способностью организовать коллективную работу над проектом (ОУ-4).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессиональное образование в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (Зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а так же учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 34 | История,Философия,ЭкономикаИностранный язык | ОК-1 - 12 |
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- иностранный язык;- основные концепции истории философии и философской теории;- сущность, формы, функции исторического знания;- основы стандартизации, сертификации и управления качеством;- экономику предприятия, принципы оценки результатов его хозяйственной и финансовой деятельности, основы бухгалтерского учета и налоговой системы;- функции менеджмента, принципы построения организационных структур и распределения функций управления;уметь:- читать оригинальную литературу для получения необходимой информации;- применять философские знания в формировании программ жизнедеятельности, самореализации личности;- планировать объем производства и проводить расчеты затрат на производство и реализацию продукции, определять условия безубыточности;управлять работой небольшого коллектива и работать в команде;владеть:навыками общения по специальности на иностранном языке;- навыками ведения дискуссии на философские и научные темы;- практическими навыками решения конкретных технико-экономических, организационных и управленческих вопросов. | 18 | |||
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 16 | |||
Б.2 | Математический и естественнонаучный цикл | 64 | Математика,Информатика,Физика,Химия,Экология. | ПК-1,ПК-6,ПТ-6,ЭИ-1. |
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- дифференциальное и интегральное исчисления;- линейную алгебру;- аналитическую геометрию;- введение в теорию алгоритмов и алгоритмических языков;- основы теории вероятностей и математической статистики;- фундаментальные законы природы и основные физические законы в области механики, термодинамики, электричества и магнетизма, атомной физики, основные химические законы;- современные тенденции развития информатики и вычислительной техники, компьютерных технологий;уметь:- применять математические методы, физические и химические законы, вычислительную технику для решения практических задач;владеть:- элементами математического и функционального анализа, линейной алгебры;- численными методами решения систем дифференциальных и алгебраических уравнений, методами аналитической геометрии, теории вероятностей и математической статистики. | 45 | |||
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 19 | |||
Б.3 | Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- правила оформления конструкторской документации в соответствии с ЕСКД, методы и средства компьютерной графики;- основные уравнения и методы решения задач теоретической механики и сопротивления материалов, основные уравнения механики жидкости и газа;- основы проектирования и основные методы расчетов на прочность, жесткость, динамику и устойчивость, долговечность машин и конструкций, трение и износ узлов машин;физико-механические характеристики материалов и методы их определения;уметь:- выполнять и читать чертежи и другую конструкторскую документацию;проводить расчеты деталей машин и элементов конструкций аналитическими и вычислительными методами прикладной механики;- конструировать элементы машин и конструкций с учетом обеспечения прочности, устойчивости и долговечности;конструировать узлы машин и механизмов с учетом износостойкости;- проводить расчеты деталей машин и элементов конструкций на основе методов теории упругости;- определять ресурс машин и конструкций;- проводить экспериментальные исследования свойств материалов, деталей машин и элементов конструкций;владеть:- навыками работы с современными CAD-системами;- навыками работы с современными САЕ-системами;- навыками конструирования типовых узлов машин и элементов конструкций;- навыками расчетов аналитическими и численными методами прикладной механики деталей машин и элементов конструкций;- навыками применения методов математического и компьютерного моделирования механических систем и процессов;- навыками выбора материалов по критериям прочности, долговечности, износостойкости;- навыками проведения экспериментальных исследований. | 93 37 | Инженерная и компьютерная графика,Теоретическая механика,Сопротивление материалов,Детали машин, и основы конструирования,Основы автоматизации проектно-конструкторских работ,Материаловедение,Строительная механика машин,Безопасность жизнедеятельности. | ПК-1 - 11ПТ-1 - 6ЭИ-1 - 6ОУ-1 - 4. |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) | 56 | |||
Б.4 | Физическая культура | 2 | ОК-13 | |
Б.5 | Учебная и производственная практики(практические умения и навыки определяются ООП вуза) | 35 | ||
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 12 | ||
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |
_____________________________
* трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать:
лабораторные практикумы по дисциплинам базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области физики, химии, механики, электротехники и электроники, материаловедение, технология конструкционных материалов, безопасность жизнедеятельности, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков;
практические занятия должны быть предусмотрены по дисциплинам: математика, начертательная геометрия и инженерная графика, сертификация авиационной техники, а также ряду специальных дисциплин.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно".
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;