Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2009 г. N 542 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 231000 Программная инженери стр. 4

итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП бакалавра

Код УЦ ООП
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (Зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
Б.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- основные разделы и направления философии, методы и приемыфилософского анализа проблем;- основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, роль и место России в истории человечества и в современном мире;- лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка);- основы психологии межличностных отношений в коллективе;- основные категории и понятия экономики и производственного менеджмента, систем управления предприятиями.уметь:- анализировать и оценивать социально-экономическую информацию, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;- использовать знание иностранного языка в профессиональной деятельности и межличностном общении,владеть:- иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников;- навыками письменного изложения собственной точки зрения;- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;- навыками критического восприятия информации;- навыками деловых коммуникаций в профессиональной сфере, работы в коллективе
35-44
17-22
ИсторияФилософияИностранный языкЭкономикаОК-1 - 11
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются основной образовательной программой вуза)
Б.2
Математический и естественно-научный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- основы математического анализа;- линейную алгебру;- аналитическую геометрию;- дифференциальное и интегральное исчисления;- основы теории вероятностей и математической статистики;- дискретную математику;- основы теории множеств;- математическую логику;- логику высказываний и предикатов;- основы теории доказательства;- теорию алгоритмов;- основы теории графов;- конечные автоматы, регулярные выражения и грамматики;- вычислительную математику;уметь:- применять математические методы и вычислительные алгоритмы для решения практических задач, проектировать эксперимент и анализировать результаты.владеть:- методами построения математической модели профессиональных задач и содержательной интерпретации полученных результатов.
70-75
35-37
Математический анализАлгебра и геометрияМатематическая логика и теория алгоритмовДискретная математикаТеория автоматов и формальных языковТеория вероятностей и математическая статистикаПК 1 - 6ПК 12
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются основной образовательной программой вуза)
Б.3
Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- основные факты, концепции, принципы и теории, связанные с информатикой;- теоретические основы архитектурной и программной организации вычислительных и информационных систем;- основы теории организации и применения баз данных;- формальные методы, технологии и инструменты разработки программного продукта;- основы моделирования и анализа программных систем, разработки, выявления, спецификации и управления требованиями;- концепции и стратегии архитектурного проектирования и конструирования программного продукта;- основы верификации и аттестации программного обеспечения;- концепции эволюционного развития программного обеспечения;- концепции и реализации программных процессов;- стандарты качества программного продукта и процессов его обеспечения;основные стандарты информационно-коммуникационных систем и технологий;- методы и средства обеспечения информационной безопасности программных систем;- основы экономики программной инженерии.уметь:- инсталлировать, тестировать, испытывать и использовать программные средства;- настраивать конкретные конфигурации операционных систем;- разрабатывать схемы баз данных;- разрабатывать и специфицировать требования;- конструировать программное обеспечение, разрабатывать основные программные документы;- работать с современными системами программирования;- оценивать бюджет, сроки и риски разработки программ.владеть:- навыками работы в среде различных операционных систем и способами их администрирования;- языками процедурного и объектно-ориентированного программирования;- навыками разработки и отладки программ на алгоритмических языках программирования;- методами описания схем баз данных в современных СУБД;- методами конструирования программного обеспечения и проектирования человеко-машинного интерфейса- методами и средствами разработки и оформления технической документации.
100-105
50-52
Информатика и программированиеАлгоритмы и структуры данныхВведение в программную инженериюАрхитектура вычислительных системОперационные системы и сетиБазы данныхКонструирование программного обеспеченияПроектирование человеко-машинного интерфейсаПроектирование и архитектура программных системТестирование программного обеспеченияРазработка и анализ требованийУправление программными проектамиЭкономика программной инженерииБезопасность жизнедеятельностиПК 1-27
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются основной образовательной программой вуза)
Б.4
Физическая культура
2
ОК-12
Б.5
Учебная и производственная практики(практические умения и навыки определяются основной образовательной программой вуза)
12-15
ПК 15 - 19ПК 22 - 27
Б.6
Итоговая государственная аттестация
8
Общая трудоемкость основной образовательной программы
240
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения студентами.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области программирования, компьютерной графики, моделирования, защиты информации, технологии разработки программных систем, проектирования операционных систем, баз данных, управления программными проектами, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики осуществляется на основе отчета о проделанной работе и его публичной защиты.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в области информационных технологий и систем;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
принимать участие в установке, сопровождении и модернизации программно-информационных систем;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступать с докладом на конференции;
иметь возможность публикации достигнутых результатов в различных формах изданий.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла, как правило, должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 50 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 20 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.