Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 65"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 161002 Летна стр. 4

Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

Код УЦ ООП
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*(1)
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
С.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
40-45*(2)
Базовая часть
35-38*(2)
История ОтечестваОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ОК-11ОК-12ОК-13ОК-15ПК-1ПК-9ПК-21ПК-24ПК-33ПК-34ПК-35
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные закономерности исторического процесса; основные этапы исторического развития России; основополагающие понятия, термины и категории исторической науки;методы и источники изучения истории;место и роль России в истории человечества и в современном мире;основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем;многообразие форм человеческого знания;структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;теорию права и государства, ее сущность, системы права и особенности их функционирования;основы правового статуса человека в обществе;основные права, свободы и обязанности гражданина Российской Федерации;механизм реализации прав и свобод человека и гражданина;источники российского права;нормы права и нормативные правовые акты;основные особенности российской правовой системы и российского законодательства;структуру и функции органов государственной власти Российской Федерации;законы, постановления, распоряжения, приказы и другие нормативные правовые документы, касающиеся будущей профессиональной деятельности;основы трудового законодательства;историю экономических учений;основные категории и законы экономики;базовые теории и методы микро- и макроэкономики;типы экономических систем и основные экономические институты;суть экономических моделей;систему макроэкономических показателей;элементы централизованной и рыночной систем в смешанной экономике;характерные признаки переходной экономики;суть либерализации, структурных и институциональных преобразований;основные категории и понятия психологической и педагогической наук;основные психические функции человека и их физиологические механизмы;основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии малых групп;основные этапы развития, закономерности и принципы психологии;особенности психологии летного труда;объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах;основные социологические понятия и категории;разновидности и характерные особенности социальной структуры общества;сущность и механизмы социальной мобильности;природу, классификацию и закономерности формирования социальных связей;движущие силы и содержание социализационного процесса, специфику профессиональной социализации;основные социальные институты и организации;источники социального напряжения, социальных конфликтов;основы методики социологических исследований и основные методы сбора данных;способы представления данных социологических исследований;эстетические ценности, их значение в повседневной жизни;основы теории культуры;исторические и региональные типы культур, их динамику развития;разновидности политических систем и режимов;сущность политической культуры;особенности мирового политического процесса и системы защиты национально-государственных интересов России в новой геополитической ситуации;особенности артикуляции звуков, интонации и ритма нейтральной речи в английском языке;лексический минимум в объеме, необходимом для общения в ситуациях учебной, повседневной и моделируемой профессиональной деятельности;грамматический минимум, включающий основные морфологические категории, способы словообразования, грамматические структуры, характерные для устной и письменной речи;основные виды речевой деятельности, формы речевого общения и стили речи;культуру и традиции страны изучаемого языка, правила речевого этикета;основные источники информации на иностранном языке (словарно-справочная литература, периодические издания, ресурсы Интернет);основы литературного языка и речестилистические нормы;языковые средства и структурно-смысловые особенности текстов разных функционально-семантических типов;уметь:анализировать и оценивать социальную информацию;планировать свою деятельность с учетом результатов анализа информации;объективно оценивать формы организации и эволюцию государственного, общественного устройства России на различных этапах ее развития;формировать научное мировоззрение, системные знания о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;правильно оперировать терминами и определениями, содержащимися в нормативных правовых актах;правильно применять правовые нормы в профессиональной деятельности;ориентироваться в общей политике государства и принципах правового регулирования общественных отношений;находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;определять психологическую сущность возникающих в профессиональной деятельности проблем;понимать и правильно оценивать характеристики социальной среды;использовать социологические данные в своей профессиональной деятельности;выявлять источники социального напряжения и причины социальных конфликтов, определять пути их урегулирования;ориентироваться среди многообразия эстетических ценностей;охарактеризовывать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;выражать разнофункциональные коммуникативные намерения с учетом коммуникативных задач, сфер, ситуаций и способов общения;поддерживать устные речевые контакты на иностранном языке в сфере бытовой и профессиональной коммуникации;читать тексты по широкому и узкому профилю специальности с целью получения информации;реферировать и аннотировать иноязычные тексты общенаучного и военно-прикладного характера;выступать с подготовленным сообщением (докладом) по изученным темам;заполнять анкеты, составлять частные и деловые письма, автобиографию, резюме;пользоваться современными источниками информации на иностранном языке для самообразования;использовать языковые средства в зависимости от содержания, целей, задач, адресата, формы и условий общения;использовать основные приемы поиска литературы и виды вспомогательных материалов;использовать речевые нормы учебной и научной сфер деятельности;разрабатывать план и текст публичного выступления;владеть:навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;навыками критического восприятия информации, аргументированного изложения собственной точки зрения;культурными навыками здорового образа жизни;навыками самостоятельного анализа и интерпретации нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность;методами анализа содержания социально-экономической политики государства и системы мер по социальной защите населения;навыками самоконтроля, самообладания и саморегуляции своего психического состояния;понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки;основными социологическими категориями;методикой использования социологических данных в своей профессиональной деятельности;основами устно-речевого общения на английском языке в форме диалогической и монологической речи в пределах изученной тематики;техникой чтения вслух, навыками и умениями ознакомительного и изучающего чтения по широкому и узкому профилю специальности;приемами самостоятельной работы по изучению языка с использованием словарно-справочной и учебно-методической литературы.
