технического уровня и конкурентоспособности продукции, в том числе в патентно-правовом аспекте (для вновь разработанной продукции, работ);
3) наличие сведений о патентах, относящихся к закупаемой готовой продукции, уже присутствовавшей ранее на рынке, в рекламном описании, в технических инструкциях, инструкциях по эксплуатации и других документах, раскрывающих существо предлагаемой к продаже продукции (для товаров и услуг);
4) срок появления продукции на рынке, составляющий не более трех лет (для товаров и услуг);
5) принадлежность продукции (товаров, работ, услуг) к новому виду или поколению техники;
6) новые потребительские свойства продукции (товаров, работ, услуг), улучшенные эксплуатационные, технические и другие потребительские характеристики.
6.6. Проверка инновационной продукции зарубежного производства производится путем сопоставления с аналогичными товарами зарубежного производства компаний-конкурентов по критериям, перечисленным в п. 6.4. Дополнительным требованием к продукции зарубежного производства является требование учета особенностей эксплуатации данной продукции в условиях российского климата, а также особенностей технического обслуживания, которые существуют в ОАО "РЖД".
7. Процедура оценки закупаемой продукции
7.1. Оценка инновационности закупаемой продукции технического назначения проводится на основе изучения и анализа ее характеристик в соответствии с правилами раздела 6 настоящего стандарта с учетом показателей мирового рынка данного вида продукции, наивысших мировых достижений в этой области и соответствия продукции высокому техническому уровню.
7.2. Результаты проведенного анализа интерпретируются следующим образом.