по месту их расположения на предприятии:
внутриплощадочные;
межплощадочные.
Внутриплощадочные автомобильные дороги, расположенные на территории промышленных площадок заводов, фабрик, промыслов, в карьерах, торфяных и лесных разработок и т.п. и обеспечивающие технологические и пассажирские перевозки.
Межплощадочные автомобильные дороги, соединяющие отдельные обособленные производства промышленных предприятий (цехи заводов, месторождения открытых горных разработок с обогатительными и сортировочными фабриками) или промышленных районов, обеспечивающие наряду с технологическими перевозками, транспортирование хозяйственных грузов и пассажиров;
по назначению:
основные;
вспомогательные.
Основные автомобильные дороги - дороги, которые предназначены для перевозки технологических грузов с расчетным объемом, а также хозяйственных грузов и пассажиров.
Вспомогательные дороги предназначены для перевозки хозяйственных и вспомогательных грузов, для обеспечения подъезда к заправочным пунктам, складам, для проезда пожарных, ремонтных и аварийных машин, а также для проезда вдоль линий непрерывного промышленного транспорта, линий электроснабжения и коммуникаций. Для этой категории дорог не устанавливается расчетный объем перевозок;
по срокам использования:
постоянные;
временные.
К временным дорогам относятся дороги со сроком службы до трех лет, а также дороги сезонного действия;
по объему перевозок
в таблице 7.1 приведена классификация автомобильных дорог в зависимости от объема перевозок.
Таблица 7.1
Назначение дороги | Расчетный объем перевозок, млн т нетто / год | Категория дороги |
Основные автомобильные дороги заводов, фабрик и т.п. | Более 0,7 От 0,35 до 0,7 Менее 0,35 | I-в II-в III-в |
Основные автомобильные дороги лесного комплекса | От 0,35 до 0,7 От 0,14 до 0,35 Менее 0,14 | I-л II-л III-л |
Основные автомобильные дороги предприятий открытых горных разработок | Более 15,0 От 5,0 до 15,0 Менее 5,0 | I-к II-к III-к |
Вспомогательные автомобильные дороги и дороги с невыраженным грузооборотом | IV-в, IV-к, IV-л. | |
Примечание - За расчетные объемы перевозок по автомобильным дорогам принимаются наибольшие годовые из ожидаемых в строительный и эксплуатационный периоды. |
7.2.3 При проектировании дорог должны быть решены следующие вопросы: освещение, обустройство дороги техническими средствами организации дорожного движения, остановочные и посадочные площадки с павильонами для пассажирского транспорта (в случае необходимости), отвод воды в ливневую канализацию (в случае необходимости).
7.2.4 Временные дороги проектируются по нормам для дорог категории III-к независимо от объема перевозок. Временные дороги категории "л" проектируются по ведомственным нормам.
7.2.5 На автомобильных дорогах категорий "в", предназначенных для перевозки горячих грузов, исключается движение других видов транспорта.
7.2.6 Геометрические элементы автомобильных дорог принимаются в зависимости от категории дорог и расчетного автомобиля по таблице 7.9. Расчет конструкций дорожных одежд осуществляются в соответствии [6], [7], [8].
Примечание - На автомобильных дорогах, где осуществляется движение специализированных автотранспортных средств с осевыми нагрузками более 115 кН и габаритом по ширине более 2,5 м, в качестве расчетного принимается автомобиль с максимальной осевой нагрузкой и габаритом по ширине; в остальных случаях расчетная нагрузка принимается в соответствии с ГОСТ Р 52748.
7.3 Расчетные скорости движения
7.3.1 Расчетные значения скоростей движения автомобилей, определяющие предельные значения геометрических элементов участков дорог, следует принимать по таблице 7.2.