Философия
Иностранный язык
Правоведение
Политология
Социология
Экономика
Психология и педагогика
Культурология
Русский язык и культура речи
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
2-10
С.2
Математический и естественнонаучный цикл
35-40
Базовая часть
30-33
МатематикаОК-7
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, аналитической геометрии, теории функций комплексного переменного, теории множеств и математической логики, дифференциальных уравнений, теории вероятности и математической статистики;аналитические и численные методы решения алгебраических и обыкновенных дифференциальных уравнений;математические модели простейших систем и процессов;вероятностные модели для конкретных процессов и проводить необходимые расчеты в рамках построенной модели;характеристики технических и программных средств реализации информационных технологий, методы решения функциональных и вычислительных задач, основные процедуры алгоритмизации и программирования, базы данных;основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, молекулярной физики и термодинамики;методы теоретического и экспериментального исследования в физике;химические свойства материалов, применяемых в авиастроении;основные электрохимические процессы;свойства горючих веществ, окислителей и электролитов, применяемых при эксплуатации воздушных судов;методы теоретического и экспериментального исследования;меры безопасности при работе с химическими реактивами;основные понятия и законы экологии, закономерности процессов, протекающих в окружающей природной среде;методы теоретического и экспериментального исследования в экологии;требования экологии по защите окружающей среды;основные закономерности функционирования биосферы и человека, глобальные проблемы окружающей среды и экологические принципы рационального использования природных ресурсов, технические средства и технологии;принципы рациональногоприродопользования;средства и способы обеспечения экологической безопасности различных видов деятельности;уметь:решать алгебраические уравнения и обыкновенные дифференциальные уравнения;рассчитывать основные числовые характеристики случайных величин, решать основные задачами математической статистики;решать уравнения и системы дифференциальных уравнений применительно к реальным процессам;решать основные уравнения математической физики;использовать вычислительную технику и стандартные пакеты прикладных программ для решения практических задач на персональной электронно-вычислительной машине(ПЭВМ);оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов физики;использовать основные приемы обработки экспериментальных данных;решать уравнения применительно к реальным физическим процессам;использовать вычислительную технику и стандартные пакеты прикладных программ для решения практических задач на ПЭВМ;составлять и анализировать химические уравнения;грамотно эксплуатировать химические источники электрической энергии;защищать от коррозии материалы летательных аппаратов;различать марки топлив и горюче-смазочных материалов, применяемых при эксплуатации воздушных судов;проводить экспресс-анализ применяемого топлива и горюче-смазочных материалов;осуществлять природоохранные мероприятия в повседневной деятельности;определять значимость экологических факторов в процессе своей профессиональной деятельности;работать с нормативной, научно-технической документацией и справочной литературой по вопросам обеспечения экологической безопасности различных видов деятельности;владеть:математической символикой для записи и чтения математических выражений;элементами математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры;методами решения систем дифференциальных и алгебраических уравнений, основными методами теории вероятности и математической статистики;навыками применения стандартных программных средств на базе физических, математических моделей применительно к конкретным задачам;навыками проведения физических измерений и корректной оценки их погрешностей;методами химической идентификации и определения веществ;методами выбора рационального способа снижения воздействия на окружающую среду;методами презентационных материалов, системами управления базами данных, графическими редакторами.ИнформатикаПК-1ПК-3ПК-4
ФизикаПК-5ПК-6
ХимияПК-7ПК-8
ЭкологияПК-10ПК-27ПК-29ПК-30ПК-31ПК-32
