Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве О.В. Мильчакова,
рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 4-14.31-339/77-12, возбужденного в отношении ФГУП "Канал имени Москвы" (адрес: 125362, г. Москва, ул. Водников, д. 1), уведомленного надлежащим образом Определением о назначении времени и места рассмотрения дела N 4-14.31-339/77-12 об административном правонарушении от 21.08.2012 (исх. от 21.08.2012 N ОМ/19797) в присутствии защитника ФГУП "Канал имени Москвы" ... действующего на основании доверенности от ..., установила:
протоколом N 4-14.31-339/77-12 об административном правонарушении от 21.08.2012 зафиксирован факт административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 28 октября 2011 года по делу N 07-01/10-24/11 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 28.10.2011 N ДТ/26368) установлен факт нарушения ФГУП "Канал имени Москвы" (адрес: 125362, г. Москва, ул. Водников, д. 1) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по предоставлению в пользование судам причалов ФГУП "Канал имени Москвы", расположенных в Северном речном вокзале, которое привело к ущемлению интересов ООО "Речфлот" путем:
- навязывания контрагенту договора на пропуск автотранспортных средств для проезда к причалам на территории Северного речного вокзала и предоставления причалов для движения автотранспортных средств;
- нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;
- создания дискриминационных условий.
ФГУП "Канал имени Москвы" является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава. ФГУП "Канал имени Москвы" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц МИФНС России N 46 по г. Москве от 10 ноября 2002 года за основным государственным регистрационным номером 1027739526671. Место нахождения юридического лица: г. Москва, ул. Водников, д. 1.
Согласно приложению N 2 распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 515-р от 29 мая 2009, ФГУП "Канал имени Москвы" передано на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество: здание Северного речного вокзалы (г. Москва, Ленинградское шоссе, дом 51, стр. 1), причалы Северного речного вокзалы (г. Москва, Канал им. Москвы левый берег 46 км).
Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, речной порт - это комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования.
На основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Приказом Федеральной службы по тарифам России от 19.03.2004 N 18-т/4 ФГУП "Канал имени Москвы" включено в Реестр субъектов естественной монополии на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 77/3/5.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
На основании изложенного, ФГУП "Канал имени Москвы" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по предоставлению в пользование судам причалов в г. Москве в границах Северного речного вокзала.
1. Между ООО "Речфлот" и ФГУП "Канал имени Москвы" заключен договор от 16 апреля 2010 N 13П, соответствии с пунктом 2.1.2 которого ФГУП "Канал имени Москвы" обязуется оказывать услуги по предоставлению судам ООО "Речфлот" причалов.
Вместе с тем, ООО "Речфлот" указало на то, что помимо взимания платы за услуги по предоставлению судам причалов ФГУП "Канал имени Москвы" требует платы за пропуск автотранспортных средств к причалам (письмо от 01.12.2010 N 09-1642/22-АЗ). Согласно письму от 21.07.2010 N 01-15/2246 и договору от 15.07.2010 N 48-К, ФГУП "Канал имени Москвы" установило плату за пропуск автотранспортных средств (легковой автомобиль и микроавтобус - 100 рублей, грузовой автомобиль - 250 рублей, автобус - 350 рублей), обслуживающих речные суда в период стоянки у причалов Северного речного вокзала, расположенного по адресу: Канал имени Москвы, левый берег, 46 км, Ленинградское шоссе, дом 51.
Согласно пояснениям ФГУП "Канал имени Москвы", оплата за пропуск автотранспортных средств для проезда к причалам Северного речного вокзала введена в целях частичного возмещения расходов ФГУП "Канал имени Москвы" по замене асфальтового покрытия на причалах N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, установке шлагбаума и организации поста охраны на Северном речном вокзале.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" органами регулирования естественных монополий может применяться ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 услуга по предоставлению судам причалов порта включена в перечень услуг субъектов естественных монополий в речных портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
В соответствии с пунктом 7 Положения о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 (далее - Положение о государственном регулировании тарифов), тарифы устанавливаются в виде фиксированных (предельных максимальных или минимальных) ценовых ставок тарифов. Минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов субъектов регулирования на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг.
Таким образом, тариф, установленный на услугу по предоставлению судам причалов, должен обеспечивать возможность потребителя воспользоваться причалом по его функциональному назначению.
В соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации причал является устройством, предназначенным для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.
Для использования причалов по назначению потребителю услуги по предоставлению судам причалов необходим доступ к причалу как для судов со стороны внутренних водных путей, так и со стороны берега для транспортных средств в целях загрузки, разгрузки грузов, осуществления обслуживания, для пассажиров в целях их посадки на суда и высадки с судов.
Таким образом, взимание платы за пропуск автотранспортных средств к причалам с судовладельцев, имеющих договоры на предоставление услуг по предоставлению судам причалов, необоснованно.
Установлено, что ООО "Речфлот" возражало против установления платы за пропуск автотранспортных средств к причалам, направляло мотивированный протокол разногласий, от подписания которого ФГУП "Канал имени Москвы" уклонился. Кроме того, ФГУП "Канал имени Москвы" осуществило действия, направленные на установление шлагбаума и ограничение доступа транспортным средствам без оплаты пропуска.
