Судебная практика Военной коллегии
По уголовным делам
1. При наличии нескольких обстоятельств, ограничивающих размер максимально возможного наказания за преступление, суд обязан их все учесть.
Судом первой инстанции Б. был осужден по ст.ст. 30 ч. 3, и 161 ч. 2 п. "г" УК РФ к 5 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 3 года.
Поскольку приговор постановлен в особом порядке, президиум окружного военного суда в соответствии с ч. 7 ст. 316 УПК РФ снизил срок лишения свободы до 4 лет 6 месяцев.
Однако суды первой и надзорной инстанций не учли, что Б. осужден за покушение на преступление, а следовательно, согласно ч. 3 ст. 66 УК РФ, срок наказания не может превышать максимального срока наиболее строгого наказания, предусмотренного за оконченное преступление. Кроме того, он добровольно возместил потерпевшему имущественный и моральный вред, отягчающих обстоятельств нет, а поэтому в соответствии со ст. 62 УК РФ наказание не могло превышать 2/3 максимально возможного срока лишения свободы за покушение на преступление.
В связи с этим Военная коллегия Верховного Суда РФ снизила срок наказания до 2 лет 7 месяцев.
Определение N 1н-207/06
по делу Б.
2. При назначении осужденному, содержащемуся под стражей, основного наказания в виде штрафа суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания.
Окружным военным судом С. был осужден к штрафу в размере 250000 рублей.
Суд надзорной инстанции снизил размер штрафа до 150000 рублей, поскольку с 30 сентября 2005 года по 15 марта 2006 года С. содержался под стражей.
В соответствии с ч. 5 ст. 72 УК РФ при назначении осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, в качестве основного наказания в виде штрафа суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания. Судом первой инстанции эти положения уголовного закона не были выполнены.
Определение N 1н-0337/06
по делу С.
По гражданским делам
1. Один лишь факт регистрации военнослужащего в квартире, принадлежащей на праве собственности его родственникам, без учета иных обстоятельств, имеющих существенное значение, не может являться основанием для отказа в постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Л. обратился в гарнизонный военный суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц, связанных с увольнением с военной службы без обеспечения жильем, а также снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В удовлетворении заявленных требований судами первой, кассационной и надзорной инстанций было отказано.
Рассмотрев материалы дела и доводы надзорных жалоб, Военная коллегия отменила состоявшиеся по делу судебные постановления и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям. Факт постановки Л. на регистрационный учет по адресу квартиры родителей признан судом свидетельствующим об обеспеченности жильем.
Данное обстоятельство повлекло за собой вынесение решения об отказе в удовлетворении требования о признании его нуждающимся в получении жилого помещения в связи с увольнением с военной службы за счет Министерства обороны РФ.
Между тем, значимыми обстоятельствами, исследовать которые надлежало суду, являются правовая природа регистрационного учета и последствия для военнослужащего регистрации не по месту прохождения им военной службы при решении вопроса о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также п. 4 постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Проанализировав указанные нормы закона, Военная коллегия пришла к выводу о том, что институт регистрационного учета носит уведомительный характер, обладает регулятивными и охранительными функциями, позволяет гражданину как осуществлять беспрепятственно гражданские права и свободы во всех случаях, когда их осуществление невозможно без регистрационного учета (осуществление права на совершение гражданско-правовых сделок, права избираться и быть избранным, права на защиту чести и достоинства и т.д.), так и нести обязанности перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой в соответствии с указанными нормативными правовыми актами не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет десять лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья без предоставления им жилых помещений.
Из материалов гражданского дела следует, что майор запаса Л. за время военной службы, продолжительность которой составляла более 16 лет, жилым помещением от Министерства обороны РФ не обеспечивался.
Женат, имеет ребенка. С 24 декабря 1999 г. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В 2003 г. в связи с предстоящим увольнением с военной службы в запас в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе включен в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата. Решением жилищной комиссии Л. снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений и заявлено ходатайство об аннулировании документов на предоставление ему жилищного сертификата.
