Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 810"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 072300 Музеология и охрана стр. 3

быть способным выполнять все виды работ, связанные с учетом и обеспечением сохранности музейных коллекций и объектов культурного и природного наследия (ПК-10);
быть способным обосновать принятие конкретных решений по спорным вопросам в практической деятельности (ПК-11);
быть готовым применять правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, а также параметров, обеспечивающих физическую сохранность музейных собраний (ПК-12);
проектная деятельность:
быть готовым к участию в разработке выставочных и экспозиционных проектов (ПК-13);
быть готовым к участию в разработке отдельных разделов проектов региональных программ сохранения и освоения культурного и природного наследия, в том числе - в туристической сфере (ПК-14);
быть готовым применять современные информационные технологии при разработке новых культурных продуктов (ПК-15);
быть готовым использовать нормативные документы, определяющие параметры и стоимость проведения работ в разных сферах социокультурной деятельности (ПК-16);
культурно-просветительская деятельность:
быть готовым к участию в разработке культурно-образовательных программ в системе музейных учреждений, культурных центров, экскурсионных и туристических фирм (ПК-17).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ООП
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (Зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
Б.1
Гуманитарный, социальный и экономический циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:основы философии, социологии, истории, психологии и педагогики;основы делового общения;основы функционирования рыночной экономики;принципы организации и функции управления в социокультурной сфере;уметь:применять социально-гуманитарную и экономическую терминологию; анализировать и оценивать научную информацию;планировать и осуществлять свою деятельность, оценивать ее результативность;использовать знание русского и иностранного языков в профессиональной деятельности, социальной и профессиональной коммуникации и межличностном общении;владеть:навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии;способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере;способностью работать в коллективе;навыками здорового образа жизни и физической культуры.
60
30-40
Социально-гуманитарный модуль:ФилософияИсторияСоциологияОсновы психологии и педагогикиОсновы праваЭтикаЭкономико-управленческий модуль:Основы экономикиОсновы менеджментаКоммуникативный модуль:Русский язык;Иностранный языкОК-1ОК-3ОК-4ОК-6ОК-7ОК-9ПК-2ПК-9ПК-14ПК-16ПК-17ОК-4ПК-14ПК-16ОК-2ОК-9ПК-4ПК-7ПК-8ОК-10
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
20-30
Б.2
Математический и естественнонаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:возможности применения математических методов в социально-гуманитарной сфере;основы информационно-коммуникационных технологий;принципы и основные концепции естествознания, экосистемы и экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы;уметь:использовать математические методы в социально-гуманитарном знании;использовать базовые и прикладные программные средства для решения задач основной деятельности музея, использовать современные информационные технологии для получения доступа к источникам информации, хранения и обработки полученной информации;формулировать проблемы и использовать эвристические методы их решения;применять навыки использования компьютерных технологий в практической профессиональной деятельности;владеть:основными методами математического анализа;основными методами работы на персональном компьютере с базовыми и прикладными программными средствами;приемами информационно-описательной деятельности, систематизации данных, структурирования описания предметной области;приемами экологического обеспечения производства и защиты окружающей среды.
30*
15
Математико-информационный модуль:Математика в социально-гуманитарной сфереОсновы информационных технологийЕстественнонаучный модуль:История науки и техникиКонцепциисовременного естествознанияОсновы экологииОК-1ПК-3ПК-15ОК-8ПК-14
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
15
Б.3
Профессиональный цикл Базовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:а) основные археологические культуры и их памятники;основные методы исследования археологических памятников и материалов; археологическую периодизацию;б) типологию культуры; российскую и зарубежную культуру, русское и зарубежное искусство в исторической динамике; историю религий мира в контексте культуры; историю зарубежной, и отечественной литературы;в) основы вспомогательных исторических дисциплин, источниковедения и архивоведения;г) историю становления и особенности музея как социокультурного института; современную типологию музеев; основные направления музейной деятельности; технологии, методы и приемы практической музейной деятельности; особенности функционирования музеев;д) основные этапы формирования понятия "памятник", "культурное наследие"; типологию объектов культурного и природного наследия в исторической динамике; историю, теорию и методологию сохранения и использования наследия; правовое регулирование охраны культурного и природного наследия, проблемы бытования объектов культурного и природного наследия в современной социокультурной ситуации: отечественный и зарубежный опыт;уметь:логично представлять освоенное знание, применять современные теории, концепции и инструментарий истории культуры и музеологии в практической работе с объектами культурного и природного наследия;владеть:понятийным аппаратом музеологии и охраны объектов культурного и природного наследия;современными методами изучения культуры, в т.ч. музеев и объектов культурного и природного наследия; основными технологиями, методами и приемами практической музейной работы.
