Дополнительно должен учитываться имеющийся производственный потенциал Санкт-Петербурга. При соблюдении единых подходов к качеству выпускаемой продукции и кооперации целей с участниками кластера существующие в настоящий момент в Санкт-Петербурге производственные компании должны получить дополнительные возможности и преференции для обеспечения увеличения сбыта производимой продукции и наличия достаточных собственных средств для развития производства.
С учетом сроков инженерной подготовки территорий частным инвесторам целесообразно рассматривать возможность приобретения готовых производственных объектов, не использующихся по назначению, и перепрофилирования таких объектов для целей развития кластера. В таком случае для инвестора сокращаются сроки и затраты на подготовку территории при сохранении возможности получения преференций участника кластера.
2.3. Интеграция сегментов кластера
В настоящий момент участники фармацевтического рынка ведут самостоятельную политику создания и продвижения собственной продукции. Такая практика приводит к увеличению сроков и стоимости вывода на рынок перспективных лекарственных средств. В соответствии с основной целью создания кластера интегрированные усилия участников кластера должны способствовать более успешной реализации продукции по сравнению с самостоятельными действиями.
Географическая локализация сегментов кластера, включая научные учреждения, доклиническую и клиническую базу, современные производственные объекты и экспертные организации, имеет самостоятельную ценность вследствие сокращения временных, логистических и коммуникационных затрат. При этом необходимым условием участия в кластере является готовность участников к совместным согласованным действиям по продвижению (увеличению реализации по сравнению с самостоятельными действиями) продукции кластера. С учетом конкурентного характера отношений участников фармацевтического рынка необходима дополнительная координационная работа для обеспечения эффективности финансовых затрат при создании импортозамещающих лекарственных средств.
До настоящего времени не дано четкого определения понятиям "локальный производитель" и "локальная продукция". Ряд производителей одного и того же лекарственного препарата под разными торговыми наименованиями вынуждены делить рынок, что приводит к сокращению потенциально возможных доходов. Установленное федеральным законодательством требование к государственным заказчикам об указании в конкурсной документации международных непатентованных наименований лекарственных средств дополнительно осложняет работу по продвижению фармацевтической продукции.
Таким образом, достижение целей создания кластера возможно при условии координированных и последовательных действий со стороны его участников. Такая координационная работа на начальном этапе может выполняться исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга с учетом положений законодательства о защите конкуренции.
Впоследствии необходимо выработать более действенные механизмы координации участников. Основным затруднением будет являться поиск гибких организационно-правовых форм, гарантирующих участникам одновременно независимость в принятии решений для сохранения конкурентных преимуществ и обязательства по согласованию перспектив развития (особенно при разработке технологий для целей замещения импортной продукции в системе государственного заказа).
Сложность такой интеграции обусловлена бесперспективностью прямых бюджетных инвестиций из-за высоких рисков в наукоемкие производственные процессы и невозможностью организации действенного контроля со стороны государства. Независимые инвесторы нуждаются в стимулировании и льготах для принятия решения о локализации производства в рамках кластера, но на последующих этапах зависимость участников кластера друг от друга будет ослабевать с одновременным ростом конкурентных позиций.
В целом для Санкт-Петербурга процесс интеграции различных сегментов кластера является безусловно положительным. Основными преимуществами интеграции являются:
увеличение числа заказов на разработку инновационных лекарственных средств и технологию производства генериков в научных учреждениях и экспертных группах и, как следствие, привлечение специалистов и научных сотрудников, обновление материально-технического оснащения учреждений;
увеличение числа заказов на проведение доклинических и клинических исследований;
замещение участниками производственного сегмента кластера в перспективе контрактного производства собственной фармацевтической продукцией (в случае инновационных компаний) или в результате приобретения лицензии на производство и трансфер технологий (в случае контрактных производств).
