Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2010 г. N 226 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021900 Почвоведение (квалиф стр. 3

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
М.1
Общенаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части учебного цикла студент должен:знать: понимать и осмысливать философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения; теории управления научно-исследовательскими работами; современные информационные технологии, математические модели, применяемые при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче информации о природных объектах;уметь: совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень, уметь адаптироваться к изменению профиля деятельности, самостоятельно использовать современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности;владеть: углубленными знаниями методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени; углубленными знаниями в области управления природопользованиемпочвенным покровом.
20-28
6-8
Математическое моделированиеФилософские проблемы науки и техникиОК-1ОК-3ОК-6ОК-7ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
14-20
Информационные технологииДеловой иностранный язык
М.2
Профессиональный циклБазовая(общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части учебного цикла студент должен:знать: историю и методологию почвоведения, расширяющую общепрофессиональную, фундаментальную подготовку;современные проблемы почвоведения и смежных наук о Земле;уметь: использовать фундаментальные представления о почве в сфере профессиональной деятельности;владеть: теоретическими и практическими знаниями в области исследования, анализа, управления почвенным покровом и природопользованием
28-32
7-9
История и методология почвоведенияСовременные проблемы почвоведенияИнформационные технологии в почвоведенииОК-1ОК-2ОК-4ОК-6ОК-7ОК-10ОК-11ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
21-23
М.3
Практики и научно-исследовательская работаПрактические умения и навыки определяются ООП вуза
60-66
Общая трудоемкость основной образовательной программы
120
______________________________
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП магистратуры и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 20 академических часов
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям), формирующим у обучающихся умения и навыки в области: иностранного языка, компьютерных технологий в почвоведении, математического моделирования почвенных процессов, специальных глав физических и химических наук, различных видов практики и научно-исследовательской работы, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП магистратуры вуза.
7.15. Требования к организации практик обучающихся:
практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная, производственная специализированная практика научно-исследовательская, научно-производственная, педагогическая.
Конкретные виды практик определяются ООП магистратуры вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Требования к организации научно-исследовательской работы обучающихся:
научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП магистратуры вуза.
Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся.
Этапы прогноза и планирования экспериментов, включая:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования;
изучение литературных и других информационных источников по выбранной тематике;
формулировка цели и задач исследования;
написание реферата по избранной теме с обоснованием актуальности, научной значимости и практической направленности исследования.
Этап экспериментальных работ, включая:
обоснование объекта и методов исследования;
планирование научно-исследовательских экспериментов в связи с целями и задачами исследования;
проведение научно-исследовательской работы и, при необходимости, корректировку плана проведения научно-исследовательской работы.
Этап обработки полученных результатов, включая:
обработку полученных материалов разнообразными математическими методами;
графическое и табличное представление полученного материала.
Этап формулирования основных новых положений и выводов работы, включая:
формулировку выводов работы, отвечающих поставленным задачам;
формулировку новизны, актуальности и практической значимости работы в связи с поставленной целью;