Указанные действия ФГУП "Канал имени Москвы" квалифицированы как навязывание услуги пропуска автотранспорта, обслуживающего суда ООО "Речфлот", на причалы Северного речного вокзала г. Москвы.
Интересы ООО "Речфлот", его контрагентов были ущемлены ввиду того, что в целях пользования причалами в соответствии с их назначением в соответствии с условиями договора на предоставление судам причалов они были вынуждены оплачивать ответчику по делу дополнительную плату за проезд автотранспорта к причалам.
2. Были проверены доводы заявителя о нарушении ФГУП "Канал им. Москвы" установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услугу по предоставлению судам причалов.
Установлено, что здание Северного речного вокзала (г. Москва, Ленинградское шоссе, дом 51, стр. 1), причалы Северного речного вокзала (г. Москва, Канал им. Москвы левый берег 46 км) были переданы ФГУП "Канал им. Москвы" на праве хозяйственного ведения в соответствии с приложением N 2 распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 515-р от 29 мая 2009. Акт приема-передачи причалов от 01.10.2009 N 00000000030 Северного речного вокзала подписан ФГУП "Ресурс" и ФГУП "Канал имени Москвы" 01.10.2009.
В навигацию 2010 года ФГУП "Канал имени Москвы" начало предоставлять услуги по предоставлению судам причалов. Так, между ООО "Речфлот" и ФГУП "Канал имени Москвы" заключен договор от 16 апреля 2010 года N 13П на срок навигации 2010 года, в соответствии с которым ФГУП "Канал имени Москвы" обязуется оказывать услуги по предоставлению судам причалов, а ООО "Речфлот" обязуется оплачивать.
Тариф на предоставление судам причалов Северного речного вокзала был установлен приложением N 3 к Договору от 16.04.2010 N 13П, и составил 11,86 руб./час за 1 метр габаритной длины судна.
Как было указано, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 услуга по предоставлению судам причалов порта включена в перечень услуг субъектов естественных монополий в речных портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном регулировании тарифов государственное регулирование тарифов осуществляется органами регулирования в пределах их компетенции.
Согласно пункту 5.3.1.24 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, ФСТ России устанавливает (утверждает, регулирует) цены (тарифы) на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах.
В соответствии с пунктом 5 Положения о государственном регулировании тарифов тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
На момент заключения договора от 16.04.2010 N 13П для ФГУП "Канал имени Москвы" тариф на услуги по предоставлению судам причалов не был установлен ФСТ России.
Таким образом, в нарушение установленным нормативными правовыми актами порядка ценообразования ФГУП "Канал имени Москвы" оказывало услуги по тарифу, неустановленному уполномоченным органом.
С момента получения в распоряжение причалов (акт приема-передачи причалов от 01.10.2009 N 00000000030) до подачи в ФСТ России заявления от 10.03.2010 N 01-20/609 в ФСТ России об установлении тарифа на услуги по предоставлению судам причалов Северного речного вокзала прошло более 5 месяцев.
Приказом ФСТ России от 31 августа 2010 года N 201-т/4 установлен предельно максимальный тариф на услуги по предоставлению судам причалов Северного речного вокзала г. Москвы (г. Москва, Канал имени Москвы, левый берег, 46 км), оказываемые ФГУП "Канал имени Москвы", в размере 10,05 рублей в час за 1 метр габаритной длины судна, действующий с 31 августа 2010 года.
Применение тарифа, неустановленного ФСТ России, в приложении N 3 к Договору от 16.04.2010 N 13П, превышающего размер тарифа, установленного ФСТ России, могло привести к ущемлению интересов ООО "Речфлот".
3. ООО "Речфлот" указал, что ФГУП "Канал имени Москвы" ущемляет его права посредством непредоставления ему причалов, наиболее удобных для посадки, высадки пассажиров в целях выполнения прогулочных и пригородных регулярных рейсов.
В соответствии с пояснениями сторон по делу, установлено, что для приема экскурсионно-прогулочных судов в Северном речном вокзале могут использоваться местные причалы N 7, N 8, N 11, N 12.
В соответствии с заявками на использование причалов Северного речного вокзала, направленными в адрес ФГУП "Канал имени Москвы" в 2010 и 2011 годах, ООО "Речфлот" просит предоставить для выполнения прогулочных и пригородных регулярных рейсов местные причалы N 7 и N 8, которые расположены наиболее близко к зданию Северного речного вокзала и к кассам продажи билетов на теплоходы.
Вместе с тем, ФГУП "Канал имени Москвы" предоставляет причалы N 7 и N 8 преимущественно судам ОАО "Пассажирский флот".
Помимо письменных пояснений ООО "Речфлот" на это указывали представленные копии судовых журналов, которые ведет ФГУП "Канал имени Москвы".
За период навигации 2010 года флоту ООО "Речфлот" предоставлялись причалы:
- причал N 11 - 78,21% от общего количества подходов к причалам Северного речного вокзала судами ООО "Речфлот";
- причал N 12 - 18,27% от общего количества подходов к причалам Северного речного вокзала судами ООО "Речфлот";