в области коррекционно-педагогической деятельности:
способностью исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий (ПК-1);
готовностью к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач (ПК-2);
способностью проектировать коррекционно-образовательное пространство, в том числе в инклюзивных формах (ПК-3);
способностью создавать инновационные, в том числе информационные, технологии с целью оптимизации коррекционно-образовательного процесса (ПК-4);
способностью моделировать и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья, подготавливать их к сознательному выбору профессии (ПК-5);
способностью осуществлять взаимодействие с работниками органов управления образованием, здравоохранением и социальной защиты населения и представителями общественных организаций по проблемам образования лиц с ОВЗ (ПК-6);
в области диагностико-консультативной и профилактической деятельности:
готовностью к осуществлению комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения (ПК-7);
способностью проектирования, апробации и внедрения психолого-педагогических технологий выявления отклонений в развитии (ПК-8);
способностью осуществлять консультирование лиц с проблемами в развитии, членов их семей, родственников и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение, по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ (ПК-9);
в области научно-исследовательской деятельности:
способностью изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10);
способностью разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления экспериментальной работы (ПК-11);
готовностью к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности (ПК-12);
способностью использовать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач (ПК-13);
готовностью к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процесса в отношении лиц с ОВЗ в учреждениях общего и профессионального образования (ПК-14);
готовностью к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе (ПК-15);
в области преподавательской деятельности:
способностью преподавать в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (ПК-16);
готовностью к использованию актуальных научно обоснованных педагогических технологий (ПК-17);
готовностью к мониторингу и прогнозированию учебных достижений с использованием современных средств оценивания результатов обучения (ПК-18);
способностью руководить научно-исследовательской работой студентов (ПК-19);
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью организовывать педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, осуществлять его мониторинг и оценивать результативность (ПК-20);
готовностью к использованию различных способов и средств оценки качества образования, готовностью к комплексному моделированию разнообразных форм промежуточного и итогового контроля (ПК-21);
способностью руководить педагогическим коллективом в целях определения и реализации стратегии коррекционно-развивающего воздействия (ПК-22);
способностью к проектированию нормативно-правового поля специального образования (ПК-23);
в области культурно-просветительной деятельности:
готовностью к изучению потенциальных возможностей и специфических культурных потребностей лиц с нарушениями в развитии и реализация индивидуальных программ сопровождения их культурно-досуговой деятельности в различных социально-институциональных условиях (ПК-24);
готовностью к изучению и обеспечению специфических социально-культурных потребностей личности с ОВЗ в различные возрастные периоды, проектированию групповых и индивидуальных программ сопровождения в различных социально-институциональных, межэтнических, межкультурных, межконфессиональных условиях (ПК-25).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры
6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
Код УЦ ООП | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (Зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
М.1 | Общенаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:современное состояние научного знания и перспективы его развития;научные методы исследования;основы философии науки;ретроспективные аспекты развития специальной педагогики и психологии;методологию психолого-педагогического исследования;современные информационные и коммуникационные технологии;уметь:выбирать адекватные методы исследования;предлагать решение актуальных проблем развития научного знания;применять коммуникативные стратегии в соответствии с конкретной ситуацией речевого общения;формировать научный коллектив для достижения конкретных целей;проводить научные эксперименты;работать с различными источниками информации;использовать в профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии;формировать информационные базы;применять методы статистической обработки информации при решении исследовательских и профессиональных задач;использовать современные методы качественных исследований, в том числе междисциплинарные;владеть:навыками организации научно-исследовательской работы, приемами управления коллективом;основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;профессиональной речевой коммуникацией на родном и иностранном языках. | 15-25 5-10 | История и философия специальной педагогики и психологииСовременные проблемы науки и специального дефектологического образованияМетодология психолого-педагогического исследованияИностранный языкОсновы организации научно-исследовательской работы | ОК-1,ОК-2,ОК-3,ОК-4,ОК-6,ОК-7,ОП-1,ОП-3,ОП-4,ПК-10,ПК-11,ПК-12,ПК-13,ПК-14,ПК-15,ПК-16,ПК-17,ПК-18,ПК-19,ПК-20,ПК-21,ПК-23,ПК-25 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
М.2 | Профессиональный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:достижения отечественной и зарубежной науки по проблемам специальной педагогики и психологии;современные актуальные медико-биологические, лингвистические проблемы специальной педагогии и психологии;основные инновационные технологии в специальном образовании;особенности функционирования нервной системы и сенсорных систем у лиц с ОВЗ;современные методы изучения человека в контексте непрерывного образования;системы управления и мониторинга качества образовательного процесса;уметь:разрабатывать современные образовательные технологии с учетом задач воспитания и развития личности в процессе коррекционно-педагогической работы;организовывать и проводить анализ условий и факторов образовательного процесса с целью его оптимизации;проектировать и реализовывать коррекционно-развивающий процесс в инновационном режиме;владеть:методами психолого-педагогического анализа образовательных систем;приемами моделирования содержания, форм и технологий коррекционно-развивающего процесса в инновационном режиме. | 35-45 10-15 | Медико-биологические проблемы дефектологииЛингвистические проблемы специальной педагогики и психологииРазвитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современностьСравнительная специальная педагогика | ОК-5,ПК-1,ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8,ПК-9,ПК-13,ПК-14,ПК-20,ПК-21,ПК-22,ПК-23,ПК-24,ПК-25 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 30 | |||
М.3 | Практика и научно-исследовательская работа практические умения и навыки определяются ООП вуза | 57 | ОП-2,ОП-5,ПК-1,ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8,ПК-9,ПК-10,ПК-11,ПК-12,ПК-13,ПК-14,ПК-15,ПК-16,ПК-17,ПК-18,ПК-19,ПК-20,ПК-21,ПК-22,ПК-23 | |
М.4 | Итоговая государственная аттестация | 3 | Защита магистерской диссертации. | ОК-1,ОК-2,ОК-3,ОК-6,ОК-7,ОП-1,ОП-3,ОП-4,ПК-1,ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-7,ПК-8,ПК-9,ПК-10,ПК-12,ПК-13,ПК-14,ПК-15,ПК-17,ПК-23,ПК-24,ПК-25 |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 120 |
______________________________
* трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением тех видов деятельности, к которым готовится магистр (коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной и психопрофилактической, научно-исследовательской, преподавательской, организационно-управленческой, организационно-методической, культурно-просветительской), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями образовательных учреждений, учреждений структур здравоохранения и социальной защиты, научных, государственных и общественных организаций, органов управления образованием, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.