Существенное влияние на процесс формирования кластера и возможность интеграции его участников будет оказывать позиция органов государственной власти Санкт-Петербурга по следующим ключевым вопросам:
основной источник инвестирования в развитие отечественной фармацевтической промышленности (средства бюджета, частные инвестиции, в том числе иностранные, и их сочетание);
вклад Санкт-Петербурга в развитие кластера (инженерная подготовка территорий, организационно-управленческие решения);
гарантии и преимущества для перспективных участников кластера на начальном этапе (принятие инвестиционных решений, экономия на этапе строительства за счет инфраструктурной подготовки и ускорения процесса согласования проектной документации);
преимущества для участников кластера за счет интеграции (более быстрый процесс разработки и вывода на рынок фармацевтической продукции, преференции при размещении государственного заказа);
преимущества при экспорте фармацевтической продукции в случае кооперации с R&D подразделениями крупных иностранных компаний.
3. Прогнозная оценка перспектив и направлений развития кластера
Реализация Концепции невозможна без направленных государственных усилий по стимулированию фармацевтического производства, развитию технологической базы и создания инновационных лекарственных средств и генериков для целей замещения импортной продукции. Основными затруднениями являются сложности научного поиска и разработки технологических схем производства лекарственных средств, неэффективность прямых бюджетных инвестиций и отсутствие реального контроля со стороны государства, кроме размещения государственного заказа на ограниченный перечень наиболее востребованных лекарственных средств.
Потенциальные инвесторы испытывают аналогичные затруднения в части, касающейся высоких инвестиционных рисков, сложного наукоемкого процесса при отсутствии достаточного количества грамотных специалистов и управленцев, а также рисков сбыта наукоемкой специализированной продукции в случае отсутствия изменений в законодательстве о размещении государственного заказа.
Тем не менее, большой экономический потенциал отрасли при постоянно увеличивающихся расходах на систему здравоохранения не может не быть оценен со стороны участников рынка и потенциальных инвесторов. Многие из необходимых решений находятся в компетенции федеральных органов государственной власти, например, установление требований по обязательному соответствию стандартам GMP, создание органа государственной власти в сфере контроля качества фармацевтического производства. В случае,# если эти вопросы останутся нерешенными, инвестиции в современные технологические решения со стороны добросовестных участников рынка будут наталкиваться на недобросовестную конкуренцию со стороны компаний, не соответствующих современным стандартам и реализующих собственную продукцию с заведомо более низкой себестоимостью.
Для Санкт-Петербурга, прежде всего, важно наличие развитых современных фармацевтических компаний различного профиля. Налоговые поступления, улучшение качества обучения в высших профильных учебных заведениях, улучшение материально-технической базы учреждений без дополнительных финансовых и организационных затрат, престиж Санкт-Петербурга и привлечение специалистов отрасли, развитие международных научных контактов - вот далеко не полный перечень ожидаемых преимуществ развития кластера.
Немаловажным для привлечения специалистов и высококвалифицированных кадров является факт дополнительных культурных и социальных преимуществ Санкт-Петербурга (в отличие от удаленных локализованных объектов или некрупных городов, неспособных предложить приемлемый уровень жизни).
4. Потенциал развития кластера за счет прочей продукции (изделия медицинского назначения, средства лабораторной диагностики, медицинское оборудование)
С точки зрения размещения государственного заказа изделия медицинского назначения, расходные материалы, средства лабораторной диагностики и дезинфицирующие средства представляют собой достаточно крупный рынок. Потенциально емкость данного рынка равна фармацевтическому, особенно в последнее время по причине развития наукоемких медицинских технологий в части, касающейся специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.
За исключением традиционных расходных материалов и изделий медицинского назначения, в сегменте специализированных дорогостоящих изделий практически отсутствует конкуренция из-за недоступности товара и включения в его стоимость "заработной платы" за осуществление медицинских вмешательств (кардиохирургия, нейрохирургия, эндопротезирование и т.п.). В результате стоимость специализированных изделий для конечного получателя увеличена в несколько раз, наценка на реальную стоимость продукции может составлять 300-400 процентов.
Тем не менее, увеличение объема высокотехнологичной и специализированной помощи за счет средств бюджета, включение большего количества медицинских вмешательств в систему обязательного медицинского страхования и утверждение медико-экономических стандартов создают условия для изменения принципов реализации данной продукции.
Изменения на лекарственном рынке в части, касающейся контроля ценообразования, импортозамещения и стимулирования собственного производства, повлекут за собой более быстрые изменения и в прочих сегментах рынка продукции медицинской и фармацевтической направленности. Привлечение компаний, специализирующихся на разработке и производстве данного вида продукции, также относится к стратегическим задачам формирования кластера.