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
2-10
С.3
Профессиональный цикл*(3)
150-160
Базовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:методы образования комплексных чертежей и аксонометрических проекций геометрических объектов;стандарты ЕСКД по выполнению и оформлению технической документации;основные понятия и законы механики;механические характеристики материалов и методы расчета на прочность;основные виды механизмов и деталей машин;связи различных разделов механики с другими общенаучными инженерными дисциплинами;основные виды механизмов, их классификацию, функциональные возможности и области применения;основные свойства современных металлических и неметаллических материалов и критерии их оценки;способы повышения прочности и долговечности металлов и сплавов;материалы, применяемые при создании воздушных судов и двигателей;основные способы и технологии изготовления и обработкидеталей и узлов воздушных судов и двигателей;основные понятия и законыэлектрических и магнитных цепей;основные свойства, характеристики и методы расчета электрических и магнитных цепей при установившихся и переходных режимах;назначение, устройство, принцип работы, конструктивные особенности авиационных электрических машин и электромагнитных устройств;основы электронной техники, физические основы электроники, принципы действия полупроводниковых и электронных приборов;конструкцию и принцип действия электроизмерительных приборов наиболее распространенных систем;сущность принципов воспроизведения физических величин и передачи их размеров;принципы измерения физических величин;причины возникновения погрешностей измерений, их виды;методы обработки и оценки результатов измерений;методы повышения точности измерений;законодательную основу стандартизации и сертификации;виды стандартов, применяемых в Российской Федерации;принципы организации государственной системы стандартизации;схемы и системы сертификации продукции и систем качества;законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие обеспечение безопасности профессиональной деятельности авиационного персонала;основные закономерности функционирования человеческого организма в условиях негативного воздействия факторов среды обитания;опасные, вредные и поражающие факторы, создающие угрозу для жизни и здоровья при исполнении выпускником вуза должностных обязанностей;основы пожаро-, взрыво- и электробезопасности;перечень работ с повышенной опасностью, установленный нормативными документами и порядок их безопасного выполнения;должностные обязанности по сохранению жизни и здоровья авиационного персонала, предупреждению их гибели и травматизма;основы правового регулирования деятельности авиации;требования воздушного законодательства и нормативных правовых документов Российской Федерации в области авиации, организации воздушного движения и использования воздушного пространства и международных стандартов;правила использования воздушного пространства и правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации;правила и процедуры производства полетов воздушных судов;требования, предъявляемые к аэродромам и аэропортам, правила и процедуры эксплуатации аэродромов и организации аэропортовой деятельности;основы международного воздушного права;деятельность международных межправительственных и неправительственных организаций гражданской авиации;порядок использования государственного и международного воздушного пространства воздушными судами;особенности перевозки пассажиров и грузов на воздушных судах;классификацию аэродромов и аэропортов;требования, предъявляемые к аэродромам и аэропортам;организацию аэропортовой деятельности;теоретические основы влияния метеорологических условий и опасных явлений погоды на полет авиационного комплекса;методику наблюдения за погодой при подготовке и выполнении полетов;методику анализа, оценки и прогноза метеорологической и орнитологической обстановки;требования по обеспечению безопасности полетов в различных метеорологических условиях;акты незаконного вмешательства в деятельность авиации;нормы, правила и процедуры по обеспечению авиационной безопасности;организацию пропускного и внутриобъектового режима;организацию досмотра членов экипажей воздушных судов, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов;организацию охраны воздушных судов и объектов инфраструктуры;грамматические