6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура, аспирантура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История отечества", "История медицины", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" объединено с "Экстремальной медициной".
Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
Код УЦ ООП | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (Зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
С.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 35 | ||
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные этапы становления и развития общественной формации, государства, в разные исторические эпохи;этапы исторического развития России и роль России в истории человечества и в современном мире;формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;становление философии, основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития, структура философского знания, место и роль философии в культуре;уметь:выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера и по специальности, соблюдая правила речевого этикета, читать литературу на иностранном языке с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем;владеть:лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для овладения устными и письменными формами общения. | 31 | ИсторияФилософияЭстетикаИностранный язык | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ОК-11ОК-12ПК-2 | |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 4 | |||
С.2 | Общепрофессиональный цикл | 48 | ||
Базовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные исторические этапы, тенденции и перспективы развития мировой художественной культуры, направления и стили в сфере искусства, особенности выразительных средств и художественного языка в различных видах искусства;основные художественные стили, направления, методы, школы;историю отечественной и зарубежной музыки XVIII - XXI веков, основные этапы эволюции музыкальных стилей, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, направления и стили зарубежной и отечественной музыки XX-XXI веков, творчество зарубежных и отечественных композиторов XX-XXI веков;музыкальную литературу всех жанров, включая выдающиеся произведения оперно-симфонической, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, особенно в области избранной специализации;принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа;законы гармонии, законы формообразования;уметь:самостоятельно гармонизовать мелодию;анализировать музыкальную форму, анализировать на слух развернутые гармонические последовательности;сочинять аккомпанемент к мелодии;петь по цифровке, сольфеджировать сложные в интонационном и ритмическом отношении мелодии, сольфеджировать с листа;аккомпанировать, читать с листа; использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой и теоретического анализа музыкального произведения;владеть:навыками гармонического анализа, целостного и детального слухового анализа музыки гомофонического и полифонического склада;навыками определения на слух конкретных гармонических структур, воспроизведения по памяти гармонических последовательностей;навыками теоретического и исполнительского анализа музыкального произведения;знанием о комплексе средств музыкальной выразительности в их взаимосвязи: мелодика, гармония, фактура, голосоведение;навыками гармонического анализа, навыками сольфеджирования соло и с аккомпанементом, написания музыкальных диктантов;навыками использования музыковедческой литературы;игрой на фортепиано на уровне, достаточном для решения повседневных задач в творческо-исполнительской и педагогической деятельности;навыками грамотного разбора нотного текста, свободного чтения с листа, умения аккомпанировать;развитым гармоническим слухом, ощущением тембрового строя и устойчивой интонацией; развитой музыкальной памятью и образным мышлением. | 44 | История искусствИстория музыкиИстория музыкально-театрального искусстваСольфеджиоГармонияАнализ музыкальной формыФортепиано | ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8 | |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 4 | |||
С.3 | Профессиональный цикл | 183 | ||
Базовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен: | 163 | |||
Модуль подготовки певца оперного или музыкального театра | 149 | |||
знать:основной вокальный репертуар для своего типа голоса;особенности строения и работы голосового аппарата певца, акустику и психофизиологию пения; основы постановки и гигиены голоса;основные этапы развития вокального искусства;различные композиторские стили, их характеристики;основные черты национальных вокальных школ (итальянской, французской, немецкой, русской);искусство выдающихся представителей вокального исполнительства;уметь:самостоятельно анализировать художественные и технические особенности вокальных произведений;осознавать и раскрывать художественное содержание музыкального произведения;прочитывать нотный текст во всех его деталях и на основе этого создавать собственную интерпретацию музыкального произведения;пользоваться гармоническим слухом, развивать ощущение тембрового строя и сохранять устойчивость интонации;ориентироваться в ансамблевой партитуре, слышать все партии в ансамбле, согласовывать с партнерами по ансамблю свои исполнительские намерения и находить совместные исполнительские решения;владеть:основами правильного звукоизвлечения и голосоведения в пределах определенного диапазона, тесситуры;методикой освоения интонационно-ритмических и художественно-исполнительских трудностей, заложенных в вокальном репертуаре;элементарными основами певческого дыхания, основами кантилены;навыками чтения с листа вокальных партий;навыками публичного исполнения, как отдельных вокальных сочинений, так и вокальных циклов;навыками актерского воплощения на сцене и умения концентрировать внимание слушательской аудитории на процессе музыкального исполнения;осознанным подходом к технологии голосообразования и голосоведения, чистой интонацией, чистотой и естественностью тембра, основами певческого дыхания, основами кантилены, отчетливой дикцией при осознанном формировании согласных и гласных звуков;навыками работы в историческом костюме, необходимыми в создании полноценного сценического образа, развитым воображением, сценическим вниманием, выработанными навыками сценического существования в предлагаемых обстоятельствах, навыками использования грима различных типов, стилей и характеров, обусловленных сценической задачей, основами макияжа;опытом публичных выступлений. | 136 | Сольное пениеВокальный ансамбльАктерское мастерствоПрохождение партийКласс музыкального театраАктерская пластикаБезопасность жизнедеятельности | ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПСК-1ПСК-2ПСК-4ПСК-6ПСК-7 | |
