Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2071 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 240501 Х стр. 4

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

Код
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (Зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Код формируемых компетенций
С.1Гуманитарный, социальный и экономический цикл
35-40
Базовая часть
25-30
В результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем;- лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка);- основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;- экономические основы производства и ресурсы предприятия, понятия: товар, услуга, работа; понятия себестоимости продукции и классификации затрат на производство и реализацию продукции; функции и основные принципы менеджмента, роль маркетинга в управлении предприятием, классификацию предприятий по правовому статусу, категории технологических способов производства, принципы и методы нормирования и оплаты труда, методы разработки оперативных планов работы первичных производственных подразделений;- основы российской правовой системы и законодательства, организации и функционирования судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности, правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, права и обязанности гражданина, основы трудового законодательства;уметь:использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде;- основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов;- использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; реализовывать права и свободы человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности;владеть:- методами управления первичными производственными подразделениями; методами разработки производственных программ и сменносуточных плановых заданий участкам производства и анализа их выполнения;- основами хозяйственного права,- иностранным языком на уровне профессионального общения.ИсторияФилософияИностранный языкЭкономикаЭкономика и управление производствомМаркетингПравоведениеОК-1 - 11,ОК-14,ПК-10,ПК-18,ПК-21,ПК-22
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
С.2Математический и естественнонаучный цикл
105-115
Базовая часть
95-105
В результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, дискретной математики, теории дифференциальных уравнений и элементов теории уравнений математической физики, теории вероятностей и математической статистики, математических методов решения профессиональных задач;- технические и программные средства реализации информационных технологий, основы работы в локальных и глобальных сетях, типовые численные методы решения математических задач и алгоритмы их реализации, один из языков программирования высокого уровня;- законы Ньютона и законы сохранения, принципы специальной теории относительности Эйнштейна, элементы общей теории относительности, элементы механики жидкостей, законы термодинамики, статистические распределения, законы электростатики, природу магнитного поля и поведение веществ в магнитном поле, законы электромагнитной индукции, волновые процессы, геометрическую и волновую оптику, основы квантовой механики, строение многоэлектронных атомов, квантовую статистику электронов в металлах и полупроводниках, строение ядра, классификацию элементарных частиц;- основные свойства ядер и теорию их устойчивости, закон радиоактивного распада, радиоактивные семейства, методы расчета активности в семействах, особенности альфа- и бета-распада, испускание гамма-квантов, основные ядерные реакции на нейтронах, заряженных частицах и гамма-квантах, процессы деления ядер и конструкцию ядерного реактора, методы управления ядерным реактором, процессы образования продуктов деления и трансурановых элементов, процессы взаимодействия тяжелых заряженных частиц и электронов с веществом, тормозные и радиационные потери энергии, взаимодействие гамма-квантов с веществом, методы регистрации излучений, основные типы детекторов и их свойства, методы дозиметрии альфа-, бета- и гамма-излучения, "Нормы радиационной безопасности";- электронное строение атомов и молекул, основы теории химической связи в соединениях разных типов, строение вещества в конденсированном состоянии, основные закономерности протекания химических процессов и характеристики равновесного состояния, методы описания химических равновесий в растворах электролитов, химические свойства элементов различных групп Периодической системы и их важнейших соединений, строение и свойства координационных соединений;- принципы классификации и номенклатуру органических соединений; строение органических соединений; классификацию органических реакций; свойства основных классов органических соединений, основные методы синтеза органических соединений;- основные этапы качественного и количественного химического анализа, теоретические основы и принципы химических и физико-химических методов анализа - электрохимических, спектральных,хроматографических, методы разделения и концентрирования веществ; методы метрологической обработки результатов анализа;- начала термодинамики и основные уравнения химической термодинамики,методы статистической термодинамики, методы термодинамического описания химических и фазовых равновесий в многокомпонентных системах, термодинамику растворов электролитов и электрохимических систем;- уравнения формальной кинетики и кинетики сложных, цепных, гетерогенных и фотохимических реакций;основные теории гомогенного, гетерогенного и