8.10.1. Санитарно-бытовые помещения для объектов (ДПС, ДПП, КППВ и МВМП) предусматривают: административные помещения, санпропускники (раздельные для мужчин и женщин, занятых обработкой вагонов по II - III категориям ДПП), гардеробные, туалеты, душевые, умывальные, помещения для отдыха и обогрева работающих, помещения для питания и личной гигиены женщин, помещения и устройства для сушки, стирки и ремонта спецодежды и обуви (дезинфекционные камеры, прачечные, химчистка).
8.10.2. В гардеробных блоках для лиц, работающих на открытом воздухе, помещения для рабочей одежды следует размещать отдельно от помещений для уличной и домашней одежды, при этом душевые должны размещаться смежно с этими гардеробными.
8.10.3. Для санитарной обработки персонала, участвующего в обработке вагонов всех категорий, строятся санпропускники.
8.10.3.1. Состав и размеры помещений санпропускников, их оборудование и устройство должны отвечать требованиям санитарных правил и норм для административных и бытовых зданий.
8.10.3.2. В санпропускниках предусматриваются изолированные входы для рабочих, занятых на обработке вагонов разных категорий. Планировка помещений обеспечивает поточность обслуживания рабочих, изолированное хранение домашней и рабочей одежды.
8.10.3.3. Каждый санпропускник имеет следующие помещения: гардеробную (отдельно для домашней одежды и спецодежды), раздевалку и душевую, сушилку для сушки спецодежды, туалеты с умывальниками. В санпропускнике для рабочих, обрабатывавших вагоны II и III категории, оборудуется дезинфекционная камера для дезинфекции спецодежды.
8.10.3.4. Для подачи грязного белья и рабочей одежды в стене между грязным отделением дезкамеры или прачечной и помещением для снятия рабочей одежды санпропускника оборудуется специальное окно, закрывающееся со стороны грязного отделения.
8.10.3.5. Порядок работы санпропускника: рабочие в соответствии с направлением на секторы санитарной обработки вагонов переодеваются в спецодежду в гардеробной и раздевалке. Затем через выход санпропускника направляются к местам санитарной обработки вагонов. В течение рабочего дня они могут пользоваться комнатами отдыха, обогрева, приема пищи. По окончании работы рабочие в раздевалке снимают спецодежду, принимают душ. В гардеробной одевают домашнюю одежду и покидают санпропускник через вход. Пропускная способность душевых устанавливается из расчета 3 - 4 человека в час.
8.10.3.6. Грязное нательное белье и спецодежда из санпропускника для рабочих, обрабатывавших вагоны I категории, просушивается в сушилке или в специально отведенном помещении, при надобности направляют в прачечную. Грязное нательное белье и спецодежду из санпропускников для рабочих, обрабатывавших вагоны II и III категории, направляют для дезинфекции в дезинфекционную камеру.
8.10.4. Полы помещения санпропускника, прачечной, сушилки должны быть, водонепроницаемыми с уклоном в сторону канализационных лотков, стены - облицованы глазурованной плиткой до потолка.
8.10.5. В шкафах для рабочей одежды следует предусматривать устройство для вытяжной вентиляции с естественным побуждением (в объеме 10 м3/ч воздуха от каждого шкафа).
8.10.6. Независимо от устройства шкафов с вытяжкой воздуха необходимо предусматривать помещение для сушки рабочей одежды и обуви (из расчета 0,15 м2 на одного работающего на открытом воздухе, но не менее 4 м2).
8.10.7. К душевому отделению для мытья рабочих, обрабатывающих вагоны по I категории ДПП и КППВ, должна примыкать прачечная с сушилками рабочей одежды.
8.10.8. Помещение, в котором установлена дезинфекционная камера, разделяется глухой перегородкой (стеной) на два отделения: чистое и грязное, с соотношением площадей 1 : 3. Пульт управления камерой располагается в чистом отделении. Для подачи грязного белья и рабочей одежды в стене между грязным отделением дезинфекционной камеры или прачечной и помещением санпропускника для снятия рабочей одежды оборудуется специальное окно, закрывающееся со стороны грязного отделения (прачечной).
8.10.9. Умывальные размещаются смежно с гардеробными рабочей одежды. Расчетное количество рабочих на 1 кран - 20 человек работающих в наиболее многочисленной смене, без учета числа умывальных кранов в столовых, туалетах, помещениях для отдыха и обогревания.
8.10.10. Площадь помещений для отдыха и обогрева работающих принимается из расчета 0,2 м2 на 1 работающего в наиболее многочисленной смене, но не менее 12 м2. Помещение для отдыха и обогрева допускается объединять с помещениями для приема пищи; в этом случае помещение дополнительно оборудуется холодильником и электроплиткой для подогрева пищи, шкафом для посуды (при этом общая площадь должна быть не менее 18 м2).
8.10.11. В административно-бытовом здании и при каждом помещении для отдыха и обогрева рабочих предусматриваются канализованные туалеты.
8.10.12. Для стирки, химической чистки спецодежды предусматриваются прачечные и отделение химчистки на ДПП и КППВ или на железнодорожном узле для группы предприятий. Стирка спецодежды проводится после каждой смены.
8.11. Требования к технологическому процессу обработки вагонов
8.11.1. Содержимое вагонов, поступающих на санитарную обработку по I и II категориям, перед выгрузкой, во избежание образования пыли, должно быть увлажнено водой.
8.11.2. Содержимое вагонов, поступающих в депо для обработки по III категории, обязательно увлажняется дезинфицирующим раствором.
8.11.3. Очистка содержимого вагона, а также его приспособлений и оборудования проводится до полного удаления загрязнений.