60
Безопасность жизнедеятельностиКультурно-исторический модуль:АрхеологияЭтнологияИстория культурыИстория материальной культурыИстория искусстваИстория мировых религийМузейный модуль:Основы музеологии (методы, язык, концепции)История музеев мираИстория музейного дела РоссииОсновные направления музейной деятельностиМодуль охраны и освоения объектов культурного и природного наследия:Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследияОхрана культурного и природного наследия в России и за рубежом.ОК-10ПК-12ОК-1ОК-5ОК-7ПК-2ПК-5ПК-9ПК-10ПК-14ПК-17ОК-5ОК-8ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-8ПК-9ПК-10ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-17ОК-5ОК-6ПК-1ПК-4ПК-5ПК-6ПК-10ПК-12ПК-14ПК-15ПК-17
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)(Вариативная часть реализуется в соответствии с профилизацией ООП бакалавра).
60
Б.4
Физическая культура
2
(400 часов)
ОК-10
Б.5
Практика и научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза)Базовые учебные и производственные практикиВ результате прохождения учебных практик студент должен получить следующие практические навыки:умение работать с архивными документами;умение вести обработку и описание полевых (экспедиционных) археологических, этнографических материалов;ведение первичного учета и систематизации музейных предметов; владение различными формами работы с музейной аудиторией.Профильные учебные практикиВ результате прохождения учебных профессионально-профилированных практик студент должен получить навыки работы по ведущим направлениям музейной деятельности;навыки, связанные с охраной объектов культурного и природного наследия и их музеефикацией.Производственная или научно-исследовательская преддипломная практикаВ результате прохождения производственной преддипломной практики студент должен приобрести навыки работы с архивными материалами и научной литературой, получить необходимый материал для выполнения выпускной квалификационной работы.Студент должен:уметь:самостоятельно и в составе научно-производственного коллектива решать конкретные задачи профессиональной деятельности при выполнении работ в соответствии с профилизацией;самостоятельно и под научным руководством осуществлять сбор и первичную обработку информации в соответствии с профилизацией;владеть:практическими навыками участия в научно-исследовательских и прикладных разработках в соответствии с профилизацией.
14*
ПК-3ПК-4ПК-9ПК-10ПК-13ПК-14ПК-16ПК-17ОК-3ОК-5ОК-8ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-8ПК-9ОК-1ОК-2ОК-5ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4
Б.6
Итоговая государственная аттестацияВ результате подготовки, защиты выпускной квалификационной работы и сдачи государственного экзамена студент должен:знать:методы постановки и решения профессиональных задач в области научно-исследовательских и прикладных разработок в соответствии с полученной общепрофессиональной подготовкой и профилизацией;уметь:осуществлять поиск источников и научной литературы для решения конкретной научных задач;анализировать и интерпретировать научную информацию;представлять результаты научного исследования.
14
Подготовка, защита выпускной квалификационной работы.Сдача государственного экзамена.ОК-1ОК-5ОК-7ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-9ПК-10ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17
Общая трудоемкость основной образовательной программы
240
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4 и Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников. Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки, должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области: истории материальной культуры, основных направлений музейной деятельности (учет, хранение, комплектование, проектирование музейной экспозиции, обеспечение сохранности музейных предметов), а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;