ферментативного катализа;- основные понятия и соотношения термодинамики поверхностных явлений, основные свойства дисперсных систем;- факторы, определяющие устойчивость биосферы, характеристики возрастания антропогенного воздействия на природу, глобальные проблемы экологии и принципы рационального природопользования, методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу, организационные и правовые средства охраны окружающей среды, способы достижения устойчивого развития;уметь:- проводить анализ функций, решать основные задачи теории вероятности и математической статистики, решать уравнения и системы дифференциальных уравнений применительно к реальным процессам, применять математические методы при решении типовых профессиональных задач;- работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать внешние носители информации для обмена даннымимежду машинами, создавать резервные копии и архивы данных и программ, использовать численные методы для решения математических задач, использовать языки и системы программирования для решения профессиональных задач, работать с программными средствами общего назначения;- решать типовые задачи, связанные с основными разделами физики, использовать физические законы при анализе и решении проблем профессиональной деятельности;- проводить расчет изменения активности радионуклидов со временем, расчет активности продуктов ядерных реакций, пробега альфа- и бета-частиц, оценивать дозовую нагрузку в различных условиях;- выполнять основные химические операции, определять термодинамические характеристики химических реакций и равновесные концентрации веществ, использовать основные химические законы, термодинамические справочные данные и количественные соотношения неорганической химии для решения профессиональных задач;- синтезировать органические соединения,провести качественный и количественный анализ органического соединения с использованием химических и физико-химических методов анализа;- выбрать метод анализа для заданной аналитической задачи и провести статистическую обработку результатов аналитических определений;- прогнозировать влияние различных факторов на равновесие в химических реакциях, определять направленность процесса в заданных условиях, устанавливать границы областей устойчивости фаз в однокомпонентных и бинарных системах, определять составы сосуществующих фаз в бинарных гетерогенных системах, составлять кинетические уравнения в дифференциальной и интегральной формах для кинетически простых реакций и прогнозировать влияние температуры на скорость процесса;- проводить расчеты с использованием основных соотношений термодинамики поверхностных явлений и расчеты основных характеристик дисперсных систем;- осуществлять оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий, грамотно использовать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией;владеть:- методами построения математической модели типовых профессиональных задач и содержательной интерпретации полученных результатов;- методами проведения радиометрических и дозиметрических измерений и навыками корректной обработки их результатов;- методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях, техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами включая приемы антивирусной защиты;- методами проведения физических измерений, методами корректной оценки погрешностей при проведении физического эксперимента;- теоретическими методами описания свойств простых и сложных веществ на основе электронного строения их атомов и положения в Периодической системе химических элементов, экспериментальными методами определения физико-химических свойств неорганических соединений, экспериментальными методами синтеза, очистки, определения физико-химических свойств и установления структуры органических соединений;- методами проведения химического анализа и метрологической оценки его результатов;- навыками вычисления тепловых эффектов химических реакций при заданной температуре в условиях постоянства давления или объема, констант равновесия химических реакций при заданной температуре, состава сосуществующих фаз в двухкомпонентных системах;- навыками расчета термодинамических величин статистическими методами;- навыками определения констант скорости реакций различных порядков по результатам кинетического эксперимента;- методами измерения поверхностного натяжения, краевого угла, величины адсорбции и удельной поверхности, вязкости, критической концентрации мицеллообразования, электрокинетического потенциала, методами проведения дисперсионного анализа, синтеза дисперсных систем и оценки их агрегативной устойчивости;- методами экономической оценки ущерба от деятельности предприятия, методами выбора рационального способа снижения воздействия на окружающую среду.МатематикаИнформатикаФизикаОсновы ядерной физики и дозиметрииЭкологияОбщая и неорганическая химияОрганическая химияФизическая химияАналитическая химияФизико-химические методы анализаПоверхностные явления и дисперсные системыОК-1,ОК-5,ОК-10,ОК-10,ОК-12,ПК-1-8,ПК-12,ПК-15 - 17
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
С.3Профессиональный цикл
120-130
Базовая (общепрофессиональная) часть
100-110
В результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:способы отображения пространственных форм на плоскости, правила и условности при выполнении чертежей;- базовые понятия и методы статики, кинематики, расчетов на прочность и жесткость упругих тел, порядок расчета деталей оборудования химической промышленности;- основные понятия и законы электрических и магнитных цепей, методы анализа цепей постоянного и переменного токов, принципы работы электромагнитных устройств, трансформаторов, электрических машин, источников электроэнергии, основы промышленной электроники;- теоретические основы безопасности жизнедеятельности, правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности, средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов;- основы теории переноса импульса, тепла и массы; принципы физического моделирования химико-технологических процессов, основные уравнения движения жидкостей, основы теории теплопередачи, основы теории массопередачи в системах со свободной и неподвижной границей раздела фаз, методы расчета тепло- и массообменной аппаратуры, методы построения эмпирических (статистических) и физико-химических (теоретических) моделей химико-технологических процессов, методы идентификации математических описаний на основе экспериментальных данных;- методы оптимизации химико-технологических процессов с применением эмпирических и (или) физико-химических моделей;- основные принципы организации химического производства, его иерархическую структуру, методы оценки эффективности производства;- общие закономерности химических процессов;- основные химические производства,- основы теории процесса в химическом реакторе, методологию исследования взаимодействия процессов химических превращений и явлений переноса на всех масштабных уровнях, методику выбора реактора и расчета процесса в нем, основные реакционные процессы и реакторы химической технологии;основные понятия теории управления технологическими процессами, статические и динамические характеристики объектов и звеньев управления, основные виды систем автоматического регулирования и законы управления, типовые системы автоматического управления в химической промышленности, методы и средства диагностики и контроля основных технологических параметров;- материалы, используемые в химической технологии, их основные характеристики, методы защиты от коррозии, особенности нержавеющих сталей, реакторные материалы, понятие о радиационной устойчивости материалов;- основные типы энергетических реакторов и структуру атомной энергетики, ЯТЦ и его основные стадии: сырьевая часть, рафинирование урана, обогащение, производство тепловыделяющих элементов (твэлов), работа АЭС, переработка ОЯТ, обращение с радиоактивными отходами, редкие металлы в атомной энергетике, проблемы защиты окружающей среды в атомной энергетике;- особенности поведения радионуклидов в растворах больших разведений, изотопные, специфические и неспецифические носители и области их применения, особенности реакций изотопного обмена, возможности образования радиоколлоидов;- особенности аналитического контроля в отрасли, стандартные физико-химические методы анализа в отрасли - оптические, электрохимические и хроматографические, специфические методы анализа- радиометрические, альфа- и гамма-спектрометрические, масс-спектрометрические; способы оценки погрешности методов; методы исследования: инфракрасная (ИК), электропарамагнитно резонансная (ЭПР) и ядерно-магнитно резонансная (ЯМР) спектроскопия;- особенности химии урана, тория, продуктов их распада, плутония, нептуния, америция и кюрия, методы выделения урана из сырья и его рафинирования, свойства оксидного топлива, методы разделения урана, плутония, нептуния, америция, кюрия и продуктов деления, методы переработки ОЯТ, обращение с радиоактивными отходами, методы оценки ядерной и радиационной безопасности;- способы обеспечения радиационной безопасности населения;- методы получения циркония, ниобия, лития, бора и бериллия из сырья, методы разделения изотопов легких элементов, методы выделения радионуклидов из высокоактивных отходов;- законы Российской Федерации по использованию атомной энергии, радиационной безопасности и обращению с радиоактивными отходами; нормативные акты, определяющие дозовую нагрузку на персонал и население и регламентирующие правила работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения; лицензирование работ, ответственность за несоблюдение нормативных документов;- тенденции в себестоимости электроэнергии, полученной на электростанциях разных типов, стоимость урана, циркония и других ядерных материалов и изделий из них; стоимость переработки ОЯТ и захоронения РАО, вклад различных факторов в себестоимость электроэнергии на АЭС;уметь:- выполнять и читать чертежи технических изделий и схем технологических процессов, использовать средства компьютерной графики для изготовления чертежей;- выполнять расчеты на прочность, жесткость и долговечность узлов и деталей химического оборудования при простых видах нагружения, а также простейшие кинематические расчеты движущихся элементов этого оборудования;- выбирать необходимые электрические устройства и машины применительно к конкретной задаче, проводить электрические измерения;- проводить контроль параметров воздуха, шума, вибрации, электромагнитных, тепловых излучений и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;- определять характер движения жидкостей и газов; основные характеристики процессов тепло- и массопередачи; рассчитывать параметры и выбирать аппаратуру для конкретного химико-технологического процесса;- применять методы вычислительной математики и математической статистики для решения конкретных задач расчета, проектирования, моделирования, идентификации параметров и оптимизации процессов