Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве О.В. Мильчакова,
рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 4-14.31-295/77-12, возбужденного в отношении Учреждения Служба безопасности и обеспечения строительной милиции (адрес: 109004, г. Москва, Добровольческая ул., д. 20, стр. 2), уведомленного надлежащим образом Определением об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении N 4-14.31-295/77-12 от 09.08.2012 (исх. от 09.08.2012 N ОМ/18936), в отсутствии законного представителя или защитника Учреждения Служба безопасности и обеспечения строительной милиции, установила:
протоколом N 4-14.31-295/77-12 об административном правонарушении от 04.07.2012 зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 29 августа 2011 года по делу N 07-01/10-45/11 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 06.09.2011 N ДТ/21166) установлен факт нарушения Учреждением Служба безопасности и обеспечения строительной милиции (адрес: 109004, г. Москва, Добровольческая ул., д. 20, стр. 2) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенной электрической сети, результатом которого явилось ущемление интересов КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО) путем нарушения установленного правовыми актами порядка ценообразования на услуги по передаче электрической энергии.
КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО) является юридическим лицом, действующим на основании устава, утвержденного Общим собранием участников от 20.04.2001 (протокол N 46), зарегистрировано 17.09.2002 за ОГРН 1027739198200 (бланк свидетельства 77 N 008050855), с присвоением ИНН 7744001024 (бланк свидетельства серия 77 N 011495194).
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 14.04.2009 (бланки 77АК N 017332 и 77АК N 017333) нежилые помещения площадью 2115,4 кв. м, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Добровольческая, д. 20, стр. 2, принадлежат КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО).
Часть нежилых помещений, включая электрощитовую (подвал, помещение 1, комната N 4), расположенных по адресу: г. Москва, ул. Добровольческая, д. 20, стр. 2, на основании договора безвозмездного пользования от 27.05.2008 б/н находятся в оперативном управлении Учреждения СБ и ОСМ.
По договору от 01.12.2006 N 92531562 с ОАО "Мосэнергосбыт" (на основании разрешения МКС Мосэнерго от 28.03.1996 N КС-45-17-7р/3-219 на присоединение мощности) Учреждение СБ и ОСМ приобретает электрическую энергию, необходимую для электроснабжения здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Добровольческая, д. 20, стр. 2.
На основании договора от 15.09.2009 б/н Учреждение СБ и ОСМ выставляет КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО) счета на оплату потребленных КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО) энергоресурсов, включая электроэнергию, а также, за услуги по обслуживанию помещений, включая электрощитовую, принадлежащую Учреждению СБ и ОСМ.
Согласно приложениям к договору от 15.09.2009 б/н, определявшим перечень оказываемых Учреждением СБ и ОСМ услуг, затраты по содержанию технического обслуживающего персонала включены в раздел "Технико-эксплуатационные услуги" с установленным тарифом - 60,5017 руб. за кв. м. в месяц, что составляло 128 069,99 руб. ежемесячно.
Посчитав подобные условия невыгодными КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО) в 2010 году предпринял ряд действий по заключению прямых договоров с гарантирующими поставщиками энергоресурсов (МГУП "Мосводоканал", ОАО "Мосэнерго", ОАО "Мосэнергосбыт").
Письмом от 03.08.2010 N 15/1766 КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО) обратилось в ОАО "Мосэнергосбыт" за заключением договора энергоснабжения.
В ответ на данное обращение ОАО "Мосэнергосбыт" письмом от 23.08.2010 N ИП/155-47/10 проинформировало КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО) о необходимости предоставления документов, подтверждающих наличие технологического присоединения (разрешения на присоединенную мощность, актов о технологическом присоединении, разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО) для оформления технологического присоединения к электрической сети направило в адрес ОАО "МОЭСК" заявки на осуществление технологического присоединения к электрической сети ОАО "МОЭСК" от 02.07.2010 N И-10-00-915027/104 и от 07.07.2010 N И-10-00-915471/100.
ОАО "МОЭСК" по результатам обращений КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО) выдало банку разрешение N И-10-00-925358/105 на присоединение энергопринимающих устройств к электрической сети ОАО "МОЭСК", содержащее условие получения согласия и технических условий на присоединение от владельца (балансодержателя) внутренней сети.
Неоднократные обращения КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО) к Учреждению СБ и ОСМ (исх. от 13.12.2010 N 15/2779 и от 13.01.2011 N 15/14) с просьбой оформить (выдать) указанные документы остались без ответа.
По мнению КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО) уклонение Учреждения СБ и ОСМ от оформления документов, необходимых для осуществления надлежащего технологического присоединения объекта КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Добровольческая, д. 20, стр. 2, ущемляет интересы КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО), создавая препятствие заключению в отношении указанного объекта договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, что в свою очередь может создать препятствие энергоснабжению объекта КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана направить заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.
Согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В соответствии с пунктом 16.1 Правил технологического присоединения для целей Правил технологического присоединения под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 19 Правил технологического присоединения по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.
Запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
Таким образом, согласование условий технологического присоединения с третьими лицами (Учреждением СБ и ОСМ), а равно и выполнение иных мероприятий до границ объекта КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО) является обязанностью сетевой организации (ОАО "МОЭСК"), а по завершении мероприятий по технологическому присоединению объекта КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО) к электрическим сетям ОАО "МОЭСК" между КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО) и ОАО "МОЭСК" должны быть составлены акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Учреждение СБ и ОСМ, являясь законным владельцем объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства
КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО), выставляя КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО) счета за потребляемую электрическую энергию и технико-эксплуатационные услуги, осуществляло передачу электрической энергии.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии.
Таким образом, Учреждение СБ и ОСМ занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в пределах территории, охваченной присоединенной электрической сетью.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии города Москвы (на правах департамента), утвержденного постановлением Правительства Москвы от 12.12.2006 N 963-ПП, Региональная энергетическая комиссия города Москвы (далее - РЭК Москвы) является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории города Москвы (далее - субъекты регулирования), а также иные функции в пределах компетенции, установленной федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
РЭК Москвы не устанавливалась ставка для расчета размера платы за услуги Учреждения СБ и ОСМ по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Ответственность за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Место совершения административного правонарушения - город Москва.
Временем выявления административного правонарушения является дата принятия Московским УФАС России решения по делу N 07-01/10-45/11 о нарушении антимонопольного законодательства - 29 августа 2011 года.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Учреждения Служба безопасности и обеспечения строительной милиции (адрес: 109004, г. Москва, Добровольческая ул., д. 20, стр. 2) заключается в нарушении пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенной электрической сети, результатом которого явилось ущемление интересов КБ "Независимый строительный банк" (ЗАО) путем нарушения установленного правовыми актами порядка ценообразования на услуги по передаче электрической энергии.
Ответственность за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения.
Решение о нарушении Учреждением Служба безопасности и обеспечения строительной милиции антимонопольного законодательства было принято до вступления в КоАП РФ изменений в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 404-ФЗ.