СТО 43.99.90 РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ГРУЗОПОДЪЁМНЫМИ МАШИНАМИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ стр. 19

Lгр. - наибольшая длина груза; l - безопасное расстояние для стропальщиков;
hгр.- высота груза; Х - минимальное расстояние отлета груза при его падении.
 Для обеспечения безопасного движения стропальщиков при сопровождении груза необходимо предусмотреть свободные от грузов и со спланированной поверхностью проходы шириной не менее 1 м.
Оттяжки выполняются из пенькового каната или тонкого гибкого троса и закреплены непосредственно за конструкцию или за ее монтажные петли.

19. Строповка грузов

19.1. Строповка грузов осуществляется в соответствии с требованиями ПБ 10-382-00. Строповка грузов производится в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза применяются стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между ветвями не превышал 90° по диагонали.
19.2. Схемы строповок разрабатывают на все грузы. Строповка грузов должна производиться за все имеющиеся специальные устройства (петли, цапфы, рамы).
19.3. Перемещение грузов, на которые не разработаны схемы строповок, необходимо производить в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
19.4. Строповка механизмов и оборудования производится по схемам или по данным паспортов, представленных организациями-отправителями, или по схемам, разработанным специализированными организациями.
19.5. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов выдаются на руки стропальщикам и крановщикам или вывешиваются в местах производства работ.
Владельцем крана или эксплуатирующей организацией согласно требованиям ПБ 10-382-00 "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" также разрабатываются способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана.
19.6. Грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, захваты и т.д.) подбирают в зависимости от характеристики поднимаемого груза и разработанной схемы строповки.
19.7. Грузозахватные приспособления снабжаются клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. Грузоподъемность стропов общего назначения рассчитывается при угле между ветвями 90°, за исключением кольцевых и одноветвевых стропов, грузоподъемность которых дается при вертикальном положении. При использовании в строповке кольцевых и одноветвевых стропов в наклонном положении необходимо на их грузоподъемность вводить поправочный коэффициент в зависимости от угла наклона.
 Коэффициент определяется косинусом угла , образуемого между наклонной ветвью стропа и вертикалью. При 15°, 30°, 45° коэффициент соответственно равен 0,966; 0,866; 0,707.
Пример. Два кольцевых стропа, каждый грузоподъемностью по 5 т, наклонены к вертикали под углом 45°, следовательно, несущая способность каждого стропа будет равна 5 тс х 0,707=3,535 тс.
19.8. Грузозахватные приспособления, изготовляемые для сторонних организаций, кроме клейма, снабжаются паспортом.
19.9. На таре (ящики для раствора, бункера, контейнеры и т.д.), кроме специальных технологических данных, указываются ее назначение, номер, собственная масса и грузоподъемность. Безопасная эксплуатация тары производится в соответствии с ГОСТ 12.3.010-82. Емкость тары должна исключать возможность перегрузки машины (крана).
Для перемещения бетонной смеси следует применять бункеры (бадьи), выполненные по ГОСТ 21807-76*. Тара в зависимости от назначения должна отвечать соответствующим нормативным требованиям.
19.10. При строповке конструкций с острыми ребрами методом обвязки необходимо между ребрами элементов и канатом установить прокладки, предохраняющие канат от перетирания. Прокладки прикрепляются к грузу или в качестве инвентарных постоянно закрепляются на стропе.
19.11. При строповке крюки стропов должны быть направлены от центра груза.
19.12. Запрещается нахождение на строящемся объекте неисправной или нестандартной тары и неисправных грузозахватных приспособлений.
19.13. При разработке схем строповки грузов необходимо учитывать положение грузов при перевозке автотранспортом, хранении груза на приобъектном складе, монтаже и необходимом кантовании.
19.14. Для хранения грузозахватных приспособлений и тары на стройплощадке отводится специальное место, где стропы хранятся в специальных шкафах или ларях, куда не попадают атмосферные осадки, траверсы - на специальных устойчивых подставках, а тара - на подкладках.
19.15. Строповку грузов из штабелей (металлопроката, труб, леса и т.п.) производить в следующей последовательности:
- на наиболее выступающий конец конструкции, находящейся в верхнем ряду, надевается петля кольцевого стропа, висящего на крюке двух- или четырехветвевого стропа;
- стропальщик отходит на безопасное расстояние и дает команду приподнять конец груза на высоту 0,4-0,5 м;
- стропальщик подходит сбоку к приподнятому грузу и подводит под него деревянные подкладки сечением 100х100 мм на расстоянии ¼ от его концов (при подъеме труб, бревен на подкладке должны быть упоры от раскатывания груза);
- стропальщик отходит на безопасное расстояние и дает команду опустить груз на подкладки и ослабить строп (под безопасным расстоянием понимается расстояние до мест, которые находятся за границей опасной зоны при соответствующей высоте подъема. Эти места не должны находиться в опасной зоне от строящегося здания);
- стропальщик подходит к грузу и с помощью металлического крюка (из проволоки диаметром 6 мм) подводит кольцевые стропы под груз на расстоянии ¼ длины груза от его конца, затем снимает первый строп, а подведенные кольцевые стропы затягивает на "удавку" и надевает на крюки двух- или четырехветвевого стропа;
- стропальщик дает команду на подъем груза на высоту 20-30 см, убеждается в надежности строповки и подает команду на дальнейшее перемещение груза.
19.16. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ на комплектовочных базах строповку лесоматериалов, уложенных россыпью, следует производить с помощью гидравлического грейфера или клещевого захвата.
19.17. Расстроповку конструкций, установленных в проектное положение, следует производить только после их постоянного или надежного временного закрепления.
19.18. Во избежание самопроизвольного выпадения грузов тара загружается на 100 мм ниже ее бортов.
19.19. Для монтажа конструкций на высоте необходимо использовать грузозахватные приспособления с дистанционной расстроповкой.
19.20. Основные положения по строповке даются на схемах строповки грузов, входящих в состав проекта производства работ.