химической технологии;- рассчитывать основные характеристики химического процесса, выбирать рациональную схему производства заданного продукта, оценивать технологическую эффективность производства;- произвести выбор типа реактора и произвести расчет технологических параметров для заданного процесса, определить параметры наилучшей организации процесса в химическом реакторе, технологическую эффективность;- определять основные статические и динамические характеристики объектов; выбирать рациональную систему регулирования технологического процесса;- выбирать конкретные типы приборов для диагностики химико-технологического процесса;- использовать действующие российские "Нормы радиационной безопасности" и другие нормативные документы в области радиационной и ядерной безопасности;- рассчитывать коэффициенты распределения при сокристаллизации, ионном обмене или жидкостной экстракции и характеристики процессов ионного обмена;- предотвращать адсорбцию радионуклидов на поверхности посуды и фильтров, применять методрадиоактивных индикаторов для решения задач естественных наук;- применять стандартные и специфические методы физико-химического анализа для решения практических задач;- рассчитывать активности продуктов распада при распаде радионуклидов трансурановых элементов, использовать различия в химии урана, нептуния, плутония, америция и кюрия для разделения их радионуклидов, оценивать радиационную безопасность по содержанию радионуклидов в воздухе и жидкостях;владеть:- способами и приемами изображения предметов на плоскости, одной из графических систем;- методами механики применительно к расчетам процессов химической технологии; методами поверочных расчетов отдельных узлов и деталей химического оборудования, навыками проектирования простейших аппаратов химической промышленности;- методами расчета электрических цепей; методами проведения электрических измерений;- приемами действий в аварийных и чрезвычайных ситуациях, оказания первой помощи пострадавшим;- методами определения оптимальных и рациональных технологических режимов работы оборудования;- методами математической статистики для обработки результатов активных и пассивных экспериментов, пакетами прикладных программ для моделирования химико-технологических процессов;- методами анализа эффективности работы химических производств;- методами расчета и анализа процессов в химических реакторах, определения технологических показателей, методами выбора химических реакторов;- методами управления и регулирования химиков-технологических процессов;- методами безопасного проведения работ с радионуклидами в открытом виде в лаборатории 3 класса;- стандартными и специфическими методами физико-химического анализа материалов современной энергетики;- методами оценки радиационной безопасности и расчета дозовой нагрузки на население.Инженерная графикаМеханикаПроцессы и аппараты химическойтехнологииЭлектротехника и промышленная электроникаСистемы управления химико-технологическими процессамиОбщая химическая технологияХимические реакторыБезопасность жизнедеятельностиМатериаловедениеМоделирование химико-технологических процессовРадиохимияТехнология основных материалов современной энергетики и основы радиационной безопасностиМетоды аналитического контроля в производстве материалов современной энергетикиЗаконодательство в области использования атомной энергииЭкономика ядерной отраслиОК-1,ОК-5,ОК-9,ОК-10,ОК-12,ОК-13,ПК-1 - 16,ПК-19 - 26
Специализация N 1 "Химическая технология материалов ЯТЦ"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- химию и основные способы производства порошков и гранул оксидов, карбидов, нитридов и других соединений урана, плутония, тория, применяемых для изготовления керамического топлива, способы производства таблетированного, виброуплотненного, дисперсного, гранулированного, шарового и других видов керамического топлива, конструкции твэлов и керамического топлива, способы производства таблетированного, виброуплотненного, дисперсного, гранулированного, шарового и других видов керамического топлива, конструкции твэлов и тепловыделяющих сборок;- основные типы и принципы работы оборудования в производстве редких металлов, принципы создания каскадов, замкнутых схем;- принципы создания замкнутого ядерного топливного цикла, возможные способы переработки ОЯТ (воднохимические - пурэкс процесс, газофторидные), основные стадии, недостатки и преимущества, возможные пути совершенствования применяемых способов переработки;уметь:- выбрать подходящий состав и способ производства топливных элементов;- осуществлять практическое производство исходных компонентов керамического топлива, топливных таблеток и других видов топлива, переработку бракованных изделий;- осуществлять подбор подходящего оборудования по принципу его работы и производительности;- уметь выбрать способ переработки различных видов ОЯТ, предусмотреть минимизацию рисков,осуществлять руководство практической работой отделения радиохимического предприятия;уметь:- выбрать подходящий состав и способ производства топливных элементов;- осуществлять практическое производство исходных компонентов керамического топлива, топливных таблеток и других видов топлива, переработку бракованных изделий;- осуществлять подбор подходящего оборудования по принципу его работы и производительности;- уметь выбрать способ переработки различных видов ОЯТ, предусмотреть минимизацию рисков, осуществлять руководство практической работой отделения радиохимического предприятия;владеть:- способами производства керамического топлива;- методами выбора стандартного оборудования, принципами инженерного расчета нестандартного оборудования, методами расчета прочностных, теплообменных и других характеристик, совместимости отдельных единиц оборудования;- методами оценки накопления продуктов распада и трансурановых соединений в различных видах топлива в зависимости от времени облученияТехнология керамического топлива.Оборудование производств редких элементов.Радиохимическая переработка ОЯТ.ПСК-1.1 - ПСК-1.2
