Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2010 г. N 2019"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 072801 Ко стр. 3

физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура, аспирантура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История отечества", "История медицины", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" объединено с "Экстремальной медициной".
Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

Код УЦ ООП
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (Зачетные единицы)
Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а так же учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
С.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
35
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные этапы становления и развития общественных формаций, государства, в разные исторические эпохи;этапы исторического развития России и роль России в истории человечества и в современном мире;формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития, структура философского знания, место и роль философии в культуре; уметь:выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера и по специальности, соблюдая правила речевого этикета, читать литературу на иностранном языке с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем; владеть:лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для овладения устными и письменными формами общения.
31
История, Философия, Эстетика Иностранный языкОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ОК-11ОК-12ОК-13
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
4
С.2
Общепрофессиональный цикл
60
Базовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен: знать:историю отечественной и зарубежной музыки, важнейшие композиторские техники в музыке XX века, основные этапы эволюции художественных стилей, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, историю хоровой отечественной и зарубежной музыки, основные стили и жанры хоровой музыки; жанры и стили оркестровой музыки; направления и стили зарубежной и отечественной музыки XVIII-XXI веков, техники композиторского письма XX-XXI веков, творчество зарубежных и отечественных композиторов XX-XXI веков;основные направления массовой музыкальной культуры XX-XXI веков, историю эстрадной и джазовой музыки;панораму музыки разных направлений: электронную музыку, полистилистику, сонорику, минимализм, неоромантизм;музыкальную литературу во всех жанрах, включая выдающиеся произведения оперно-симфонической, вокальной и хоровой инструментальной музыки, особенно в области избранной специализации;принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа; этапы исторического развития гармонии;законы гармонии и полифонии, законыформообразования;историю и теорию полифонии, строениеполифонических форм;музыкальную психологию; уметь:самостоятельно гармонизовать мелодию;анализировать музыкальную форму,анализировать на слух развернутые гармонические последовательности;петь по цифровке, сольфеджировать сложные интонационные иритмические мелодии,сольфеджировать с листа, сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы в курсе гармонии и полифонии;давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способности), интерпретацию собственного психического состояния;аккомпанировать, свободно читать с листа;использовать фортепиано для исполнения собственных сочинений и ознакомления смузыкальной литературой и теоретического анализамузыкального произведения, аккомпанировать;владеть:навыками гармонического анализа, навыками целостного и детального слухового анализа многоголосной музыки, гомофонно-гармонического и полифонического склада;навыками определения на слух конкретных гармонических структур, воспроизведения по памяти гармонических последовательностей, точного и осмысленного интонирования мелодии любого стиля, теоретического и исполнительского анализа музыкального произведения, педагогического анализа музыкальной литературы;использования музыковедческой литературы;всесторонне развитым музыкальным слухом;представлением о комплексе средств музыкальнойвыразительности в их взаимосвязи: мелодика, гармония, фактура, голосоведение, развитое ладогармоническое мышление;практическими навыками озвучивания партитуры на фортепиано, игровым аппаратом и основными навыками игры на фортепиано;навыками создания музыки для современных сценических постановок; представлением о фольклоре как особом пласте культуры, его синкретической природе и устной форме бытования, о жанрово-стилевой системе фольклора.
55
История искусств История музыки История современной музыкиМассоваямузыкальнаякультураСовременный музыкальный театрФортепианоНародное музыкальное творчествоПК-1ПК-2ПК-3
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
5
С.3
Профессиональный цикл
185
Базовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:
167
Модуль профессиональной подготовкизнать:основные композиторские стили, традиции русской композиторской школы и лучшие достижения мирового музыкального творчества;тембровые качества и технологические возможности музыкальных инструментов, с целью осознанного использования их в собственном композиторском творчестве;основы исполнительской техники на струнных, духовых и ударно-колористических инструментах; штрихи, аппликатуру, особые приемы звукоизвлечения;особенности оркестрового письма композиторов различных эпох с учетом тенденции развития музыкального языка;особенности национальных школ, индивидуального авторского почерка; различные виды партитурной нотации, включая новейшие (музыкальная графика и др.);правила записи партитуры;основные прототипы современных музыкальных инструментов, а также основные инструменты прошлых эпох;основные развернутые концепции касающиесямузыкально-теоретических систем отечественного и зарубежного музыкознания;основные категории хороведения (составы хоров, строй, ансамбль, дыхание, фразировка);правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности;основы архитектурной и музыкальной акустики;уметь:воспринимать, слышать и анализировать явления действительности;порождать свои собственные образы и идеи и воплощать их в различных музыкальных формах, жанрах и стилях, осваивая различные области композиторского творчества:инструментальной, вокальной, оркестровой, хоровой, электронноймузыки, музыки для кино и театра;инструментовать собственные сочинения для различного составаоркестров и делать хоровые аранжировки;создавать компьютерную музыкальную композицию с использованием всех основных средств цифровой аудио технологий;отражать фольклор в профессиональном композиторском творчестве; владеть:собственной стилевой манерой письма в процессе воплощения творческого задания;компьютерной аранжировкой вокальных и инструментальных произведений с использованием технологий MIDI, звукового синтеза, сэмплирования;программно-аппаратными средствами создания и обработки компьютерной музыки;навыками проектирования искусственной акустики с использованием электронных программных средств.
