3.22. Техническое задание: обязательное приложение к договору, составленное в соответствии с ГОСТ Р 15.201;
3.23. Календарный план работ: обязательное приложение к договору, содержащее наименование работ по договору и их основных этапов со сроками выполнения этапов;
3.24. Акт сдачи-приемки работ: документ, оформляющий приемку научно-технических работ, в соответствии с Порядком организации приемки работ, предусмотренных планом научно-технического развития ОАО "РЖД";
3.25. Эксперт: специалист по определенному направлению научных, прикладных, инженерно-технических, технологических исследований, имеющий подтвержденную квалификацию в соответствующей области и уполномоченный осуществлять экспертизу научно-технических работ и инновационных проектов.
3.26. В настоящем стандарте применено следующее сокращение:
НИОКР: научно-исследовательская, опытно-конструкторская, технологическая работа;
план НТР: план научно-технического развития ОАО "РЖД";
ОКР: опытно-конструкторская работа;
ОТР: опытно-технологическая работа.
4. Общие требования к техническому аудиту научно-технических работ
4.1. В рамках формирования и выполнения работ по плану НТР Департамент технической политики организует проведение технического аудита работ плана, относящихся к НИОКР по разработке и созданию новых технических решений, объектов техники и технологий.
4.2. Применительно к целям настоящего стандарта технический аудит предусматривает проверку научно-технических работ, выполняемых по плану НТР ОАО "РЖД" и предлагаемых для включения в план, в том числе инновационных проектов, на соответствие установленным в ОАО "РЖД" требованиям на основе их сплошного или выборочного анализа.
4.3. Технический аудит научно-технических работ осуществляется работниками подразделений аппарата управления, филиалами ОАО "РЖД" и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД без создания каких-либо специально предназначенных для проведения технического аудита подразделений. Участие работников в проведении технического аудита осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов руководителей департаментов, филиалов (иных структурных подразделений).
4.4. Для проведения технического аудита научно-технических работ могут привлекаться независимые эксперты. Привлечение экспертов осуществляется установленным в ОАО "РЖД" порядком в соответствии с положениями СТО РЖД 08.015 по рассмотрению инновационных проектов.
4.5. Участники процесса проведения технического аудита не должны требовать от исполнителей проведения каких-либо дополнительных работ, исследований, испытаний, представления дополнительных результатов работы, не обусловленных техническим заданием.
4.6. Результатом проведения технического аудита является отчет о его проведении, который представляется в Департамент технической политики. Выводы и заключения, сделанные по результатам технического аудита и приведенные в отчете, должны быть объективны и обоснованы. К отчету о проведенном техническом аудите должны быть приложены документы, на основании которых проводился технический аудит.
4.7. Технический аудит не может подменять процедуры рассмотрения заявок для включения НИОКР в план НТР ОАО "РЖД", а также процедуры приемки результатов НИОКР.
4.8. Результаты проведения технического аудита научно-технических работ используются:
- при включении работ в план научно-технического развития ОАО "РЖД" в целях отбора предложений и заявок, обеспечивающих максимально эффективное решение задач инновационного развития ОАО "РЖД";
- в целях контроля за выполнением научно-технических работ и обеспечением их высокого технического уровня;
- в целях контроля за обеспечением правовой охраны и возможностью использования полученных в ходе работ результатов интеллектуальной деятельности;
- в целях отбора наиболее эффективных результатов работ для их приоритетного использования в хозяйственной деятельности.
4.9. Результаты проведения технического аудита научно-технических работ доводятся до сведения Старшего вице-президента, курирующего вопросы инновационного развития, Совета главных инженеров, Объединенного ученого совета, причастных подразделений аппарата управления, филиалов ОАО "РЖД" и иных структурных подразделений ОАО "РЖД".
5. Состав и ответственность участников процесса проведения технического аудита научно-технических работ
5.1. Решение о проведении технического аудита научно-технических работ принимает Департамент технической политики.
Состав и функции участников процесса проведения технического аудита научно-технических работ и форма его проведения путем сплошной или выборочной проверки определяются в зависимости от стадии жизненного цикла работы.
5.2. На стадии подготовки предложений о необходимости выполнения НИОКР участниками процесса технического аудита научно-технических работ являются:
- Департамент технической политики;
- Центр инновационного развития.
Целью проведения технического аудита на данной стадии жизненного цикла является предотвращение включения в план НТР ОАО "РЖД" работ, которые по своему техническому уровню и конкурентоспособности не могут быть отнесены к инновационной деятельности.
5.3. Участниками процесса технического аудита научно-технических работ на стадии формирования заявки на включение работы в план НТР ОАО "РЖД" являются:
- Департамент технической политики;
- Управление по вопросам интеллектуальной собственности;
- Центр инновационного развития.
Целью проведения технического аудита на данной стадии жизненного цикла является предотвращение включения в план НТР ОАО "РЖД" недостаточно проработанных предложений, в том числе предложений, не предполагающих обеспечение правовой охраны получаемых результатов, не предусматривающих проведение патентных исследований, не имеющих конкретных предложений по месту и объемам использования планируемых результатов.
Ответственность за обоснованность предложений на включение работы в план НТР несут функциональные заказчики.
5.4. Участниками процесса технического аудита научно-технических работ на стадии выполнения НИОКР, на этапе их завершения перед проведением их приемки являются:
- Департамент технической политики;
- Центр инновационного развития;
- Управление по вопросам интеллектуальной собственности.
Целью проведения технического аудита на данной стадии жизненного цикла является оценка соответствия полученных результатов работы требованиям технического задания, обеспечение правовой охраны всех полученных результатов работ. Результаты аудита используются при приемке выполненной работы.
5.5. Участниками процесса технического аудита научно-технических работ на стадии внедрения и использования результатов работ являются:
- Департамент технической политики;
- функциональные заказчики;
- Центр инновационного развития;
- филиалы и структурные подразделения, причастные к использованию полученных результатов работ.
5.6. Департамент технической политики несет ответственность за проведение технического аудита научно-технических работ и правомерное и своевременное использование полученных результатов проведенного технического аудита в целях инновационного развития ОАО "РЖД".
6. Порядок проведения технического аудита научно-технических работ
6.1. Департамент технической политики определяет порядок и организует проведение технического аудита на разных стадиях выполнения научно-технических работ. Технический аудит проводится на основе сплошного или выборочного контроля научно-технических работ, на основании выданных Департаментом технической политики специальных заданий на его выполнение (Приложение А) или на основании сформированных Департаментом технической политики совместно с функциональными заказчиками ежегодных планов проведения аудита.
6.2. На стадии подготовки предложений и формирования заявки на включение работы в план НТР ОАО "РЖД" проводится сплошной технический аудит заявок на проведение НИОКР, указанных в п. 4.1 настоящего стандарта, в том числе по работам, связанным с инновационными проектами.