способностью к непрерывному познанию методики и музыкальной педагогики, к соотнесению собственной педагогической деятельности с достижениями в области музыкальной педагогики (ПК-25);
способностью анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-26);
способностью использовать индивидуальные методы поиска путей воплощения музыкального образа в работе над музыкальным произведением с обучающимся (ПК-27);
способностью применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации; ориентирования в выпускаемой специальной учебно-методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам, анализировать различные методические системы и формулировать собственные принципы и методы обучения (ПК-28);
способностью планировать учебный процесс, вести методическую работу, разрабатывать методические материалы, формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус (ПК-29);
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью к работе в коллективе - в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности, к планированию концертной деятельности творческого коллектива, к организации творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий), к сочетанию необходимого профессионализма в области культуры и искусства и нормативно-правовых и менеджерских знаний при осуществлении организационно-управленческой работы в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования (ПК-30);
в области музыкально-просветительской деятельности:
способностью к показу своей исполнительской работы (соло, в спектакле, в ансамбле, в хоре, с оркестром, с хором) на различных сценических площадках (в образовательных учреждениях, клубах, дворцах и домах культуры); к компетентной организации и подготовке творческих проектов в области музыкального искусства, осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными учреждениями Российской Федерации и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры (ПК-31).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. ООП бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
цикл истории и теории музыкального искусства;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 32-35 | ||
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные закономерности взаимодействия человека и общества, общества и культуры, исторического развития человечества, основные философские категории и проблемы человеческого бытия;лексический минимум иностранного языка в объеме не менее 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера, культуру и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета, основные особенности официально-делового, научного стиля, стиля художественной литературы;основные эпохи мировых цивилизаций, типы цивилизаций в древности, понятие "первобытное общество", его место в человеческой истории, эпоху античности, место средневековья во всемирно-историческом процессе, его хронологические рамки и периодизацию, западно- и восточно-европейские варианты средневекового исторического развития, историю нового времени, его хронологические рамки и периодизацию, европейскую цивилизацию и традиционные общества Америки, Азии и Африки; возникновение и развитие колониальной системы, место XX века во всемирно-историческом процессе, основные проблемы и процессы развития современной цивилизации;стили современного русского литературного языка, языковую норму, ее роль в становлении и функционировании литературного языка, речевое взаимодействие, основные единицы общения, устную и письменную разновидности литературного языка, нормативные, коммуникативные,этические аспекты устной и письменной речи, функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей, научный стиль, специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи, речевые нормы учебной и научной сфер деятельности, официально-деловой стиль, сферу его функционирования, жанровое разнообразие, языковые формулы официальных документов, приемы унификации языка служебных документов, интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи, язык и стиль распорядительных документов, язык и стиль коммерческой корреспонденции, язык и стиль инструктивно-методических документов, рекламу в деловой речи, правила оформления документов, речевой этикет в документе, жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи, основы ораторского искусства, основные виды аргументов, условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов, культуру речи, основные направления ее совершенствования;уметь:анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать полученные теоретические знания о человеке, обществе, культуре в учебной и профессиональной деятельности;использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности; реализовывать словесное выступление (выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи);владеть:технологиями приобретения, использования и обновления социогуманитарных знаний; навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;различными способами вербальной и невербальной коммуникации; навыками грамотного письма, разговорной и письменной речи на иностранном языке;навыками грамотного письма и публичного выступления на русском языке. | 14-17 | Философия Иностранный язык ИсторияРусский язык и культура речи | ОК-1ОК-3ОК-7ОК-8ОК-9ОК-11ОК-12ОК-13 | |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) | 18-21 | |||
Б.2. | Цикл истории и теории музыкального искусства | 59-62 | ||
Базовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные исторические периоды развития музыкальной культуры, историю отечественной и зарубежной музыки, основные этапы эволюции художественных стилей, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, жанры и стили оркестровой, инструментальной, вокальной музыки, направления и стили зарубежной и отечественной музыки XX-XXI веков, техники композиторского письма XX-XXI веков, творчество зарубежных и отечественных композиторов XX-XXI веков, основные направления массовой музыкальной культуры XX-XXI веков;принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа, теоретические основы музыкального искусства: элементы музыкального языка;основные этапы исторического развития гармонии, законы гармонии, законы формообразования, теоретические основы и историю вокального искусства;основные методы научного исследования музыкального произведения, проблемы исполнительства и педагогики;уметь;применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры, различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития;рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса, выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять теоретические знания в процессе исполнительского анализа и поиска интерпретаторских решений;выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;самостоятельно гармонизовать мелодию;анализировать музыкальнуюформу, анализировать на слух развернутые гармонические последовательности;петь по цифровке, сольфеджировать сложные интонационные и ритмические мелодии, сольфеджировать с листа, сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы в курсе гармонии;подбирать материал для исследования в области музыкального исполнительства и педагогики на базе архивных материалов, периодики, музыковедческой литературы, систематизировать его, составлять библиографические списки;осуществлять подбор материала для выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), выстраивать структуру выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы);осуществлять компьютерный набор нотного текста в одной из современных программ;владеть:профессиональной лексикой; понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки;навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий;развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению;методами пропаганды музыкального искусства и культуры;навыками гармонического анализа музыкальных произведений. | 39-42 | История музыки (зарубежной и отечественной)Музыка второй половины XX - начала XXI вековСольфеджиоТеория музыкиГармонияМузыкальная формаИстория вокального искусстваОсновы научных исследований | ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-10ОК-11ПК-1ПК-4ПК-5ПК-6ПК-15 | |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) | 20-23 | |||
Б.3 | Профессиональный цикл | 117-121 | ||
Базовая часть | 50 | |||
Общий модуль базовой части цикла | 29 | Дисциплины общего модуля базовой части | ||
В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:знать:основной репертуар для своего типа голоса, основные композиторские стили;принципы исполнительства на фортепиано, репертуар для фортепиано, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей;основы методики выживания в экстремальных ситуациях, основы гражданской обороны, требования безопасности жизнедеятельности в учебном процессе;историю развития музыкального образования, педагогики и психологии, основные направления, предмет, объект и методы психологии;основные функции и структуру психики, соотношение сознания и бессознательного, основные психические процессы, структуру сознания, закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;психологию межличностных отношений в группах разного возраста; способы психологического и педагогического изучения обучающихся;сущность и структуру образовательных процессов, способы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса;объект, предмет, задачи, функции, методы музыкальной педагогики, основные категории музыкальной педагогики;основные характеристики отечественной и зарубежных систем образования, суть различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенности их становления и развития;цели, содержание, структуру образования;образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения, роль воспитания в педагогическом процессе;общие формы организации учебной деятельности, методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом;специфику музыкально-педагогической работы в группах разного возраста;методическую литературу;основы планирования учебного процесса в образовательных учреждениях Российской Федерации, учреждениях дополнительного образования, в том числе учреждениях дополнительного образования детей, детских школах искусств и детских музыкальных школах;основные принципы отечественной и зарубежной вокальной педагогики, различные методы и приемы преподавания, вокально-методическую литературу;уметь:самостоятельно анализировать художественные и технические особенности вокальных произведений, осознавать и раскрывать художественное содержание музыкального произведения, прочитывать нотный текст во всех его деталях и на основе этого создавать собственную интерпретацию музыкального произведения;изучить и подготовить к концертному исполнению произведения разных стилей и жанров;использовать фортепиано в работе над вокальным репертуаром, для ознакомления с музыкальной литературой, теоретического анализа музыкального произведения;ориентироваться в основной научно-педагогической проблематике;использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;ориентироваться в различных педагогических методах и подходах при обучении пению в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;проводить с обучающимися разного возраста групповые и индивидуальные занятия по предметам согласно профилю подготовки, организовывать контроль их самостоятельной работы в соответствии с требованиями образовательного процесса, развивать у учащихся самостоятельность, инициативу, использовать наиболее эффективные методы, формы и средства обучения;планировать учебный процесс, составлять учебные программы;пользоваться справочной литературой;владеть:основами правильного звукоизвлечения и голосоведения в пределах определенного диапазона, тесситуры;методикой освоения интонационно-ритмических и художественно-исполнительских трудностей, заложенных в вокальном репертуаре;вокальной техникой для освоения репертуара различных стилей и жанров; отчетливой дикцией при осознанном формировании согласных и гласных звуков; музыкальной формой;навыками чтения с листа вокальных партий;навыками публичного исполнения, как отдельных вокальных сочинений, так и вокальных циклов;игрой на фортепиано на уровне, достаточном для решения повседневных задач в творческо-исполнительской и педагогической деятельности;методикой показа интонационно-ритмических и художественно-исполнительских трудностей, заложенных в вокально-педагогическом репертуаре;навыками общения с обучающимися различного возраста, приемами психической саморегуляции, педагогическими технологиями, методикой преподавания профессиональных дисциплин в образовательных учреждениях Российской Федерации, учреждениях дополнительного образования, в том числе учреждениях дополнительного образования детей, навыками воспитательной работы с обучающимися.Профили подготовки | Сольное пение Фортепиано Безопасность жизнедеятельности Музыкальная педагогика и психологияМетодика обучения вокалу | ОК-2ОК-3ОК-4ОК-14ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24ПК-25ПК-26ПК-27ПК-28ПК-29 | ||