20. Установка строительных подъёмников. Указания по их безопасной работе

20.1. Для подъема груза и (или) людей на этажи строящегося или реконструируемого здания (сооружения) применяются строительные подъемники.
Грузопассажирский подъемник предназначен для подъема людей и грузов. Для подъема рабочих на рабочие места при строительстве иди реконструкции зданий и сооружений высотой 25 м и более применение грузопассажирского подъемника обязательно.
Грузовой подъемник предназначен для подъема только грузов. Грузовые подъемники, допускающие выход человека на грузовую платформу, оборудуются устройствами, обеспечивающими безопасность людей при их нахождении на платформе во время погрузки (выгрузки). Возможность выхода людей на платформу записывается в паспорте подъемника.
Фасадный подъемник (люлька) предназначен для подъема рабочих с материалами и инструментом и организации рабочего места при производстве работ по отделке и ремонту фасадов многоэтажных зданий.
20.2. Установку и эксплуатацию подъемников следует производить в соответствии с требованиями инструкции по монтажу и руководства по эксплуатации, разработанными предприятиями-изготовителями или специализированными организациями, ПБ 10-518-02 "Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников", проекта производства работ и технологических карт погрузки и разгрузки грузов.

          Варианты схем установки подъемников даны на рисунках 14, 15, 16.
393 × 314 пикс.     Открыть в новом окне
296 × 506 пикс.     Открыть в новом окне
Рис. 14 - Установка пассажирского подъемника у здания
1 - граница опасной зоны вокруг строящегося здания;
2 - граница опасной зоны, возникающей при работе подъемника на расстоянии L=5,0 м, принимаемом согласно СНиП 12-03-2001;
3 - сигнальное ограждение опасной зоны (по ГОСТ 23407-78), возникающей при работе подъемника;
4 - монолитная железобетонная плита;
5 - козырек над входом в кабину подъемника;