Разработка и создание инновационных и аналогичных существующим средств медицинского применения на территории Санкт-Петербурга является логичным продолжением развития кластера и дает дополнительные стимулы в оценке перспектив и значения кластера для Санкт-Петербурга.
5. Управление кластером в рамках достижения целей и решения основных задач Концепции
Управление кластером и кооперация участников кластера должны базироваться на обеспечении единых подхода и требований к качеству продукции, предоставлении преференций и информационном обеспечении участников кластера. Отбор участников кластера должен производиться на основе значимости номенклатуры и объемов производимой продукции, объема инвестиций в фармацевтические объекты и перспективы развития с учетом проведения научных исследований. Орган управления кластером должен нести ответственность за своевременное информирование участников о перспективных направлениях развития кластера, в том числе возможностях эффективного внедрения продукции в медицинскую практику, а также потенциале и материально-технических ресурсах научных и образовательных учреждений Санкт-Петербурга в целях реализации совместных проектов. Для соблюдения интересов участников и обеспечения гарантий участникам орган управления кластером должен обеспечить единый подход при формировании договорных отношений и реализации совместных проектов в сфере разработки, производства и реализации фармацевтической продукции.
Оценка эффективности реализации Концепции и изменения в структуре управления кластером должны производиться на основании системы целевых показателей как заявленных в Концепции, так и сформированных впоследствии с учетом промежуточных результатов развития кластера.
Одной из возможных форм управления кластером является создание координационного совета, в состав которого включаются представители участников кластера, профильных органов государственной власти, в том числе федеральных при выполнении мероприятий федеральных целевых программ, представители научных и образовательных учреждений, а также отдельные специалисты, имеющие непосредственное отношение к функционированию кластера. К обязательным функциям координационного совета должны быть отнесены функции по определению целевых показателей развития кластера, оценка промежуточных результатов в соответствии с целевыми показателями, принятие решений о соответствии фармацевтических организаций требованиям к участнику кластера. Также координационный совет может принимать решения по мерам поддержки участников кластера, по реализации инвестиционных и исследовательских проектов и пр. Помимо указанного координационного совета целесообразно рассматривать наличие постоянно действующего координационного органа, выполняющего непосредственные функции по администрированию мероприятий в рамках кластера.
Однако при реализации любой модели управления кластером необходимо учитывать соблюдение интересов непосредственных участников кластера, а также их независимость и конкуренцию.
6. Этапы развития кластера
Начальный этап (до 2015 года) развития кластера предполагает развитие перспективных территорий для размещения объектов фармацевтического производства и реализацию инвестиционных проектов создания производственных объектов и исследовательских центров на базе научных учреждений Санкт-Петербурга. Такие мероприятия позволят устранить существующее технологическое и производственное отставание фармацевтической промышленности, а также частично обеспечить замещение импортируемой продукции при размещении государственного заказа.
Для решения поставленной задачи необходимо организовать внедрение продукции кластера в медицинскую практику для обеспечения замещения импортируемой продукции, а также покрытия потребности в лекарственных средствах в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Параллельно с производством готовых лекарственных форм необходимо развитие производства синтетических и биотехнологических субстанций лекарственных средств.
Принципиальное значение имеет организация действенной взаимосвязи научных и медицинских центров с фармацевтическими предприятиями для обеспечения инновационного характера развития кластера, подготовка и привлечение высококвалифицированного персонала, а также отработка схем государственно-частного партнерства при реализации совместных проектов, в том числе в рамках федеральных целевых программ.
На втором этапе (до 2020 года) необходимо обеспечить увеличение количества малых и средних инновационных предприятий и дальнейшее развитие научных центров на базе крупнейших вузов Санкт-Петербурга. Такая система позволит осуществлять эффективный мониторинг тенденций развития мировой фармацевтической промышленности для обеспечения экспортного потенциала производимой продукции и более полной интеграции в международные исследовательские проекты.
Рост экспорта продукции кластера позволит привлечь дополнительные средства в развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, недоступных в настоящий момент локальным фармацевтическим компаниям из-за финансовых ограничений и затруднений при реализации собственной продукции на внутреннем рынке.