Таблица 7.2
Категория дороги | Расчетная скорость движения автомобиля по автодороге, км/ч | |
внутриплощадочной | межплощадочной | |
I-в, I-л | 50 | 70 |
II-в, II-л | 40 | 60 |
III-в, III-л | 30 | 50 |
I-к | 30 | 40 |
II-к | 25 | 35 |
III-к | 20 | 30 |
IV-в, IV-к, IV-л | 20 | 30 |
Примечание - В зависимости от местных топографических, инженерно-геологических, гидрогеологических, климатических и планировочных условий, а также при реконструкции предприятий табличные значения расчетных скоростей движения могут быть снижены до величины, обеспечивающей безопасность дорожного движения, но не менее 15 км/ч для внутриплощадочных дорог и 20 км/ч - для межплощадочных дорог. |
7.4 План и продольный профиль
7.4.1 Если по условиям рельефа местности или планировочных решений территории предприятия не представляется возможным применить параметры, приведенные в таблице 7.3, или их применение связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства, при проектировании допускается снижение нормативных параметров до значений, приведенных в таблице 7.4.
Таблица 7.3
Параметры плана и продольного профиля | Значения параметров для | ||
внутриплощадочных | межплощадочных | вспомогательных | |
Продольный уклон, | 30 | 30 | 40 |
Расстояние видимости, м: | |||
поверхности дороги | 75 | 150 | 75 |
встречного автомобиля | 150 | 300 | 150 |
Радиусы кривых в плане, м | 300 | 600 | 150 |
Радиусы кривых в продольном профиле, м: | |||
выпуклых | 2500 | 5000 | 1000 |
вогнутых | 1500 | 2000 | 800 |
Примечание - Расстояние видимости определяется из условия расположения глаз водителя автомобиля на высоте 2 м над поверхностью проезжей части при нахождении автомобиля на расстоянии 1,5 м от кромки проезжей части. |
Таблица 7.4
Параметры плана и продольного профиля | Значения параметров при расчетной скорости движения транспортных средств, км/ч | |||||||
70 | 60 | 50 | 40 | 30 | 25 | 20 | 15 | |
Наибольший продольный уклон, ‰ | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Расстояние видимости, м: | ||||||||
- поверхности дороги | 150 | 125 | 100 | 75 | 50 | 40 | 30 | 25 |
- встречного автомобиля | 300 | 250 | 200 | 150 | 100 | 80 | 60 | 50 |
Наименьшие радиусы кривых в плане, м | 200 | 150 | 100 | 60 | 50 | 40 | 30 | 20 |
Наименьшие радиусы кривых в продольном профиле: | ||||||||
- выпуклых при высоте глаз водителя над поверхностью дороги, м: | ||||||||
2,0 | 5600 | 3900 | 2500 | 1400 | 650 | 400 | 250 | 160 |
2,5 | 4500 | 3100 | 2000 | 1100 | 500 | 320 | 180 | 125 |
3,0 | 3750 | 2600 | 1700 | 900 | 420 | 270 | 150 | 100 |
4,0 | - | - | 1250 | 700 | 300 | 200 | 110 | 80 |
5,0 | - | - | 1000 | 600 | 250 | 160 | 90 | 60 |
6,0 | - | - | 850 | 500 | 200 | 130 | 75 | 50 |
7,0 | - | - | 700 | 400 | 180 | 120 | 65 | 45 |
- вогнутых при высоте фар над поверхностью дороги, м: | ||||||||
0,7 | 3400 | 2700 | 2100 | 1400 | 800 | 600 | 370 | 270 |
1,0 | 3100 | 2400 | 1800 | 1200 | 650 | 470 | 300 | 220 |
2,0 | 2400 | 1900 | 1300 | 850 | 430 | 300 | 180 | 130 |
3,0 | - | - | 1100 | 650 | 320 | 220 | 130 | 90 |
4,0 | - | - | 900 | 550 | 260 | 170 | 100 | 70 |
5,0 | - | - | 750 | 450 | 210 | 140 | 80 | 60 |
6,0 | - | - | 650 | 400 | 180 | 120 | 70 | 50 |
7,0 | - | - | 600 | 350 | 160 | 100 | 60 | 40 |
Примечания 1 Значения продольного уклона приведены для автомобилей с колесной формулой 4x2.2 На отдельных участках дорог, а также для автомобилей с другой колесной формулой допускается увеличение продольного уклона в соответствии с данными предприятия-изготовителя, типа и состояния покрытия, а также технического состояния автомобиля.3 Для автопоездов и при перевозке горячих грузов значение наибольшего продольного уклона определяется расчетом с учетом технических характеристик автотранспортных средств и требований к перевозке опасных грузов.4 Для дорог категорий I-к, II-к, III-к, располагаемых в нагорных карьерах и находящихся в сложных климатических условиях (частые туманы, гололед), а также для дорог, располагаемых в горной местности на высоте 1000 м и выше, наибольшие продольные уклоны следует рассчитывать с учетом вида трансмиссии и безопасной скорости движения и принимать не более 70‰.5 В стесненных условиях минимальный радиус кривой в плане принимают не менее двух значений конструктивного радиуса поворота для одиночных специализированных автомобилей и не менее трех значений для тягачей с полуприцепами. |
7.4.2 На участках горизонтальных кривых радиусом 50 м и менее наибольший продольный уклон следует уменьшить по сравнению с требованиями таблицы 7.4 на значение, приведенное в таблице 7.5.