Специализация N 2 "Технология разделения и применение изотопов"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- типы и формальную кинетику реакций изотопного обмена;- основные понятия теории разделения изотопных смесей;- каскады из разделительных элементов, их виды и методы их расчета;- технологические процессы разделения изотопов легких элементов;- массообменные и гидродинамические характеристики процесса изотопного обмена в противоточных колоннах с различными видами насадок, методы расчета нестационарного состояния разделительных установок; методы моделирования и оптимизации процессов разделения изотопов;- направления и методы использования изотопов в научных исследованиях, медицине, биохимии, геологии;уметь:- экспериментально определять величину коэффициента разделения, проводить квантово-статистический его расчет;- экспериментально определять массообменные и гидродинамические характеристики процесса разделения в колоннах, рассчитывать размеры разделительной аппаратуры и разрабатывать технологические схемы установок;- разрабатыватьматематическую модель процесса разделения и проводить ее анализ,- использовать изотопы для решения конкретных задач;владеть:методами проведения процессов разделения изотопов, их контроля и методами изотопного анализа природных и производственных объектов;Термодинамика и кинетика реакцийизотопного обменаТехнология процессов разделения изотоповПрименение изотоповПСК-2.1 - ПСК-2.2
Специализация N 3 "Технология теплоносителей и радиоэкология ядерных энергетических установок"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен знать:- конструкционные особенности и режимы работы блоков водно-водяного энергетического реактора (ВВЭР), реактора большой мощности канального (РБМК) и реактора на быстрых нейтронах (БН), источники и допустимые пределы радионуклидных загрязнений теплоносителей;- водно-химические режимы и характеристики основных систем спецводоочистки, методы очистки натриевого теплоносителя и защитного газа;- способы очистки газовых выбросов и жидких отходов АЭС;- способы проведения демонтажа реакторного блока и характеристики, образующихся при этом РАО;- характеристики основного оборудования АЭС: реактора, параогенератора, барабан-сепаратора, ионитных фильтров, выпарных аппаратов;- трофическую структуру экосистем, радиационную устойчивость живых организмов, модели миграции радионуклидов в окружающей среде, методы и объекты радиационного контроля, методы определения радионуклидов в объектах окружающей среды;уметь:- использовать "Нормы радиационной безопасности" для оценки радиационной обстановки;- рассчитывать образование радионуклидов в реакторе, определять радионуклиды цезия-137, стронция-90 в воде, почве и некоторых других объектах окружающей среды;- рассчитывать производительность и подбирать выпарные аппараты, ионитные фильтры и другое оборудование по каталогам;владеть:- методами составления моделей миграции радионуклидов в окружающей среде, методами расчета удельной активности и ее погрешности.Технология теплоносителей ЯЭУ и защита окружающей средыОборудование и основы проектированияОсновы радиоэкологииПСК-3.1 - ПСК-3.2
Специализация N 4 "Химическая технология наноматериалов для ядерной энергетики"С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- классификацию, основы строения и методы получения наноматериалов разных видов, причины изменения свойств при изменении размеров частиц до нанометровых;- строение и основные свойства углеродных нанотрубок и макроматериалов с нанотрубками;- методы получения композиционных материалов для атомной энергетики на основе нанотрубок;- методы обращения с композиционными материалами атомной энергетики на основе нанотрубок;уметь:- выбрать метод получения наноматериала и методы исследования его свойств;- получать нанотрубки и композиционные материалы на их основе для атомной энергетики;владеть:- основами методов синтеза наноматериалов на основе редких и радиоактивных элементов;- пирохимическим методом получения углеродных нанотрубок и материалов на их основе.Неорганические наноматериалыМатериалы на основе нанотрубокТехнология композиционных материалов атомной энергетики на основе нанотрубокПСК-4.1 - ПСК-4.2
Специализация N 5 "Радиационная химия и радиационное материаловедение"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- элементарные процессы взаимодействия ионизирующих излучений с веществом, образование продуктов радиолиза, радиационно-химические процессы в воде, органических веществах и других материалах;- методы описания кинетики радикальных и цепных реакций, причины обрыва цепи;- радиационную устойчивость различных материалов, методы повышения радиационной устойчивости и возможности использования радиационных протекторов;- промышленные радиационно-химические процессы, радиационно-химические установки, ускорители электронов, методы расчета защиты для различных условий;- физико-химические методы изучения радиационно-химических процессов;уметь:планировать и проводить радиационно-химические исследования, проводить дозиметрию при облучении образцов, определять концентрации продуктов радиолиза и рассчитывать радиационный выход по экспериментальным данным, устанавливать механизмы радиационно-химических реакций, выбирать радиационные протекторы;владеть:физико-химическими методами исследования радиационно-химических реакций, методами расчета дозы облучения.Радиационная химияРадиационные процессы и аппаратыРелаксационные методы исследования радиационно-химических процессовПСК-5.1 - ПСК-5.3
