готовностью к проведению научных исследований, экспериментов и наблюдений при взаимодействии с научно-исследовательскими и проектными организациями (ПК-17);
способностью разрабатывать планы, программы и методики исследований, практические рекомендации по использованию результатов исследований (ПК-18);
расчетно-проектная деятельность:
способностью к разработке организационно-технической, нормативно-методической документации по технической эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов (ПК-19);
научно-педагогическая деятельность:
способностью к подготовке, планированию и проведению учебных занятий в образовательных учреждениях Российской Федерации (ПК-20).
Профессиональные компетенции уточняются вузом с учётом профиля профессиональной подготовки обучающихся.
VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры
6.1. ООП магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций | |
М.1 | Общенаучный цикл | 15-25 | |||
Базовая часть | 5-15 | ||||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать: приемы и методы философского анализа проблем науки, фундаментальные понятия философского учения о мире; смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, его отношение к природе и обществу, содержание основных понятий, используемых в данной дисциплине.классификацию инноваций, их признаки и свойства. Основные закономерности инновационной деятельности;уметь: анализировать и оценивать социальную и научную информацию.- самостоятельно анализировать хозяйственные и управленческие ситуации применительно к особенностям инновационного процесса. Учитывать реальные организационные условия при разработке и принятии управленческих решений в области инноваций;владеть: навыками использования философских категорий в практической деятельности, критического восприятия информации;методами прогнозирования ситуаций и выработки групповых решений в условиях рыночной конкуренции, риска и неопределенности;системным и ситуационным подходом к принятию инновационных решений. | Философские проблемы науки и техникиИнновационный менеджмент | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ПК-1ПК-3ПК-9ПК-10ПК-15 | |||
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | |||||
Базовая (общепрофессиональная) часть | 5-15 | ||||
Продолжение цикла М.2 | |||||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- методы управления процессами поддержания летной годности и обеспечения безопасности полетов;- методы системного анализа эффективности технической эксплуатации;- информационные системы и технологии в эксплуатации;- методы организации баз данных для решения задач управления эксплуатацией;- аппаратные средства и прикладные программы информационных систем и технологий;- принципы организации эксплуатационного контроля;- методы моделирования процессов эксплуатационного контроля;- методы анализа и синтеза автоматизированных систем контроля;- способы оценки эффективности применения автоматизированных систем контроля;уметь:- управлять эффективностью процессов поддержания летной годности и обеспечения безопасности полетов;- использовать методы моделирования систем и процессов эксплуатации;- применять информационные системы и технологии для решения задач эксплуатации;- организовывать эксплуатационный контроль авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов с применением автоматизированных систем контроля;- анализировать тактико-технические характеристики автоматизированных систем контроля и осуществлять синтез систем по выбранным критериям оптимизации;- оценивать эффективность автоматизированных систем контроля в реальных условиях эксплуатации;владеть:- методами применения на практике специального программного обеспечения для решения задач управления системами и процессами эксплуатации;- навыками разработки рекомендаций по совершенствованию стратегий и методов эксплуатации;- методами анализа и синтеза автоматизированных систем контроля с применением математического и имитационного моделирования процессов эксплуатации;- способами оценки эффективности применения автоматизированных систем контроля в реальных условиях эксплуатации. | Управление системами и процессами эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов, Автоматизированные системы контроля авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов | ОК-1ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16 | |||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | |||||
М.3 | Практики и научно-исследовательская работа практические умения и навыки определяются ООП вуза | 42 | ОК-1-5ПК-1-6ПК-9ПК-15-18ПК-20 | ||
М.4 | Итоговая государственная аттестация | 3 | ОК-1ОК-5ОК-10ПК-1ПК-4ПК-19 | ||
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 90 |
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (организационно-управленческой, производственно-технологической, научно-исследовательской, расчетно-проектной, научно-педагогической), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 90 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 24 академических часа.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по следующим дисциплинам (модулям), формирующим у обучающихся умения и навыки в области управления системами и процессами эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов, автоматизированных систем контроля авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов, инновационного менеджмента, философских проблем науки и техники, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики, которые могут включать научно-исследовательскую практику.
Конкретные виды практик определяются ООП. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;