157
СочинениеСольфеджиоГармонияПолифонияАнализ музыкальной формыИнструментоведениеЧтение партитурИнструментовкаИстория оркестровых стилейОсновы хорового письмаМузыкально теоретические системыЭлектронная и компьютерная музыкаМузыкальная информатикаОсновы дирижированияБезопасность жизнедеятельностиПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-16ПК-17ПК-18
Модуль педагогической подготовки:знать:основы планирования учебного процесса;особенности оркестрового письма композиторов различных эпох с учетом тенденции развития музыкального языка, особенности национальных школ, индивидуального авторского почерка; различные виды партитурной нотации включая новейшие (музыкальная графика);правила записи партитуры;специфику педагогической работы в группах разного возрастного уровня, специальную литературу;владеть:методикой проведения урока, методами психологического и художественного воздействия на ученика, приемами развития образного воображения и ассоциативного мышления учащегося;навыками проведения групповых занятий по музыкально-теоретическим дисциплинам, различными методами развития слуха, памяти, методами использования гармонических последовательностей и секвенций, последовательностей интервалов, музыкальных диктантов как способов развития музыкального слуха и памяти;навыками работы над рефератами и учебно-методическими пособиями.
10
Методика преподавания композиции Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин Современные композиторские и исполнительские техники Музыкальная психология Профессиональная и педагогическая подготовкаПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
18
С.4
Физическая культура
2
ОК-13
С.5
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
8
Педагогическая ПроизводственнаяПК-22ПК-23ПК-11ПК-14ПК-16ПК-17
С.6
Итоговая государственная аттестация
10
Общая трудоемкость основной образовательной программы
300
______________________________
* Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5, включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более четырех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам C.1, C.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очной форме обучения составляет 36 академических часов.
В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731)
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП подготовки специалистов вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области профессиональной деятельности: сольфеджио, гармония, полифония, анализ музыкальных форм, фортепиано, музыкальная информатика, сочинение, чтение партитур, инструментовка, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Прием на ООП подготовки специалиста осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускникам ООП среднего профессионального образования по специальностям в области музыкального искусства.
7.16. При реализации ООП подготовки специалиста высшее учебное заведение должно предусмотреть наличие творческого исполнительского коллектива для осуществления звукозаписи или концертного выступления при демонстрации собственных сочинений обучающихся по данной ООП.
7.17. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки специалистов. Она представляет собой форму организации образовательного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. При реализации ООП подготовки специалиста по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики, которые могут включать следующие виды практик: педагогическую.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Особые условия реализации программ практик в ООП подготовки специалиста:
педагогическая практика проводится в активной форме (студент самостоятельно, под наблюдением педагога-консультанта ведет занятия с прикрепленным к нему учеником в рамках отделения, сектора, студии педпрактики, в виде работы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и учреждения дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей), в ассистентской (на старших курсах в классах педагогов по соответствующим специальным дисциплинам);
производственная практика проводится рассредоточено по всему периоду обучения в форме самостоятельной работы в виде показа собственных сочинений при исполнении музыкальных произведений на различных концертных площадках.
Также могут использоваться другие формы практики, в том числе в виде педагогической работы в музыкальном учебном заведении.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от организации. По итогам аттестации выставляется оценка.
7.18. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу, достижения отечественной и зарубежной науки по соответствующим дисциплинам;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме проводимой научной работы;