Специализация N 6 "Ядерная и радиационная безопасность на объектах использования ядерной энергии"С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- объекты и методы проведения радиационного мониторинга, методы определения активности излучателей различных видов, методы отбора проб и их озоления, общую схему радиохимического анализа;- основные задачи обращения с радиоактивными отходами, действующие санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО), порядок сбора, складирования, упаковки и транспортирования РАО, методы переработки РАО низкой и средней активности, особенности высокоактивных отходов (ВАО) и их радионуклидный состав, технологические процессы получения кондиционированных РАО;- мероприятия по охране окружающей среды и радиационной безопасности при переработке РАО, способы временного и постоянного захоронения кондиционированных РАО;уметь:проводить отбор и радиохимический анализ проб, определять активность различных радионуклидов в различных объектах;- определять критическую группу населения и рассчитывать для нее дозовую нагрузку;- рассчитывать изменение активности радионуклидов в РАО в зависимости от времени;- изготавливать в лабораторных условиях матрицы различной природы и определять скорости выщелачивания радионуклидов из них, рассчитывать время сохранности матриц различной природы в приземном хранении, рассчитывать дозовую нагрузку на население вследствие создания хранилища РАО;владеть:методами определения активности радионуклидов в различных объектах, методами оценки радиационной опасности в различных ситуациях, методами оценки погрешности расчетных величин эффективных доз для отдельных лиц.Радиационный мониторинг и расчет дозовой нагрузки на критическую группу населенияМетоды сбора,транспортировки, переработки и хранения радиоактивных отходовМетоды обеспечения радиационной безопасности персонала и населенияПСК-1.1 - ПСК-6.2
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза
С.4Физическая культура
2
С.5Учебная и производственные практики, научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза)
24
ОК-2ОК-4ОК-6ОК-9ОК-13ПК-1 - 13ПК-18 - 22
С.6Итоговая государственная аттестация
30
ОК-4 - 6ОК-9ОК-10ОК-13ПК-1 - 5ПК-11 - 17ПК-23 - 26
Общая трудоемкость основной образовательной программы
330
______________________________
* Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
Для вузов федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, нормативный срок освоения ООП может быть уменьшен за счет сокращения продолжительности каникулярного времени обучающихся в учебном году до 45 суток, переноса части аудиторных занятий по физической культуре на часы проведения утренней зарядки и часы спортивно-массовой работы, сокращения времени, выделяемого на проведение практик путем выполнения аналогичных задач в ходе полетов, вождения боевых машин, учений, несения учебно-боевого и других дежурств, внутренней, гарнизонной, караульной и других служб и практик при условии сохранения общей трудоемкости ООП, определенной данным стандартом.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалистов в части специализаций для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах определяются (устанавливаются) данными образовательными учреждениями.
Высшие учебные заведения должны иметь санитарный паспорт на хранилище радиоактивных веществ не ниже второго класса, санитарный паспорт на студенческие лаборатории (третий или второй класс), лицензию на право проведения работ с радиоактивными веществами, санитарный паспорт и лицензию на гамма-установку, электронный ускоритель или рентгеновскую установку (Специализация N 5).
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 35 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам C.1, C.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. Программа подготовки специалистов вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области физики, ядерной физики и дозиметрии, химических дисциплин, электротехники и электроники, общей химической технологии, компьютерного моделирования, радиохимии, физико-химических методов анализа и дисциплин специальности и специализаций а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста.
7.15. Раздел ООП подготовки специалиста "Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП подготовки специалистов по данной специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная и, производственная, которые могут включать преддипломную практику.
Конкретные виды практик определяются ООП подготовки специалиста. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалистов. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции.
В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающегося. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определения уровня культуры.
7.17. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 70 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.