Специализация 01 - Искусство оперного пенияВ результате изучения дисциплин специализации обучающийся должен:знать:камерно-вокальный репертуар, историю развития камерных жанров в вокальном искусстве, романсово-песенную литературу, традиции исполнения наиболее известных музыкальных произведений камерно-вокального жанра различных композиторов, особенности различных композиторских стилей, звукозаписи исполнения камерно-вокальной музыки современными певцами;основные законы орфоэпии;уметь:проникать в содержание и стиль исполняемого произведения, работать с концертмейстером над музыкальным произведением, выстраивать репетиционный процесс, четко и ясно произносить текст, используя все модуляции голоса, поэтично и выразительно доносить текст до слушателя;владеть:произношением и лексикой на немецком, итальянском и французском языках;отчетливой дикцией при осознанном формировании согласных и гласных звуков, музыкальной формой;навыками прочтения поэтического текста и воплощения его содержания в интонации, жесте, тембре. | 13 | Камерное пениеСценическая речь | ПСК-1ПСК-2ПСК-3 | |
Специализация 02 - Вокальное искусство в опереттеВ результате изучения дисциплин специализации обучающийся должен:знать:специфику пластики в музыкальном театре;историю танца, костюмов и быта;основы сценического движения;владеть:специальным стилевым пластическим тренингом артиста музыкального театра в связи с участием в конкретном спектакле, системой упражнений артикуляционного аппарата, навыками выразительной, интонационно-окрашенной речи, навыками драматического искусства - убедительного действия "словом", координацией сценического движения и речи;свободой мышц, динамичностью, силой, гибкостью, ловкостью, равновесием, сценической гимнастикой, сценическим боем, основами акробатики;уметь:применять на практике танцевальные навыки, навыки сценического движения, передавать характер и образ через осанку, сценическое поведение, индивидуальный ритмический рисунок танца. | 13 | Сценическая речьПластика в музыкальном спектакле | ПСК-4ПСК-5ПСК-6ПСК-7 | |
Модуль педагогической подготовкиБазовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные принципы отечественной и зарубежной вокальной педагогики, различные методы преподавания, вокально-методическую литературу, сольный концертный репертуар;историю вокального исполнительства, особенности наиболее значительных вокально-исполнительских стилей, особенности национальных вокальных школ (итальянской, французской, немецкой, русской);искусство выдающихся представителей вокального исполнительства и педагогики разных стран и эпох;особенности строения и работы голосового аппарата певца, акустику и психофизиологию пения;вокально-методическую литературу в области вокального искусства;основы музыкальной психологии: особенности слуха музыканта, психологические факторы развития музыкальной памяти, воображения и мышления, психологию музыкального творчества и восприятия музыки, психологические особенности разных возрастов и типов личности и темперамента;уметь:проводить урок вокала и применять на практике различные педагогические методы и подходы при обучении пению;систематизировать знания в области теории и истории вокального исполнительства, понимать взаимосвязи вокального исполнительства с вокальной методикой и педагогикой;владеть:методикой постановки интонационно-ритмических и художественно-исполнительских задач, методикой работы над преодолением заложенных в вокально-педагогическом репертуаре трудностей;навыками психологического воздействия на обучающегося с целью нахождения наиболее оптимального пути его развития;основами общей педагогики (предмет, задача и методология); навыками работы над рефератами и учебно-методическими пособиями. | 14 | История исполнительского искусстваМетодика обученияМузыкальная психологияМузыкальное исполнительство и педагогика | ПК-22ПК-23ПК-24ПК-25ПК-26ПК-27 | |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 20 | |||
С.4 | Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа определяются ООП вуза | 22 | Практика работы в театреПедагогическая практикаИсполнительская практика | ПК-13ПК-14ПК-16ПК-17ПК-18ПК-21ПСК-1ПСК-4ПК-23ПК-24ПК-25 |
С.5 | Физическая культура (изучается в профессиональном цикле модуля подготовки певца оперного или музыкального театра) | 2 | ОК-13 | |
С.6 | Итоговая государственная аттестация | 10 | ||
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 300 |
______________________________
* Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5, включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии со структурой ООП подготовки специалиста и примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более четырех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам C.1, C.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очной форме обучения составляет 36 академических часов.
В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731)
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП подготовки специалистов вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области профессиональной деятельности: сольфеджио, гармония, анализ музыкальных форм, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. При реализации вузом ООП подготовки специалиста для обеспечения дисциплин модуля подготовки певца оперного или музыкального театра, практики работы в театре высшее учебное заведение должно обеспечивать подготовку обучающихся на базе оперной студии и (или) учебного творческого театрального коллектива, сформированного из студентов вуза, обучающихся по программам ВПО, не менее чем на 80 процентов. При необходимости учебные творческие коллективы могут до 20 процентов доукомплектовываться приглашенными артистами.
7.16. При реализации ООП высшее учебное заведение должно планировать работу концертмейстеров в объеме 125 процентов от количества учебных часов, предусмотренных учебным планом на аудиторные занятия, по дисциплине "сольное пение", 100 процентов - по дисциплинам "вокальный ансамбль", "камерное пение", "класс музыкального театра", "актерская пластика", "пластика в музыкальном спектакле", "прохождение партий".
7.17. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки специалистов. Она представляет собой форму организации образовательного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. При реализации ООП подготовки специалиста по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики, которые могут включать следующие виды практик: практику работы в театре, педагогическую практику, исполнительскую практику.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Особые условия реализации программ практик в ООП подготовки специалиста: