готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11).
в прикладной деятельности:
владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12);
владение базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование) различных типов текстов (ПК-13);
владение навыками перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках (ПК-14);
в проектной деятельности:
владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-15);
в организационно-управленческой деятельности:
умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности (ПК-16).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебные и производственные практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть общепрофессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 40-45 | ||
Базовая часть:В результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:основные категории и понятия философии, истории, экономики, менеджмента;иметь представление об основных закономерностях функционирования социума;об этапах его исторического развития; о способах управления социально-экономическими процессами и трудовыми коллективами;уметь: использовать основные положения и методы гуманитарных наук в профессиональной деятельности;владеть культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации. | 20-25 | ИсторияФилософияИностранный языкМенеджментЭкономика | ОК-1ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-9ОК-11ОК-12ОК-13ПК-8ПК-14ПК-15ПК-16 | |
Вариативная частьЗнания, умения, навыки определяются ООП вуза | ||||
Б.2 | Общепрофессиональный цикл | 40-45 | ||
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать: основные понятия и термины филологической науки, ее внутреннюю стратификацию; понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества;уметь: использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях. | 20-25 | Безопасность жизнедеятельностиИнформатикаОсновы филологииВведение в языкознаниеВведение в литературоведениеВведение в теорию коммуникацииКлассические /древние языки | ОК-1ОК-4ОК-5ОК-8ОК-10ОК-11ОК-12ОК-14ПК-1ПК-2ПК-4ПК-7ПК-8 | |
Вариативная частьЗнания, умения, навыки определяются ООП вуза | ||||
Б.3 | Профессиональный цикл | 125-130 | ||
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен- для всех профилей подготовки:знать: основные положения и концепции в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур); теории коммуникации и филологического анализа текста; иметь представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии;уметь: применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации и филологического анализа текста в собственной профессиональной деятельности; проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; участвовать в научных дискуссиях;владеть свободно основным изучаемым языком в его литературной форме; основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке. | 75-80 | Введение в спецфилологиюОсновной язык / языки (теоретический курс)История основного языка / языковИстория мировой литературыПрактикумы | ОК-1ОК-2ОК-8ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16 | |
30-35 | Модуль 1. Отечественная филология (с указанием основного языка / языков и литературы / литератур)**История русской /родной литературы Стилистика и культура речи основного языка / языковУстное народное творчествоИстория литературной критики | |||
30-35 | Модуль 2. Зарубежная филология (с указанием основного языка / языков и литературы / литератур)**Практический курс основного языка / языковОсновы межкультурной коммуникации Теория перевода Современный русский язык и культура речи | |||
- для профиля "Преподавание филологических дисциплин" дополнительно:уметь: проводить учебные занятия и внеклассную работу по языку и литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; готовить соответствующие учебно-методические материалы; распространять и популяризировать филологические знания. | 30-35 | Модуль 3. Преподавание филологических дисциплин (с указанием основного языка / языков и литературы / литератур)**История русской /родной / зарубежной литературыМетодика преподавания языка / языковМетодика преподавания литературы Педагогика и психология | ||
- для профиля "Прикладная филология" дополнительно:владеть: базовыми навыками создания, доработки и обработки на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов; перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на отечественных и иностранных языках. | 30-35 | Модуль 4. Прикладная филология (с указанием основного языка / языков)**История русской /родной / зарубежной литературыФилологическое обеспечение профессиональной коммуникацииОсновы филологической работы с текстом (создание / редактирование / перевод) | ||
Вариативная частьЗнания, умения, навыки определяются ООП вуза | ||||
Б.4 | Физическая культура | 2 | ОК-7ОК-15 | |
Б.5 | Учебные и производственные практикиПрактические умения и навыки определяется ООП вуза | 10-15 | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ПК-2ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16 | |
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 12 | ОК-1ОК-2ОК-6ОК-7ОК-8ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-12ПК-14 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
** Обязательным является освоение одного модуля из четырех в зависимости от профиля подготовки, который определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитания обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать собственную социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, различного рода тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП бакалавриата должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся не обязательными для изучения обучающимися.
Трудоемкость факультативных дисциплин не должна превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и / или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области информатики, языкознания, литературоведения, теории коммуникации, основного языка / языков (практика, теория, история, стилистика, основы филологического анализа и интерпретации текста), иностранного языка, классических / древних языков, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);