формы и конструкции, характерные для языка специальности и особенности подъязыка радиотелефонной связи;стандартную фразеологию радиообмена;основные законы движения воздуха и природу образования аэродинамических сил и моментов;аэродинамическую компоновку и основные аэродинамические характеристики;характеристики устойчивости и управляемости;критические режимы полета;эксплуатационные ограничения воздушных судов;основные закономерности движения воздушного судна по различным траекториям;силы, действующие на воздушное судно в полете;нагрузки и конструкцию элементов механизации крыла;основные части воздушного судна, их назначение, нагружение и конструктивно-силовые схемы;требования, предъявляемые к конструкции воздушного судна;классификацию воздушных судов по схеме;назначение систем управления и требования, предъявляемые к основному управлению;принципиальную схему систем управления;конструкцию типовых элементов систем управления;типовые схемы энергетических систем подачи энергии к потребителям;назначение топливной системы и требования, предъявляемые к ней;основные типы противообледенительных систем и их характеристику;принципиальные схемы системы пожаротушения (нейтрального газа);принципиальную схему системы кондиционирования воздуха воздушного судна;конструкцию типовых агрегатов системы кондиционирования;способы обеспечения безопасной траектории при катапультировании;основные параметры и характеристики авиационных двигателей и их зависимость от условий полета;эксплуатационные ограничения силовой установки;конструкцию основных частей авиационного двигателя и его функциональных систем;общие принципы построения систем и комплексов радиоэлектронного оборудования;назначение, принцип действия, состав, устройство, основные эксплуатационные характеристики и особенности эксплуатации радиоэлектронного оборудования авиационных комплексов и наземных радиоэлектронных средств обеспечения полетов;возможности функционирования авиационных радиоэлектронных средств в условиях помех;принципы построения и функционирования пилотажно-навигационных комплексов;основные правила развертывания и использования радиосветотехнических средств обеспечения полетов;психофизиологические основы обеспечения безопасности полетов;порядок применения потерпевшими бедствие десантируемых спасательных контейнеров;способы эвакуации на борт вертолета в режиме висения;правила применения на суше и в воде аварийно-спасательных средств, передачи визуальных сигналов для обмена информацией с поисковыми воздушными судами штатными и подручными средствами;основные закономерности газовой динамики;классификацию и принцип работы авиационных двигателей;назначение основных узлов авиационных двигателей и физическую сущность процессов, протекающих в них;основные параметры, режимы работы и характеристики авиационных двигателей;уметь:пользоваться средствами спасения и жизнеобеспечения летных экипажей;решать типовые задачи авиационного профиля по расчету элементов конструкций;использовать методы теоретической механики при изучении летно-технических и специальных дисциплин;осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации;диалектически мыслить, аргументировано доказывать свою точку зрения;работать в коллективе, организовывать работу исполнителей, применять основы педагогической деятельности;использовать методы моделирования при решении задач, связанных с эксплуатацией воздушных судов;использовать полученные в процессе обучения знания, умения и навыки в своей профессиональной практической деятельности при эксплуатации воздушных судов;оценивать поведение материала и основные причины отказов деталей авиационных комплексов и двигателей при воздействии на них различных эксплуатационных факторов;работать с измерительной аппаратурой;производить технические измерения, обрабатывать и оценивать их результаты;осуществлять контроль за соблюдением действующих норм, правил и стандартов;обеспечить подготовку и обучение авиационного персонала требованиям безопасности при эксплуатации авиационных комплексов, проведении занятий, работ с повышенной опасностью по специальности;устанавливать и своевременно доводить авиационного персонала требования безопасности перед выполнением любых задач и работ в повседневной деятельности, квалифицированно контролировать их выполнение;проводить административные