Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2010 г. N 202"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 140800 Ядерные физика и техн стр. 3

для организационно-управленческой деятельности:
способностью на практике применять знание основных понятий в области интеллектуальной собственности, прав авторов, предприятия-работодателя, патента обладателя, основных положений патентного законодательства и авторского права Российской Федерации (ПК-19);
способностью проводить поиск по источникам патентной информации, определять патентную чистоту разрабатываемых объектов, подготавливать первичные материалы к патентованию изобретений, официальной регистрации компьютерных программ и баз данных (ПК-20);
способностью управлять персоналом с учетом мотивов поведения и способов развития делового поведения персонала, применять методы оценки качества и результативности труда персонала (ПК-21);
способностью к проектированию и экономическому обоснованию инновационного бизнеса, содержания, структуры и порядка разработки бизнес-плана (ПК-22);
способностью разрабатывать планы и программы организации инновационной деятельности на предприятии; осуществлять технико-экономическое обоснование инновационных проектов, управлять программами освоения новой продукции и технологии (ПК-23);
готовностью разрабатывать эффективную стратегию и формировать активную политику риск-менеджмента на предприятии (ПК-24).
способностью анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-25);
готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе, к организации работы коллективов исполнителей (ПК-26);

VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры

6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код УЦ ООП
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (Зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Коды
формируемых
компетенций
М.1
Общенаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:основные принципы и функции менеджмента, принципы построения организационных структур и распределения функций управления, формы участия персонала в управлении; основные принципы этики деловых отношений; роль маркетинга в управлении фирмой, принципы, задачи и функции маркетинга, направления проведения маркетинговых исследований; проектный менеджмент: сущность, задачи, функции; проект как объект менеджмента, система, функции, структура; организацию инновационных процессов; маркетинговую разработку проекта, уровень качества, конкурентоспособность проекта; основные научные школы, направления, концепции, источники знания и приемы работы с ними, методологию научных исследований; основные особенности научного метода познания; классификацию науки и научных исследований; основные свойства ядер; квантовые характеристики ядерных состояний; электромагнитные переходы в ядрах; нуклон-нуклонныевзаимодействия и свойства ядерных сил; ядерные модели и ядерные реакции; нейтронные эффективные сечения и способы представления ядерных данных; оптические свойства при взаимодействии холодных нейтронов свеществом; особенности изменения структурыматериалов приоблучении быстрыминейтронами; линейные операторы в гильбертовом пространстве, уравнения Фредгольма второго рода, методы решениянестандартных задач,необходимые идостаточные условияэкстремума функционала; уметь:выбирать оптимальные формы организациибизнеса; использоватьметодологию научных исследований; находить новые источникиповышенияконкурентоспособности проектных разработок; выбирать данные о свойствах ядер, которые определяют нейтронно-физические свойства материалов и их радиоактивность; использовать современные библиотеки оцененных ядерных данных; находить наилучший способ решения некорректных задач, находить экстремумы функционалавладеть:методами менеджмента и методами проведения маркетинговых исследований; методами управления научными исследованиями, научными и производственными коллективами; методами разработки программ подготовки проектов и исследований; методами оценки сечений взаимодействия излучения с материалами; методами формирования библиотек сечений взаимодействия нейтронов с ядрами материалов; приемами решений интегральных уравнений, привлечением априорной информации для решения некорректных задач, методом регуляции Тихонова и статистической регуляции.20-408-15Менеджмент и маркетингМетодология научного познанияЯдерная физика, спецглавы высшей математики(интегральные уравнения и решение некорректных задач)ОК-1ОК-2ПК-1ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-8ПК-9ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24ПК-25ПК-26
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.2
ПрофессиональныйциклБазовая(общепрофессиональная)частьВ результате изучениябазовой части цикластудент должен:знать:правовые основы защитыинформации; особенностизащиты информациикритических технологий;способы и методы защитыинформации;базис современныхкомпьютерных технологий, перспективы компьютерных технологий в науке и образовании, особенности компьютеризации ядерных и критических технологий;основные типы и стадииядерного топливного цикла; физические основы технологий ядерного топливного цикла; ядерные технологии как критические технологии; проблеманераспространения - возникновение, развитие, нынешнее состояние и перспективы; особенности ядерных технологий и анализпривлекательности ядерных материалов; международные и национальные гарантии и порядок их осуществления; роль международных организаций в ядерном разоружении и контроле; перспективы развития ядерной энергетики и ядерных технологий; проблемы защищенности и самозащищенности ядерного топливного цикла; особенности обеспечения безопасности ядерныхустановок и материалов; уметь:применять способы и методы защиты информации; применять современные компьютерные технологии; оценить защищенность ядерных технологий, привлекательность ядерных материалов; оценить перспективы развития ядерной отрасли;владеть: способами защиты деловой и профессиональной информации; методами применения современных информационных технологий в профессиональных приложениях; способами обеспечения безопасности, защищенности и контроля ядерных материалов и ядерных технологий;60-7010-20Основыинформационной безопасности критических технологий, Компьютерные технологии, Основы ядерных технологий Основы ядерного нераспространения и безопасного обращения с ядерными материалами.ОК-3ОК-4ПК-2ПК-3ПК-4ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.3
Практики и (или) научно-исследовательская работапрактические умения и навыки определяются ООП вуза12-15ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18
М.4
Итоговаягосударственнаяаттестация15ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-20
Общая трудоемкость основной образовательной программы120
______________________________
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 33 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 28 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, проведение тренингов), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС.
7.13. ООП вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области (компьютерные технологии, менеджмент, маркетинг), а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик:
научно-производственная;
научно-исследовательская;
преддиссертационная.
Целью научно-производственной практики является изучение опыта работы предприятий, учреждений, организаций, овладение практическими навыками и передовыми методами по выбранному профилю, приобретение практического опыта и навыков научной и производственной работы. Продолжительность научно-производственной практики не должна быть менее одного месяца. Практика может включать в себя технические туры на предприятия и организации ядерной отрасли.