Б.3.1 | "Академическое пение" | 21 | Дисциплины профильного модуля базовой части | |
В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:знать:основной оперный и камерный репертуар для своего типа голоса;принципы работы над оперным репертуаром;различные вокально-исполнительские стили, их характеристики;основные черты национальных вокальных школ (итальянской, французской, немецкой, русской); основы сценического движения, различные танцевальные жанры;уметь:работать с дирижером и режиссером при постановке музыкального спектакля;самостоятельно анализировать художественные и технические особенности вокальных произведений;осознавать и раскрывать художественное содержание музыкального произведения;прочитывать нотный текст во всех его деталях и на основе этого создавать собственную интерпретацию музыкального произведения;вести самостоятельную работу с концертмейстером;органично соединять в сценическом движении музыкальный материал и пластику;владеть:основами правильного звукоизвлечения и голосоведения в пределах определенного диапазона, тесситуры, методикой освоения интонационно-ритмических и художественно-исполнительских трудностей, заложенных в вокальном репертуаре, основами певческого дыхания;основами кантилены, отчетливой дикцией при осознанном формировании согласных и гласных звуков, музыкальной формой,навыками чтения с листа вокальных партий,навыками публичного исполнения, как отдельных вокальных сочинений, так и вокальных циклов;комплексом тренировочно-технологических и профессионально-прикладных навыков и умений, обеспечивающих точность, конкретность и выразительность пластики будущего актера, координацией сценического движения и вокала, чувством времени и пространства, навыками работы в историческом костюме;разнообразными по характеру музыки и пластики танцевальными жанрами, необходимыми для участия в оперном спектакле. | Оперный класс Камерное пениеТанец, сценическое движение | ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19 | ||
Б.3.2 | "Театр оперетты" | 21 | Дисциплины профильного модуля базовой части | |
В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные этапы развития актерского искусства, методические разработки выдающихся мастеров театра и театральных педагогов, жанровые и стилистические особенности сценического существования;значительный классический и современный репертуар оперетты, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей, специфику вокального исполнения в жанре;специфические вокально-сценические приемы;жанры современной хореографии, основы танцевального искусства;уметь:взаимодействовать с режиссером в работе над спектаклем, исполнять роли в спектакле,органично соединять в сценическом движении музыкальный материал и пластику;исполнять свою партию в различных ансамблевых составах;владеть:элементами актерской психотехники;профессиональной терминологией, профессиональными основами вокальной техники, спецификой исполнения вокально-сценических произведений, культурой сценического движения;вокальной культурой, различными стилями, танцевальными жанрами и пластическими формами в вокально-сценическом исполнительстве. | Мастерство актера Вокальный ансамбль Основы современной хореографии | ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-17ПК-18ПК-19 | ||
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) | 67-71 | |||
Б.4 | Физическая культура | 2 | ОК-15 | |
Б.5 | Учебная и производственная практики(практические умения и навыки определяются вузом в соответствии с профилями ООП) | 15 | ОК-12ПК-1-12ПК-14ПК-17ПК-20 - ПК-31 | |
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 5 | ||
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, учитывающую ее специфику, направление и профиль подготовки и включающую в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП бакалавриата с учетом развития искусства, культуры, науки, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. Прием на ООП подготовки бакалавров по направлению подготовки 073400 Вокальное искусство осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускнику образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих ООП в области музыкального (инструментального и дирижерского) искусства.
Для обеспечения выполнения требований настоящего ФГОС ВПО и рациональной организации учебного процесса планирование приема абитуриентов по профилям подготовки должно согласовываться с учредителем высшего учебного заведения.
Перечень вступительных испытаний творческой направленности формируется в соответствии с профилем ООП бакалавриата, должен согласовываться с учредителем и включать в себя дисциплины, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента по дирижированию, исполнительству на музыкальном инструменте, а также в области теории и истории музыкального искусства.
7.3. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.4. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (художественно-творческих занятий, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
Аудиторные учебные занятия по всем профилям подготовки проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.
7.5. В учебной программе каждой дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.6. ООП бакалавриата должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.7. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.8. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП бакалавриата в очной форме обучения составляет в среднем за период теоретического обучения 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.9. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.10. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.11. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.12. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей ООП, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.13. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины становятся для них обязательными.
7.14. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам:
Иностранный язык;