8.11.4. Удаляемые остатки грузов из вагонов, обрабатываемых на ДПС и ДПП:
по I категории - мусор, остатки фуража, навоз, съемное оборудование после очистки используют без ограничения или вывозят на свалку;
по II категории - рассортировывают: мусор и остатки фуража сразу же сжигают; навоз обеззараживают путем компостирования или сжигают; съемное оборудование подвергается на промывочной площадке механической очистке и или сжигают;
по III категории - собираются в металлические контейнеры (выгрузка на платформу категорически запрещается) для сжигания, после чего проводят дезинфекцию контейнеров с последующей их промывкой водой.
8.11.5. Промывка вагонов на дезпромпредприятиях проводится струей горячей воды в следующей последовательности: наиболее загрязненные места пола, затем стены, потолок, внутренние поверхности стены, дверей. После первичной промывки вагон должен быть тщательно очищен от грязи в углах, углублениях с применением щеток, скребков, швабр. Затем проводится окончательная промывка вагона горячей водой: потолка, стен, внутренних поверхностей, дверей и пола (при закрытых люках), подножек, тормозных площадок и наружных поверхностей стен.
Промывку проводят до полного исчезновения в стекающей воде помутнения.
После проверки качества промывки вагонов, обрабатываемых по I категории, выдается разрешение на выпуск вагона на сеть для использования его без ограничения.
8.11.6. Вагоны, обработанные по II и III категориям, после промывки подвергаются дезинфекции, которую проводит медицинский дезинфектор. Вначале обрабатывается пол, стены, потолок и вторично пол (особо тщательно углы, щели, люки и двери); затем наружные поверхности стен вагона, подножки, тормозные площадки и ходовые части.
Вагоны, обрабатываемые по III категории, через 20 минут после дезинфекции повторно промывают горячей водой с внутренней и наружной стороны и вновь дезинфицируют внутри и снаружи.
Дезинфекционная обработка вагона по III категории пароформалиновым методом проводится в закрытом депо. Шланги, подающие пароформалиновую смесь, помещают в очищенный от остатков грузов и тщательно промытый вагон. По возможности вагон герметизируется (закрываются люки, двери). После того, как персонал покинет рабочую камеру депо, в нее подается пароформалиновая смесь. Находиться в рабочей камере депо разрешается только в средствах индивидуальной защиты (противогаз, комбинезон, сапоги, резиновые перчатки).
8.11.7. Вагоны, обработанные по II и III категориям, могут быть выпущены с объекта не ранее, чем через 30 минут после окончания дезинфекции.
8.11.8. Зимой, во избежание замерзания дезинфицирующего раствора на обрабатываемых поверхностях, необходимо дезинфекцию проводить сразу же после промывки вагона горячей водой.
8.11.9. Все используемое в работе оборудование и инвентарь по окончанию работ подлежит механической очистке, обеззараживанию дезинфицирующими растворами (теми же, что и вагон) и должно храниться в отдельном помещении при площадках обработки. Перемещение инвентаря в другие зоны категорически запрещается.
8.11.10. Пункт комплексной подготовки вагонов к перевозкам и механизированный промывочно-ремонтный поезд предназначены для санитарной подготовки крытых вагонов, которым не требуется специальной санитарной обработки.
8.11.11. Подготовка крытых вагонов к перевозкам на стационарных и передвижных промывочных предприятиях включает в себя следующие операции:
технический осмотр;
очистку вагонов от остатков груза;
промывку внутренних поверхностей кузова;
сушку вагонов;
текущий безотцепочный ремонт кузова вагона, ходовых частей, тормозного оборудования, автосцепочных устройств и рам вагонов.
Технологическим процессом предусматривается подготовка вагонов к перевозкам на КППВ и МВМП комбинированным методом: очистка, промывка, сушка, производится поточным методом, ремонт - стационарным.
8.11.12. При техническом и коммерческом осмотре вагонов на КППВ и МВМП выявляется характер и объем подготовки вагонов:
незагрязненные вагоны I группы (инертные грузы), исправные в техническом и коммерческом отношениях, поступают под погрузку, минуя очистку и промывку;
вагоны I группы, не требующие предварительной очистки (после перевозки зерна, муки, жмыха, комбикормов, сахара, крупы, фуража, тарных грузов и др.), поступают на промывку и сушку;
вагоны II группы (неопасные и малоопасные минеральные грузы) с повышенным количеством остатков грузов: после перевозки минеральных удобрений (фосфатные, азотные, калийные и другие) и химических веществ общепромышленного назначения (алебастр, известь, магнезит, цемент, стеклянное волокно, шлаковата, древесный уголь, сажа, сода, тринатрийфосфат, соль и различные строительные грузы) поступают на очистку, промывку и сушку;
вагоны после перевозки грузов III группы (пестицидов и других опасных грузов, преимущественно I, II, III классов токсичности) должны проходить обработку на КППВ и МВМП на особом пути с обособленной площадкой для сбора остатков опасных грузов, отдельной канализационной системой для очистки, нейтрализации и обезвреживания сточных и промывных вод. При отсутствии указанных условий обработка вагонов из-под опасных грузов на КППВ и МВМП не допускается;
вагоны, требующие текущего отцепочного, деповского или капитального ремонта, проходят очистку, промывку, сушку и текущий безотцепочный ремонт в своей группе вагонов, подготавливаемых под погрузку, а затем подаются на ремонтный участок вагонного депо.
8.11.13. Перед чисткой вагонов на КППВ и МВМП определяется содержимое остатков в вагонах, в случае необходимости состав остатка груза определяется с помощью химической лаборатории.