Таблица 7.5
Радиус горизонтальной кривой, м | Уменьшение наибольшего продольного уклона, |
50 | 10 |
40 | 20 |
30 | 30 |
20 | 40 |
15 | 50 |
7.4.3 На участках дорог с затяжными продольными уклонами ( и более) через каждые 600 м следует устраивать площадки для остановки автомобилей с продольными уклонами до . Ширина площадки должна быть более ширины расчетного автомобиля, который эксплуатируется на данном участке дороги на 1 м. Длина площадки должна соответствовать длине расчетного автомобиля, который эксплуатируется на данном участке дороги с увеличением длины площадки по 10 м в каждую сторону. Для заезда на площадку и выезда с площадки необходимо предусматривать отгоны, длина которых должна быть не менее 5 размеров ширины площадки.
7.4.4 При проектировании автомобильных дорог в карьерах и лесных участках в случае затяжных продольных уклонов и выше необходимо предусматривать противоаварийные съезды с устройством в конце улавливающих тупиков, имеющих обратный уклон в пределах .
7.4.5 Продольные уклоны внутриплощадочных дорог и участков межплощадочных дорог, расположенных в зоне застройки, следует назначать в соответствии с проектом вертикальной планировки, прилегающей к дороге территории, из условия эффективного обеспечения отвода воды с поверхности дороги.
Продольные уклоны в лотках при условии устройства проезжей части с бортовым камнем должны быть не менее . В случае невозможности выполнить указанное требование, следует применять пилообразный профиль.
7.4.6 Смежные продольные уклоны сопрягаются вертикальными кривыми при алгебраической разности уклонов, :
10-19 - на внутриплощадочных и межплощадочных дорогах категорий I-в, I-к, I-л, II-в, II-к, II-л;
20-29 - на внутриплощадочных и межплощадочных дорогах категорий III-в, III-к, III-л;
30 и более - на вспомогательных дорогах и дорогах с невыраженным грузооборотом.
Смежные вертикальные кривые в виде кубических парабол допускается сопрягать без прямых вставок или проектировать продольный профиль в форме сплайн-функций.
7.4.7 Радиусы горизонтальных кривых в плане, приведенные в таблице 7.4, следует удваивать в случаях:
на участках дорог протяженностью 600 м и более в конце затяжных спусков с уклоном и выше - для объектов, расположенных в IV и V дорожно-климатических зонах и высокогорных районов;
на участках дорог в конце затяжных спусков протяженностью 1000 м и более с уклоном и выше для объектов, расположенных в I, II и III дорожно-климатических зонах.
7.4.8 При радиусах горизонтальных кривых 300 м и менее следует устраивать переходные кривые, длину которых следует принимать по таблице 7.6. Для стесненных условий проектирования при невозможности устройства переходных кривых необходимо вводить ограничение скоростного режима для обеспечения безопасности дорожного движения.
Таблица 7.6