способностью демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-3);
способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре (ОК-4);
владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации информации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-5);
способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);
готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-7);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-8);
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-9);
способностью выстраивать и реализовывать тактику и стратегию своего интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-10);
способностью проявлять развитые коммуникативные и адаптивные личностные качества, работать и взаимодействовать с другими людьми в различных творческих ситуациях (ОК-11);
способностью владеть родным языком и иностранным языком (не мене одного) на уровне, позволяющем вести профессиональную беседу, читать и переводить специальную литературу, составлять аннотацию, вести переписку (ОК-12);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-13).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью к осмыслению развития музыкального искусства в историческом контексте с другими видами искусства и литературы, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ПК-1);
способностью ориентироваться в специальной литературе, как по профилю подготовки, так и в смежных областях искусства (ПК-2);
готовностью к работе с научной и музыковедческой литературой, использованию профессиональных понятий и терминологии (ПК-3);
способностью распознавать и идентифицировать на слух существенные компоненты музыкального языка, такие как интервалы, ритм, тональность, размер, аккорды, тембр, фактура, инструментовка и записывать их должным образом, в том числе в случаях, когда объект распознания чрезвычайно сложен, либо является неполным или необычным (ПК-4);
способностью запоминать музыкальный материал и читать или воспроизводить музыкальные отрывки, которые были записаны и закодированы в какой-либо форме с использованием широкого спектра видов нотаций и звуковых ресурсов (ПК-5);
способностью распознавать и анализировать музыкальную форму на слух или по нотному тексту (ПК-6);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-7);
способностью самостоятельно приобретать и обрабатывать новые знания с использованием современных информационных технологий и интерпретировать полученные данные для формирования суждений по социальным, научным и этическим проблемам (ПК-8);
способностью постигать музыкальное произведение внутренним слухом и воплощать услышанное в звуке, нотном тексте, жесте, ритме, динамике, фразировке (ПК-9);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-10).
в художественно-творческой деятельности:
способностью создавать музыкальные произведения в различных стилях, жанрах и формах на основе собственной манеры письма:
в инструментальной музыке - от миниатюры для инструмента соло, включая народные инструменты, до крупномасштабной симфонии, поэмы, концерта;
в вокальной музыке - от романса, песни до развернутого цикла (в сопровождении фортепиано, камерного ансамбля, оркестра), концерта для голоса с оркестром;
в хоровой музыке - от хора без сопровождения до кантаты для солистов, хора и симфонического (народного, духового) оркестра, оратории;
в жанре музыкально-сценических произведений (опера, балет, оперетта, мюзикл, произведения синтетических жанров);
в музыке к кино- и телефильмам;
в области электроакустической музыки (мультимедиа-композиции, Таре Music (музыка для пленки), интерактивные композиции) (ПК-11);
владением навыками сочинения с использованием современных технических средств (синтезаторов, секвенсоров и иной аппаратуры) (ПК-12);
свободным владением записью собственных сочинений (нотацией) (ПК-13);
способностью работать независимо и увлеченно, критически оценивая результаты собственной деятельности (ПК-14);
способностью представлять результаты своей деятельности в доступной форме, понятной для опытной и неопытной аудитории, демонстрируя уверенность, свободу и легкость обращения с материалом, способствующие беспрепятственному донесению художественной информации до сознания реципиентов (ПК-15);
способностью создавать аранжировки и переложения для различных составов ансамблей и оркестров (ПК-16);
способностью создавать свою концепцию музыкального произведения, выстраивать его форму и музыкальную драматургию (ПК-17);
способностью находить нестандартные художественные решения, импровизировать в процессе звуковой реализации музыкального произведения, исполнительском процессе (ПК-18);
в педагогической деятельности:
способностью демонстрировать понимание целей, задач педагогического процесса и основных принципов музыкальной педагогики (ПК-19);
владением навыками преподавания композиции и специальных музыкально-теоретических дисциплин (ПК-20);
способностью планировать педагогическую деятельность, ставить цели и задачи воспитания и обучения с учетом возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся (ПК-21);
демонстрированием высокой степени интеллекта и способность увлечь учеников процессом сочинения музыки (ПК-22);
владением знаниями в области методики и музыкальной педагогики, о процессе обучения музыке, наличием представления о развитии теоретической мысли в этой области наряду со способностью критически оценивать и осмысливать собственную педагогическую деятельность (ПК-23).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов: