готовностью разрабатывать технические задания на проектирование программного обеспечения задач специальности (ПК-34);
готовностью к разработке методик реализации и сопровождения программных продуктов (ПК-35);
способностью проводить тестирование программных продуктов и баз данных для задач специальности (ПК-36);
способностью разрабатывать методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-37);
способностью составлять патентные и лицензионные заявки на изобретения и промышленные образцы (ПК-38);
способностью организовывать рабочие места, их техническое оснащение и размещение технологического оборудования (ПК-39);
способностью контролировать соблюдение технологической дисциплины (ПК-40);
готовностью к использованию стандартов и методов контроля и оценки качества выпускаемой продукции (ПК-41);
способностью готовить документацию по менеджменту качества выполнения расчетных и исследовательских работ и технологических процессов на производственных участках (ПК-42);
способностью контролировать соблюдение экологической безопасности (ПК-43).
научно-инновационная деятельность:
готовностью к участию в организации и проведении инновационных образовательных и научно-исследовательских процессов (ПК-44);
готовностью к участию в организации и координации работы по комплексному решению инновационных проблем - от идеи, фундаментальных и прикладных исследований, компьютерного проектирования и компьютерного инжиниринга на основе передовых систем до серийного производства (ПК-45);
готовностью к участию в коммерциализации результатов научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности (ПК-46);
способностью внедрять результаты научно-технических и проектно-конструкторских разработок в реальный сектор экономики (ПК-47);
организационно-управленческая деятельность:
готовностью эффективно работать в качестве руководителя группы, в том числе междисциплинарной и международной, при решении профессиональных задач (ПК-48);
готовностью демонстрировать личную ответственность и ответственность за работу возглавляемого коллектива, за принимаемые решения в профессиональной сфере деятельности, приверженность и готовностью в своей деятельности следовать профессиональной этике (ПК-49).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры
6.1. Основная образовательная программа магистратуры предусматривает (таблица 2):
изучение следующих учебных циклов:
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
Код | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
М.1 | Общенаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основы теории и методы макро- и микроэкономики; экономическое планирование и прогнозирование;лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка);уметь:- анализировать, оценивать и прогнозировать экономические эффекты и последствия реализуемой и планируемой деятельности при проведении НИОКР;проводить всестороннюю экономическую оценку мероприятий НИОКР;- использовать иностранный язык в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников;владеть:- приемами экономического анализа и планирования;- иностранным языком как средством делового общения в объеме, необходимом для профессиональной работы в группе с иностранными исследователями. | 17-27 5-15 | Экономика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)Иностранный язык | ОК-1 - 5ОК-12ОК-14 - 15 |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 14 | ОК-1 - 7ОК-12ОК-14 - 15 | ||
М.2 | Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- технологию научных исследований, взаимосвязь физического эксперимента и математического моделирования, методы определения областей применимости различных методов исследований, методы определения точности и достоверности полученных результатов; процедуры защиты интеллектуальной собственности;- методы оптимизации и принятия проектных решений, минимаксные задачи и методы их решения, методы оптимизации при наличии помех; необходимые и достаточные условия оптимальности в детерминированном, минимаксном и стохастическом случаях;уметь:- планировать, организовывать и проводить научные исследования, оптимизировать методики исследований, определять области применимости методов исследований, оценивать точность и достоверность полученных результатов, оформлять полученные научные результаты;- разрабатывать математические модели процессов и объектов, методы их исследования, выполнять их сравнительный анализ;владеть:- методологией научных исследований и научного поиска; навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, методиками сбора, переработки и представления научно-технических материалов по результатам исследований к опубликованию в печати, а также в виде обзоров, рефератов, отчетов, докладов, лекций, заявок на патенты;- способами формализации интеллектуальных задач с помощью языков искусственного интеллекта | 35-45 8-18 | Методология научных исследованийМетоды оптимизации в задачах баллистики и гидроаэродинамикиИспытания объектовСовременные проблемы баллистики и гидроаэродинамики | ОК-1 - 15 ПК-1 - 49 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 28 | ОК-1 - 15ПК-1 - 49 | ||
М.3 | Практики и научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза) | 35-45 | ОК-1 - 15ПК-1 - 49 | |
М.4 | Итоговая государственная аттестация | 21 | ОК-1 - 15ПК-1 - 49 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 120 |
______________________________
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера).
Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 16 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения (развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.