расследования по фактам травмирования авиационного персонала;применять правовые нормы воздушного законодательства;пользоваться терминами и определениями, содержащимися в нормативно-правовых актах воздушного права;использовать нормативно-правовые акты, регулирующие организацию полетов и использование воздушного пространства авиацией;осуществлять контроль за соблюдением законов, установленных требований, действующих норм, правил и стандартов в процессе профессиональнойдеятельности;применять требования основных документов для организации деятельности аэродрома по обеспечению полетов;применять основные правила пассажирских и грузовых перевозок;анализировать фактическую метеорологическую и орнитологическую обстановку;изыскивать и грамотно читать источники метеорологической информации;оценивать состояние атмосферы, основные метеорологические параметры и явления погоды с точки зрения их влияния на полет;выявлять опасные для авиации явления погоды и реализовывать выводы из их оценки;читать метеорологическую информацию по картам погоды;оценивать метеорологические условия и выявлять опасные для авиации явления погоды в полете;организовывать пропускной и внутриобъектовый режим;организовывать и проводить досмотр воздушных судов;организовывать и проводить досмотр членов экипажей воздушных судов, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов;организовывать охрану воздушных судов и объектов инфраструктуры;действовать в чрезвычайных ситуациях, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность авиации;взаимодействовать с психологами по вопросам восстановления требуемого морально-психологического состояния персонала;владеть:методами чтения и выполнения чертежей и электрических схем изделий, методами компьютерной графики;современными средствами и методами измерений физических величин;терминологией в области технического регулирования, метрологии, стандартизации и сертификации;навыками обеспечения безопасности жизнедеятельности;основами радиообмена на английском языке;методами и процедурами организации обеспечения авиационной безопасности;навыками применения документов, регламентирующих летную работу;навыками организации и проведения мероприятий по обеспечению безопасности полетов;методиками подготовки экипажей воздушных судов к выполнению полетов;методами анализа аэродинамических и летно-технических характеристик воздушных судов;методами расчета характеристик и анализа отдельных элементов полета;навыками учета особенностей конструкции воздушных судов и их систем в процессе эксплуатации;терминологией в области теории и конструкции авиационных силовых установок;методикой обоснования эксплуатационных ограничений авиационных силовых установок;методикой выполнения предполетных проверок авиационного комплекса воздушного судна;навыками выполнения навигационных расчетов при подготовке к полету и в полете;навыками подготовки и ведения полетной документации;навыками использования инструкции по производству полетов при подготовке и выполнении всех видов полетов;навыками летной эксплуатации воздушных судов в соответствии с нормативной документацией;навыками выполнения учебно-тренировочных прыжков с парашютом;навыками проверки и подготовки аварийно-спасательных средств к полетам.
115-125
(включая трудоемкость военной (специальной) подготовки)
Начертательная геометрияИнженерная графикаПК-1ПК-2ПК-5ПК-6
МеханикаПК-9ПК-10
МатериаловедениеПК-11ПК-12
Технология конструкционных материаловПК-14ПК-15
ПК-16
Электротехника и электроникаПК-17ПК-18
Метрология, стандартизация и сертификацияПК-19ПК-20ПК-22ПК-25
Безопасность жизнедеятельностиПК-26ПК-27ПК-28ПК-29ПК-30ПК-31
Воздушное право
Аэродромы, аэропорты и воздушные перевозкиПК-32ПК-33ПК-34ПК-35
Авиационная метеорологияАвиационная безопасность
Безопасность полетов
Авиационный английский язык
Управление воздушным движением
Аэродинамика и динамика полета
Управление летной работой
Авиационные приборы и пилотажно-навигационные комплексы
Авиационные радиоэлектронные системыНаземные радиосветотехнические средства обеспечения полетовКонструкция воздушных судовПарашютно-спасательная подготовка и выживание летных экипажейТеория авиационных двигателей
Модуль "Военная (специальная) подготовка"*(4)
13-14
Специализация N 1 "Летная эксплуатация авиационных комплексов"
15
Практическая аэродинамикаПСК-1.1-ПСК-1.4.
