Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. N  42"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалифик стр. 3

способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб, проведения социальной экспертизы политических и научно-технических решений (ПК-10);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем ООП магистратуры) (ПК-11);
способностью свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем ООП магистратуры) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-12);
в педагогической деятельности:
способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) (ПК-13).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры

6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную) часть, устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
М.1Общенаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- базовые методологические принципы, лежащие в основе социального научного познания;- способы научного доказательства и виды объяснения в социальных науках;- специальную терминологию, в том числе на иностранном языке, используемую в научных текстах;уметь:- произвести сравнение и дать методологическую оценку того или иного подхода или научной теории в своей области знания;- вести устную и письменную профессиональную коммуникацию на иностранном языке;владеть:- навыками критического социологического мышления, основанного на способности к научной рефлексии;- основными навыками перевода научных текстов с иностранного и на иностранные языки.
10-14
6-11
Философия и методология социальных наук Иностранный язык:профессиональная терминология и основы перевода научных текстовОК-2ОК-3ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ПК-3ПК-4ПК-13
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.2Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- фундаментальную структуру социологической теории, ее основные категории, подходы и проблемы, а также вспомогательные ключевые понятия, такие как социальная структура, стратификация, социальный институт, социальное взаимодействие, класс, тендер, идентичность;- историю социологической мысли, вклад ведущих классических и современных социологов;- методологию, методы и методики социологического исследования и анализа данных;- правила организации и проведения социологического исследования, а также правила представления основных научных результатов;уметь:- использовать основные социологические понятия и теории как инструмент социологического исследования;- произвести реконструкцию истории своей научной области;- показать взаимосвязь теории и методов в конкретном социологическом исследовании;- использовать современные методы сбора и анализа социологической информации;- строить различные модели интерпретации данных;- самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность;- формулировать и отстаивать в дискуссии свои научные результаты;владеть:- навыками организации и проведения социологического исследования;- методиками представления и защиты полученных научных результатов.
46-50
11-14
Современные социологические теории-2 Современные методысоциологических исследованийНаучно-исследовательский семинарОК-1ОК-6ОК-8ОК-9ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-6ПК-9ПК-11ПК-12ПК-13
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.3Практики и научно-исследовательская работаПрактика (практики).В результате прохождения научно-исследовательской и производственной практики у студента должны сформироваться следующие практические компетенции:- способность применять полученные знания, умения и навыки в основных видах будущей деятельности;- способность к эффективной коммуникации с заказчиком: обоснование значимости и актуальности результатов социологического исследования;- способность к разделению труда внутри специализированных исследовательских групп, навыки руководства совместной деятельностью.Научно-исследовательская работа.В результате выполнения научно-исследовательской работы по профилю ООП магистратуры студент должен получить следующие теоретические и практические компетенции:- способность самостоятельно ставить задачи научно-исследовательских работ, самостоятельно выполнять необходимые виды социологических исследований при решении научно-исследовательских задач по профилю ООП магистратуры; способность планировать, организовывать и проводить научно-исследовательские и практические работы по теме ООП магистратуры с применением компьютерных технологий;- способность к самостоятельной научно-исследовательской работе и к работе в научном коллективе, в научном коллективе, способность к профессиональной адаптации, к обучению новым методам исследования и технологиям.
36-42
ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-9ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4,ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13
Практические умения и навыки определяются ООП вуза
М.4Итоговая государственная аттестацияВ результате подготовки и защиты выпускной работы студент должен получить следующие навыки:- способность самостоятельно анализировать, обобщать и систематизировать результаты социологического исследования;- способность использовать современные методы обработки и интерпретации информации применительно к разным видам социологических данных;- способность профессионально оформлять и докладывать результаты научных и практических работ по утвержденным формам.
18-24
ОК-3ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-6,ПК-8ПК-10
Общая трудоемкость основной образовательной программы
120
______________________________
* Трудоемкость циклов M.1, M.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны регулярно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, производственно-прикладной, проектной, организационно-управленческой, педагогической), для ООП магистратуры является научный семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 40 процентов теоретической части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 16 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N  8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, направленных на развитие навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, способствующих формированию лидерских качеств. К таким технологиям могут быть отнесены: интерактивные лекции, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов.
Вуз должен обеспечить преподавание дисциплин, созданных в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области современных методов социологических исследований, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская и производственная (в том числе при подготовке выпускной квалификационной работы).
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза.
Основной организационной формой научно-исследовательской работы является научно-исследовательский семинар.
Цель научно-исследовательского семинара - выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации.
Основными задачами научно-исследовательского семинара являются: