Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 мая 2011 г. N 624 "О Региональной программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Санкт-Петербурге" на 2011-2015 годы"

В целях создания в Санкт-Петербурге условий для развития жилищного строительства, повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства, обеспечения повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями, выполнения поручений Президента Российской Федерации, данных по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 1 июля 2009 года, Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Одобрить Региональную программу "Стимулирование развития жилищного строительства в Санкт-Петербурге" на 2011-2015 годы (далее - Программа) согласно приложению.
2. Жилищному комитету, Комитету по градостроительству и архитектуре, Комитету по инвестициям и стратегическим проектам, Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, Комитету по тарифам Санкт-Петербурга, Комитету по энергетике и инженерному обеспечению, Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли, Комитету по управлению городским имуществом, Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга в месячный срок представить в Комитет по строительству предложения для формирования плана мероприятий по реализации Программы (далее - план мероприятий).
3. Комитету по строительству совместно с Жилищным комитетом в трехмесячный срок разработать и представить на утверждение Правительству Санкт-Петербурга план мероприятий.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Филимонова Р.Е. и вице-губернатора Санкт-Петербурга Сергеева А.И. по принадлежности вопросов.
Губернатор Санкт-Петербурга
В. И. Матвиенко
Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 24 мая 2011 г. N 624

Региональная программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Санкт-Петербурге" на 2011-2015 годы

Паспорт программы

Наименование ПрограммыРегиональная программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Санкт-Петербурге" на 2011-2015 годы
Основание для разработки ПрограммыПеречень поручений Президента Российской Федерации от 24.07.2009 N ПР-1890 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 1 июля 2009 года (подпункт "а" пункта 2).Протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 16.08.2010 N ВП-П9-43пр (пункт 3)
Основная цель ПрограммыФормирование условий для повышения доступности жилья и качества проживания жителей Санкт-Петербурга путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья
Основные задачи Программы1) Обеспечение достижения значения целевых ориентиров социально-экономического развития Санкт-Петербурга по объемам ввода жилья.2) Создание условий для развития массового жилищного строительства, в том числе экономического класса.3) Реализация на территории Санкт-Петербурга проектов комплексного освоения и развития территорий в целях жилищного строительства, предусматривающих обеспечение земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурами.4) Формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий.5) Создание условий для применения в жилищном строительстве новых технологий и материалов, отвечающих требованиям энергоэффективности и экономичности и экологичности.6) Создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования.7) Выполнение социальных гарантий по поддержке граждан при приобретении жилья и улучшении жилищных условий.8) Снижение административных барьеров в строительстве
Объемы и источники финансирования ПрограммыОбщий объем средств, привлекаемых для реализации Программы, составляет 370727,31 млн. рублей*(1), в том числе:средства бюджета Российской Федерации*(2) - 39621,70 млн. рублей;средства бюджета Санкт-Петербурга - 200922,41 млн. рублей;средства организаций коммунального комплекса - 127919,60 млн. рублей;средства инвесторов - 2263,6 млн. рублей
Целевые показателиУвеличение объема жилищного фонда и повышение уровня обеспеченности населения жильем*(3):- годовой объем ввода жилья (тыс.кв. метров в год/в том числе за счет бюджетных средств):2011 г. - 2700,0 тыс.кв.м/428 тыс.кв.м,2012 г. - 2750,0 тыс.кв.м/454 тыс.кв.м,2013 г. - 2850,0 тыс.кв.м/481 тыс.кв.м,2014 г. - 2950,0 тыс.кв.м/510 тыс.кв.м,2015 г. - 3050,0 тыс.кв.м/540 тыс.кв.м,- обеспеченность населения жилыми помещениями (кв. метров общей площади жилья на одного человека):2011 г. - 25,2 кв.м на 1 проживающего,2012 г. - 25,7 кв.м,2013 г. - 26,1 кв.м,2014 г. - 27,0 кв.м,2015 г. - 28,0 кв.м.Ежегодный 2% прирост доли семей, имеющих возможность приобрести жилые помещения, соответствующие стандартам обеспечения жилыми помещениями с помощью собственных и заемных средств*(4).Увеличение объемов выдачи ипотечных кредитов, количество выданных ипотечных кредитов в год (прогнозно):2011 г. - 6 тыс. кредитов;2012 г. - 8 тыс. кредитов;2013 г. - 9 тыс. кредитов;2014 г. - 12 тыс. кредитов;2015 г. - 13 тыс. кредитов
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы1) Системное развитие перспективных территорий под комплексную жилую застройку с обеспечением земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурами, с выходом объемов ввода по таким площадкам на уровень 50-60% от общего годового ввода жилья.2) Развитие застроенных территорий, повышение качества условий проживания.3) Создание условий для ввода в 2011-2015 годах не менее 14 млн.кв.м общей площади жилья при обязательном выполнении экологических, санитарно-гигиенических и градостроительных требований и сохранении исторического и культурного наследия Санкт-Петербурга.4) Повышение доступности жилья для граждан, имеющих право на государственную поддержку, создание условий, способствующих укреплению молодых семей, содействие улучшению демографической ситуации

1. Общие положения

В рамках реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 года N 595 "О государственной целевой программе "Жилище", Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года N 431 "О новом этапе реализации Государственной целевой программы "Жилище", и федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в Санкт-Петербурге были созданы правовые и организационные основы жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.
За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством. Утвержден Генеральный план Санкт-Петербурга, Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга. Утвержден порядок предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции. Сформированы процедуры подготовки и проведения аукционов на право заключения договоров о комплексном освоении территорий в целях жилищного строительства. Утверждена программа развития застроенных территорий. Осуществляется подготовка предложений об использовании земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в целях жилищного строительства. В целях обеспечения жилыми помещениями военнослужащих Санкт-Петербург принимает участие в реализации проектов жилой застройки военных городков, расположенных на территории Санкт-Петербурга.
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, пролонгирующая действие механизмов программы на 2002-2010 годы и формирование ряда новых мер, предусматривает создание условий для возникновения рынка доступного жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Цели и задачи реализации Региональной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Санкт-Петербурге" на 2011-2015 годы сформулированы на основании прогнозов социально-экономического развития Санкт-Петербурга, а также рекомендаций Министерства регионального развития Российской Федерации по разработке региональных программ стимулирования развития жилищного строительства (далее - Методические рекомендации Минрегиона России).
Концепцией социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.07.2007 N 884 "О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года", а также Программой социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 05.03.2008 N 140-24 "О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы", в качестве целевых ориентиров по показателям качества жизни населения определен показатель ввода в эксплуатацию многоквартирных домов.
Методическими рекомендациями Минрегиона России определено, что в соответствии с задачей, поставленной Президентом Российской Федерации, обеспечить к 2020 году темп строительства не менее одного квадратного метра жилья в год в расчете на каждого гражданина Российской Федерации, необходимо обеспечить к 2020 году объем ввода жилья не менее 142 млн.кв.м. Для выполнения поставленной задачи плановый показатель объема ввода жилья, позволяющий достичь к 2020 году заданного общероссийского значения, составляет 2,716 млн.кв.м. В целях выполнения задач, сформулированных программами социально-экономического развития Санкт-Петербурга, показатель ввода в эксплуатацию жилья в 2015 году запланирован в размере не менее 3,05 млн.кв.м.

2. Строительный комплекс и жилищное строительство в Санкт-Петербурге

Инвестиционно-строительный комплекс Санкт-Петербурга является одним из градообразующих секторов экономики города. По объемам строительства жилья и выполнению задач, поставленных в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", Санкт-Петербург устойчиво занимает лидирующую позицию среди регионов. В 2008 году строители ввели в эксплуатацию 3,2 млн.кв.м жилья. Впервые объемы жилищного строительства вышли на такой высокий уровень. Подобные результаты не демонстрировались ни в советский, ни в постперестроечный периоды. Не смотря на кризис в 2009 году объем ввода составил 2,6 млн.кв.м. Именно строительная отрасль одна из первых ощутила те проблемы, которые появились в мировой финансовой системе. Правительством Санкт-Петербурга был разработан план мероприятий по преодолению последствий экономического и финансового кризиса. Удалось добиться стабилизации в строительной отрасли. В 2010 году введено в эксплуатацию 2,56 млн.кв.м жилья.
700 × 342 пикс.     Открыть в новом окне
По состоянию на 1 января 2010 года в Санкт-Петербурге введено в эксплуатацию 2656457,6 кв.м (722 многоквартирных и жилых дома, 42761 квартира), что составляет 102,0% от уровня ввода жилой площади за 2009 год.
Доля индивидуального жилищного строительства в объеме ввода жилья составила 4,63% (122904,8 кв.м, 496 жилых дома).
В целом, за период 2005-2009 гг. произошел рост площадей, вовлеченных в градостроительную деятельность, на 1,6%. Доля земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, в общей площади города составляет 48,6%.
По состоянию на 01.01.2010 общая площадь жилищного фонда в расчете на одного жителя составила 24,4 кв.м.

2.1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа

Крупные города являются носителями постиндустриальной экономики. Плотность связей, качество жизни и особенности экономики современных мегаполисов делают возможным их переход на новый уровень развития - к новому формату социально-экономических отношений. При этом развитие постиндустриальной экономики, с ее повышенными требованиями ко многим аспектам жизни, сталкивается в современных городах, даже относительно развитых, со значительными вызовами. Среди этих вызовов:
Транспортная проблема. Взрывной рост автомобилизации населения и неспособность транспортных систем городов справляться с потоками автотранспорта порождает противоречие между требованиями принятых стандартов качества жизни и объективными характеристиками существующего городского пространства.
Инфраструктурная проблема. Инфраструктурные требования постиндустриального качества жизни и экономического развития (связь, электроэнергия и т.д.) не могут эффективно удовлетворяться инфраструктурой современных городов. Как следствие, появляется противоречие между функцией городов как носителей постиндустриальной экономики и их способностью эту экономику обеспечивать.
Проблема качества городской среды. Люди стремятся к перемещению в крупные города, постиндустриальная экономика которых повышает капитализацию человеческих ресурсов и качество жизни, но при этом размещение элементов постиндустриальной экономики в крупных городах зачастую невыгодно - по причине высокой стоимости жизни, рабочей силы и земли. Кроме того, существующие города не обладают необходимого качества общественными пространствами, деловой и жилой недвижимостью. Развитие существующей среды таких городов до требуемого уровня есть долгий и сложный процесс, который, к тому же, тормозится рядом объективных факторов.
Указанные проблемы можно обобщенно сформулировать следующим образом: "Крупные города все менее способны поддерживать постиндустриальную экономику, при этом, они являются единственными территориями, где такая экономика является возможной". Эти вызовы не являются специфически российскими; аналогичная ситуация наблюдается во многих городах мира. В настоящее время эти проблемы пытаются решать разнообразными способами, в т.ч. путем обновления и реконструкции городской среды.
Одним из важнейших оснований для запуска нового этапа развития является выход новых поколений горожан на рынок труда, рынок недвижимости, потребительские рынки. Более активная позиция нового поколения по отношению к среде обитания и способность к коллективным действиям делают возможными появление новых моделей потребления, технологий управления потреблением и ценностных конструкций, меняют представления о том, что такое привлекательное пространство для работы, пространство для жизни, городское пространство, и соответственно, меняют требования к недвижимости, а также формируют запрос на новое качество элементов жизнеобеспечения - коммунальных услуг, систем безопасности, здравоохранения, - заключающееся, в первую очередь, в возможности их корректировки под локальные потребности.
С учетом современных требований к городским пространствам, основными особенностями постиндустриальной экономики и развития среды для современного города являются:
24-часовая активность (деловая жизнь, торговля, развлечения);
сверхвысокое энергопотребление, сглаживание суточных пиков;
высокая обеспеченность современными форматами торговли, общественного питания и коммерческой недвижимостью;
развитые общественные пространства;
новые формы потребительской культуры - визуальное потребление, сращивание развлечений с другими формами деятельности, высокая скорость потребления инноваций;
многофункциональное использование территории, отказ от "монофункциональных" районов;
новые стандарты качества жилья (в т.ч. обеспеченность площадью, стандарты строительства, разнообразие предложения).

2.2. Предпосылки развития жилищного строительства

Особенно актуальным процесс трансформации городов стал во время и после мирового экономического кризиса, который проблематизировал приоритеты и проекты предыдущего этапа, а также наглядно продемонстрировал ограниченные возможности секторов, ранее служивших драйверами экономического роста.
Санкт-Петербург, являющийся одним из крупнейших городов на территории Европы, не стал исключением. Проблематизация его пространственного развития произошла по целому ряду причин, важнейшими среди которых являются следующие:
Конфликты, связанные с использованием ключевого актива - земли, в первую очередь - конфликты различных функций в пределах городских территорий: первоначальная жилая застройка фактически не оставила места для разворачивания объектов, выполняющих торгово-развлекательную функцию. На следующем шаге развития территорий - после того как ТРК были с трудом вписаны в существующую застройку - в новых жилых районах не осталось пространства для развития объектов, которые создавали бы рабочие места и за счет этого удерживали бы в обозначенных районах наборы сложных (индустриальных и постиндустриальных) деятельностей. Кроме того, невозможность развития "рабочих" объектов существенно повлияла на транспортную ситуацию в городе (плотный транспортный поток в центр и из центра города).
Не произошло переформатирование пространства города, как в масштабе всего города, так и в масштабе отдельных публичных пространств. При этом обнажилась проблема, связанная с тем, что строительство новых объектов недвижимости происходит на базе старых общественных пространств: новые общественные пространства просто не создаются - ни на месте старых, ни даже там, где таковые отсутствуют как класс. Функция создания общественных пространств, отданная на откуп рынку и частному бизнесу, фактически исчезла.
В городе фактически исчерпаны возможности "легкого" обновления или уплотнения традиционных промышленных территорий. Ускоренные темпы капитализации - а такова была рыночная ситуация - приводили к тому что город достаточно быстро лишился некоторых промышленных зон, невыгодно размещенных при новой стоимости земли. Во многих случаях инвестиционная привлекательность бывших промышленных территории была переоценена ввиду сложности процесса реконструкции, и скорость перепрофилирования промзон внутри города существенно замедлится. В Санкт-Петербурге под промышленными объектами занято около 40% территории: только на территории исторического центра, которая составляет около 6 тыс.га, промышленные предприятия занимают почти половину площадей. При этом в обычном европейском городе под промышленными объектами занято в среднем около 10% городской территории.