экспериментально-исследовательская деятельность:
способностью к исследованию объектов и процессов эксплуатации авиационной техники, в том числе с применением пакетов прикладных программ и элементов математического моделирования, на основе профессиональных базовых знаний (ПК-18);
способностью к подготовке данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-19);
способностью выполнять профессиональные первичные виды работ, включая слесарные операции, изготовление и ремонт простых деталей, сборку узлов (ПК-20);
готовностью к проведению контроля, диагностирования, прогнозирования технического состояния, регулировочных и доводочных работ, испытаний и проверки работоспособности авиационных систем и изделий (ПК-21);
способностью применять средства наземного обслуживания авиационной техники, контрольно-измерительной аппаратуры, средств механизации и автоматизации производственных процессов, средств вычислительной техники (ПК-22);
расчетно-проектная деятельность:
способностью к управлению (расчету) потребными ресурсами для обеспечения процесса поддержания летной годности летательных аппаратов, включая производственные площади, персонал, оборудование, инструмент (ПК-23);
готовностью к обоснованию параметров технологических процессов технического обслуживания и ремонта летательных аппаратов, обеспечивающих их эффективность и качество (ПК-24).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций | |||||||||||||||
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 35-40 | |||||||||||||||||
Базовая часть | 25-30 | ||||||||||||||||||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные разделы и направления философии, приемы и методы философского анализа проблем, фундаментальные понятия философского учения о мире; смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, его отношение к природе и обществу;- роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними проблемы охраны окружающей среды, рационального природопользования для сохранения и развития цивилизации;- основные закономерности и многовариантность исторического процесса; этапы исторического развития России; место и роль России в мировой истории и в современном мире; основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;- лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (дляиностранного языка);- необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом уровне; сущность фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;- институциональные основы функционирования экономики на микроуровне; особенности рыночного распределения ресурсов; экономические условия функционирования отрасли, предприятия;- основы российской правовой системы и законодательства; организации и функционирования судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;уметь:- анализировать и оценивать социальную информацию;- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;- вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты со словарем; составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке;- анализировать в общих чертах основные экономические события в стране и за ее пределами; давать оценку практике хозяйствования предприятия;- уметь реализовывать права и свободы человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности;- применять действующее законодательство для решения конкретных практических задач;владеть:- навыками аргументированного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме; навыками публичной речи, ведения дискуссий иполемики; критического восприятия информации;- иностранным языком в объеме, необходимом для получения информации из зарубежных источников;- основными методами анализа состояния рынка, экономики отрасли, положения предприятия на рынке;- навыками использования и составления нормативных правовых документов, относящихся к будущей профессиональной деятельности. | История,Философия,Иностранный язык,Экономика,Правоведение. | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ПК-3 | |||||||||||||||||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | |||||||||||||||||||
Б.2 | Естественнонаучный цикл | 60-70 | |||||||||||||||||
Базовая часть | 50-60 | ||||||||||||||||||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные понятия и методы математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, способы построения математических моделей простейших систем и процессов в естествознании и технике;- фундаментальные физические законы, описывающие процессы и явления в природе;- физическую сущность явлений, процессов и эффектов, лежащих в основе устройства и функционирования объектов авиационной техники;- закономерности химических процессов и определяющие их факторы;- структуру персонального компьютера, принципы действия периферийных устройств, основы алгоритмизации инженерных задач, основы программирования на алгоритмическом языке высокого уровня;- причины истощения и деградации ресурсов Земли и роль антропогенных факторов в этом процессе;- условия существования живого вещества в биосфере и методы еёзащиты;уметь:- проводить конкретные расчеты, используя методы математического анализа и других разделов высшей математики;- использовать методы теоретического и экспериментального исследования в физике;- проводить диагностику состояния деталей и узлов конструкций летательного аппарата, работающих в коррозийно-активных средах, прогнозировать возможность возникновения повреждений, обусловленных коррозией и другими химическими процессами;- практически работать на персональном компьютере, используя системные и прикладные программные средства;- составлять алгоритмы решаемых прикладных задач и осуществлять их реализацию на персональном компьютере;- оценивать опасные и вредные факторы производственной деятельности;владеть:- основными приемами обработки экспериментальных данных;- математической символикой для выражения количественных и качественных соотношений объектов;- приёмами оценивания параметров и изделий авиационной техники на основе методов физического исследования;- методами приготовления растворов заданной концентрации, измерения электропроводности электролитов, технологией нанесения антикоррозийных покрытий на металлические детали;- навыками использования знаний, полученных при изучении общенаучных дисциплин, для решения практических природоохранных задач. | Высшая математика,Информатика и информационные технологии,Физика,Химия,Экология,Моделирование систем и процессов,Гидрогазодинамика. | ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ОК-12ПК-1ПК-2ПК-4ПК-5ПК-6 | |||||||||||||||||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | |||||||||||||||||||
Б.3 | Профессиональный цикл | 120-130 | |||||||||||||||||
Базовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основы начертательной геометрии, стандарты и правила построения графических изображений;авиационные конструкционные материалы и физическую сущность процессов изменения их свойств;- нормативно-правовые, организационно-технические основы безопасности жизнедеятельности, принципы нормирования факторов среды обитания людей, методы и средства снижения воздействия опасных и вредных факторов при эксплуатации авиационной техники, способы и средства защиты населения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;- основные понятия и модели механики, аэродинамики, динамики полета и баллистики;- основы конструкции и прочности летательного аппарата и силовых установок, основы конструкции и принципы работы шасси; устройства систем управления, топливной гидравлической и высотной систем, электрического, приборного и радиоэлектронного оборудования, пилотажно-навигационных систем летательного аппарата;- основы конструкции и принципы работы элементов авиационной автоматики, их основные характеристики; методы оценки устойчивости и точности автоматического управления;- основные требования воздушного законодательства Российской Федерации и нормативные документы в области безопасности полетов; обеспечение, контроль и управление безопасностью полетов на воздушном транспорте;- международную систему единиц физических величин; физические основыи методы измерений, методы оценки погрешностей измерения, методы контроля и управления качеством, систему стандартизации и сертификации на воздушном транспорте;- количественные характеристики надежности невосстанавливаемых и восстанавливаемых изделий; законы распределения, методы статистической оценки надежности изделий в эксплуатации; методику построения моделей и расчета надежности, способы повышения надежности изделий; методы и средства неразрушающего контроля изделий авиационной техники; методы построения диагностических моделей изделий авиационной техники; методы оценки работоспособности, поиска отказов и прогнозирования технического состояния изделий авиационной техники;- основы государственного регулирования и управления в сфере технической эксплуатации летательного аппарата; свойства летательного аппарата как объекта технической эксплуатации; содержание системы и программы технического обслуживания и ремонта летательного аппарата; технологические основы технического обслуживания и ремонта;- основы организации эксплуатации летательного аппарата, принципы управления процессами и эффективностью технической эксплуатации; инженерные основы летно-технической эксплуатации летательного аппарата;уметь:- применять методы начертательной геометрии к решению задач инженерной графики, читать и выполнять чертежи;- оценивать свойства авиационных материалов;- оценивать принципы построения и качество работы механических устройств и систем;- оценивать уровень воздействия вредных производственных факторов, производить экологическую оценку технических проектов и решений;- оценивать принципы построения и качество работы устройств автоматики и автоматического управления;- количественно оценивать и анализировать уровень безопасности полетов, выполнять мероприятия по обеспечению безопасности полетов;- рассчитывать погрешности измерений, определять и использовать количественные оценки качества; формировать перечень документации, необходимой для сертификации объектов технической эксплуатации;- выполнять расчет характеристик надежности, определять точность и достоверность статистических оценок надежности, выбирать диагностические параметры и строить диагностические модели технического состояния изделий авиационной техники, формировать алгоритмы и режимы диагностирования;- оценивать основные эксплуатационно-технические свойства летательного аппарата; обосновывать требования и мероприятия по совершенствованию программ технической эксплуатации и повышению эффективности использования летательного аппарата; вести работу с эксплуатационно-технической документацией;владеть:- методами чтения и выполнения чертежей и электрических схем изделий, методами компьютерной графики;- методами исследования свойств конструкционных материалов в процессе эксплуатации летательного аппарата;- методиками оценки радиационной и химической обстановки, технологиями защиты персонала в чрезвычайных ситуациях;- методами оценки влияния на безопасность полетов последствийотказов авиационной техники, ошибок авиационного персонала, воздействий неблагоприятных условий;- методами расчета погрешностей измерений, методами контроля качества, принципами сертификации объектов воздушного транспорта;- способами сбора и обработки информации по надежности изделий авиационной техники, методиками расчета и статистической оценки характеристик надежности, методами построения диагностических моделей и тестов;- методами организации и управления процессами технической эксплуатации летательного аппарата; методами управления техническим состоянием авиационной техники; методами работы с эксплуатационно-технической документацией, методами анализа эффективности процессов эксплуатации, обоснования технико-экономических требований к новым типам летательного аппарата. | 30-35 | Инженерная и компьютерная графика, Безопасность жизнедеятельности,Метрология, Стандартизация и сертификация, Основы теории надежности, Техническая диагностика, Основы теории технической эксплуатации ЛА,Теоретическая механика, Аэродинамика (прикладная), Динамика полета. | ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24 | ||||||||||||||||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза). | |||||||||||||||||||
Б.4 | Физическая культура | 2 | ОК-11 | ||||||||||||||||
Б.5 | Учебная и производственная практикипрактические умения и навыки определяются ООП вуза | 25-30 | ПК-14ПК-15ПК-16ПК-20 | ||||||||||||||||
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 12 | ОК-8ОК-10ОК-12ПК-4ПК-17ПК-18ПК-23ПК-24 | ||||||||||||||||
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 270 |
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ОПП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области иностранного языка, экономики, высшей математики, физики, химии, информатики и информационных технологий, экологии, моделирования систем и процессов, гидрогазодинамики, инженерной и компьютерной графики, безопасности жизнедеятельности, метрологии, стандартизации и сертификации, основ теории надежности, технической диагностики, теоретической механики, основ теории технической эксплуатации летательных аппаратов, аэродинамики, динамики полета, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;