Основным мотивом указанных действий послужило то обстоятельство, что Л. был зарегистрирован 29 января 1999 г. по месту нахождения квартиры его родителей, а также то, что это жилое помещение соответствует нормам предоставления жилья, в том числе с учетом указанного военнослужащего.
Военная коллегия пришла к выводу о том, что законность действий должностных лиц в данном конкретном случае вызывает сомнение.
Из материалов гражданского дела следует, что главным условием решения вопроса о прохождении Л. военной службы в Санкт-Петербурге являлось наличие у последнего постоянной регистрации в этом городе.
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что постановка истца на регистрационный учет по месту нахождения родительской квартиры являлась вынужденной мерой.
Л. после назначения его на должность обращался к командиру с просьбой о постановке его на регистрационный учет по месту нахождения воинской части, однако в ходе личной беседы с указанным должностным лицом в удовлетворении таковой заявителю отказано.
Данный факт свидетельствует о существенном нарушении прав и законных интересов истца со стороны командира части, гарантированных п. 3 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Кроме этого, по делу установлено, что жилое помещение принадлежит на праве собственности родителям Л. и его брату в силу договора от 18 ноября 1993 года о передаче квартиры в собственность граждан. Л. к указанной квартире никакого отношения не имел как до приобретения ее в собственность родственниками, так и после, вплоть до постановки на регистрационный учет.
В соответствии со ст. 288 ГК РФ право собственности на жилое помещение заключается в осуществлении собственником права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением. Из протокола судебного заседания следует, что собственники квартиры дали согласие на постановку его на регистрационный учет с условием, что последний обязуется сняться с учета после получения жилого помещения от Министерства обороны РФ. Во исполнение этого устного соглашения Л. со своими родственниками заключил письменное соглашение аналогичное по содержанию, что не опровергнуто в суде.
Заключение соглашения означало, что собственники жилья дали согласие лишь на регистрацию Л. в их квартире, а не на постоянное вселение. Следовательно, указанное обстоятельство, не может означать обеспечение Л. жильем.
В данной связи представляется неуместной ссылка нижестоящих судебных инстанций на ст. 54 ЖК РСФСР, определяющей права членов семьи нанимателя жилого помещения, к которым заявитель в силу закона как имеющий свою семью перестал иметь отношение, а также в силу изменения правового статуса жилого помещения.
Таким образом, решение жилищной комиссии о снятии Л. с учета нуждающихся в получении жилых помещений лишь на том основании, что он зарегистрирован в квартире, принадлежащей на праве собственности его родственникам, является незаконным.
Поскольку значимые обстоятельства не в полной мере исследованы в суде первой инстанции, решение и все последующие судебные постановления были отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Определение N 6н-193/05
2. Окружному военному суду подсудны лишь те гражданские дела, которые реально связаны с государственной тайной.
Представитель военного вуза обратилась в Московский окружной военный суд с исковым заявлением о взыскании материального ущерба, причиненного ответчиком в связи с незаконным обучением.
Исковое заявление ввиду его неподсудности окружному военному суду возвращено.
Представитель истца в частной жалобе просил определение отменить и направить исковое заявление для рассмотрения в тот же суд, поскольку дело связано с государственной тайной.
Военная коллегия признала определение судьи законным и обоснованным. Утверждение представителя истца о том, что данное дело подсудно Московскому окружному военному суду, признано ошибочным. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" и ст.ст. 25 и 26 ГПК РФ окружной военный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной.
Согласно ст. 2 Закона "О государственной тайне" под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контртеррористической и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Указание в частной жалобе на то, что исковое заявление связано с государственной тайной, и ссылка на п. 26 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне утвержденного Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1203, являются надуманными, поскольку содержащиеся в выписке из приказа о признании незаконным обучения в этом институте гражданина Б. и исковом заявлении сведения не могут быть отнесены к составляющим государственную тайну Поэтому Московский окружной военный суд обоснованно возвратил исковое заявление в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ.
Определение N 1-050/06