С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен:Конструкция и летная эксплуатация воздушного судна
знать:назначение, размещение, устройство и принцип действия основных узлов и систем радиоэлектронного оборудования изучаемых воздушных судов в объеме, обеспечивающем летчику их грамотную эксплуатацию;эксплуатационные характеристики и общие правила эксплуатации приборов и систем радиоэлектронного оборудования изучаемых воздушных судов;признаки особых случаев в полете, связанных с отказами радиоэлектронного оборудования изучаемых воздушных судов;методы летной эксплуатации радиоэлектронного оборудования в особых условиях и особых ситуациях;назначение, размещение, устройство и принцип действия основных узлов и систем авиационного оборудования изучаемых воздушных судов;эксплуатационные характеристики и общие правила эксплуатации приборов и систем авиационного оборудования воздушных судов;признаки особых случаев в полете, связанных с отказами авиационного оборудованияизучаемых воздушных судов;методы летной эксплуатации авиационного оборудования в особых условиях и особых ситуациях;основные аэродинамические характеристики изучаемых воздушных судов;характеристики устойчивости и управляемости изучаемых воздушных судов;критические режимы полета изучаемых воздушных судов;физическую сущность эксплуатационных ограничений изучаемых воздушных судов;основные летно-технические характеристики изучаемых воздушных судов;меры безопасности и действия в особых случаях при пилотировании;основные технические данные изучаемых воздушных судов;назначение, принципы устройства и работы основных узлов и систем изучаемых воздушных судов;контролируемые параметры, эксплуатационные ограничения по воздушному судну и их физический смысл;правила эксплуатации воздушных судов и их систем на земле и в полете;признаки особых случаев в полете, связанных с отказами авиационной техники, действия летчика при их возникновении;особенности эксплуатации систем воздушных судов при выполнении различных видов полетов;методы измерения высоты, скорости полета, определения курса и местоположения воз-душного судна;способы отображения пилотажно-навигационной информации;принципы построения пилотажно-навигационных комплексов и автоматизированных систем управления полетом;назначение, состав и режимы работы пилотажно-навигационных комплексов и комплексных систем;основные положения по обеспечению безопасности воздушной навигации;штурманские правила выполнения маршрутного полета;принципы действия и порядок применения радиотехнических навигационных систем;порядок и содержание штурманской подготовки к полету;порядок построения воздушных судов в групповом полете и их роспуска;методы наведения в заданную точку пространства;порядок выполнения полета с использованием навигационных комплексов;уметь:анализировать аэродинамические и летные характеристики воздушных судов;выполнять расчеты летных характеристик, параметров траектории;обосновывать технику выполнения элементов полета, фигур пилотажа и действия летчика по исправлению отклонений;использовать систему управления при выполнении элементов полета;эксплуатировать системы энергоснабжения, топливную, противообледенительную, пожаротушения, кондиционирования;эксплуатировать силовую установку авиационного комплекса для выполнения полета;определять оптимальные режимы работы силовых установок для заданных условий;анализировать работу основных частей силовой установки на различных режимах;выполнять общие навигационные расчеты при подготовке к полетам;выполнять инженерно-штурманский расчет полета, готовить полетную карту, составлять штурманский план полета;выполнять подготовку к полету с использованием навигационных комплексов летательных аппаратов;владеть:методами расчета аэродинамических параметров полета воздушных судов;методикой подготовки к полету и летной эксплуатации воздушных судов в полете;методикой летной эксплуатации силовых установок воздушных судов;методикой решения задач воздушной навигацииКонструкция и летная эксплуатация силовых установок
Воздушная навигация
Специализация N 2 "Летное применение авиационных нави-гационных комплексов"С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:приборы, системы и комплексы определения и контроля местонахождения воздушных судов;методы расчета и правила определения навигационных параметров при выполнении полета воздушных судов;методы и средства аэронавигации воздушных судов в интересах точного, надежного и безопасного полета;методику подготовки к полету с комплексным использованием технических средств аэронавигации;правила и порядок оформления полетной документации;основные задачи контроля качества летной штурманской подготовки;влияние различных факторов на дальность и продолжительность полета воздушного судна;основы обеспечения безопасности полетов в штурманском отношении;систему факторов, оказывающих влияние на безопасность полетов в штурманском отношении;основные технические данные, устройство, принцип действия и правила эксплуатации аэрометрических приборов и систем воздушного судна;основные технические данные, устройство и принцип действия курсовой системы воздушного судна;основные технические данные, состав и принцип действия пилотажно-навигационного комплекса в соответствии со специализацией;уметь:использовать руководящие документы для решения штурманских задач;использовать основы теории оценки эффективности применения авиационных комплексов;применять теоретические основы аэронавигации для использования навигационных систем воздушных судов;анализировать точность решения задач аэронавигации, оценивать качество выполнения полетов;использовать электронно-вычислительную технику для решения навигационных задач;использовать руководящие документы для решения штурманских задач по определению безопасных условий навигации;анализировать статистические данные и устанавливать причинно-следственные связи между факторами, влияющими на безопасность полетов в штурманском отношении в ходе подготовки и выполнения полета;разрабатывать комплекс мероприятий по предупреждению авиационных происшествий по вине штурманской службы;выполнять начальную выставку инерциальной навигационной системы воздушного судна;использовать радиоэлектронное оборудование воздушного судна в интересах аэронавигации;использовать радиосветотехническое и радиосвязное оборудование аэродромов при выполнении полетов;выбирать карты для решения задач;использовать полученные в процессе обучения знания для освоения конкретных образцов авиационной техники;владеть:методикой выполненияштурманских расчетов при подготовке к полету и в полете;навыками применения авиационных навигационных комплексов при выполнении полетов,навыками подготовки и ведения полетной документации;навыками выполнения штурманских расчетов безопасных условий применения авиационных комплексов.
15
АэронавигацияПСК-2.1-ПСК-2.6
Применение авиационных комплексов
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
25-45
С.4
Физическая культура (физическая подготовка)знать:принципы здорового образа жизни и роль физической культуры (подготовки) в профессиональной деятельности, профилактике заболеваемости и реабилитации;уметь:применять методы физической культуры для улучшения здоровья, работоспособности, обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
2
ОК-9 ОК-15
С.5
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза)
50-60
С.6
Итоговая государственная аттестация
9
Общая трудоемкость основной образовательной программы
300
______________________________
*(1) Трудоёмкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестации.
*(2) Трудоемкость учебных циклов может изменяться за счет перераспределения зачетных единиц в пределах заданных интервалов.
*(3) Высшие учебные заведения могут в учебных (рабочих учебных) планах и учебных программах конкретизировать наименование учебных дисциплин с учетом типов (видов) авиационных комплексов.
*(4) Содержание и организация военной или специальной подготовки определяется ООП вуза с учетом специфики будущей служебной деятельности выпускников.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Номенклатура реализуемых специализаций ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО. Требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалиста в части специализации для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, определяются указанными образовательными учреждениями совместно с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся данные образовательные учреждения.
Реализация ООП подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 161002 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов допускается только при наличии у вуза лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Учитывая, что ООП связана с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, условия ее реализации должны соответствовать следующим требованиям:
наличие у образовательного учреждения лицензии на соответствующий вид деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
наличие у лиц, участвующих в реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне по соответствующей форме;
наличие в образовательном учреждении нормативных правовых документов по обеспечению режима секретности и их выполнение;
осуществление образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, только в помещениях образовательного учреждения либо организаций, на базе которых реализуется образовательный процесс, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности и технической защите информации;
использование при реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, средств вычислительной техники и программного обеспечения, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности и технической защите информации.
Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО и примерной ООП подготовки специалиста.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке образовательных программ подготовки специалистов должны быть определены возможности вуза в формировании обще культурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, практикумы, психологические и иные тренинги, учения) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний и предприятий, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов, участие специалистов в проведении аудиторных и внеаудиторных занятий.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся, содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и формируемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся и факультативных дисциплин). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очной форме обучения составляет 36 академических часов.
В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре (подготовке).
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП по очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов первые четыре семестра и 36 академических часов в последующие семестры.
7.9. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" ("Физическая подготовка") трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения раздел С.4 может не изучаться с учетом обязательных занятий по физической подготовке, проводимых для обучающихся в рамках профессиональной подготовки по месту их службы.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. Программа подготовки специалистов вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки исследования: математический анализ, аналитическая геометрия и линейная алгебра, основы теории вероятности, физика, химия, информатика, начертательная геометрия и инженерная графика, теоретическая механика, метрология, стандартизация и сертификация, электротехника и электроника, безопасность жизнедеятельности, авиационная метеорология, управление воздушным движением, аэродинамика и динамика полета, авиационные приборы и пилотажно-навигационные комплексы, авиационные радиоэлектронные системы, парашютно-спасательная подготовка и выживание летных экипажей, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получать консультации в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущую специальность (специализацию);
право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП подготовки специалистов. Она представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
При реализации ООП подготовки специалистов по данной специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная (и (или) стажировка), которые могут включать эксплуатационную (летную, штурманскую) (включая преддипломную) практику.
Конкретные виды практик определяются ООП высшего учебного заведения. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются высшим учебным заведением по каждому виду практики с учетом подготовки к летной эксплуатации и применению конкретного типа авиационного комплекса.
Практики проводятся в сторонних организациях (предприятиях, учреждениях, фирмах), для которых обязательно наличие объектов и видов профессиональной деятельности по данной специальности (специализации) или в структурных подразделениях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, за счет времени, выделяемого на практики, могут проводиться специальные профессиональные деловые игры (комплексные учения).