Расчетная скорость движения, км/ч | Длина переходной кривой при радиусе круговой кривой в плане, м | |||||||||||||
20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 50 | 60 | 80 | 100 | 125 | 150 | 200 | 300 | ||
15 | 10 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
20 | 15 | 15 | 10 | 10 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
25 | - | 25 | 20 | 20 | 15 | 15 | 10 | - | - | - | - | - | - | |
30 | - | - | 40 | 35 | 30 | 25 | 20 | 15 | 10 | - | - | - | - | |
35 | - | - | - | - | 45 | 35 | 30 | 25 | 20 | 15 | 10 | - | - | |
40 | - | - | - | - | - | - | 45 | 35 | 25 | 20 | 20 | 15 | 10 | |
50 | - | - | - | - | - | - | - | - | 55 | 45 | 35 | 30 | 20 | |
60 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 75 | 60 | 45 | 30 | |
70 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 75 | 50 | |
Примечание - В стесненных условиях допускается не устраивать переходные кривые. |
7.4.9 Для разворота автомобилей в конце тупиковых дорог и для маневрирования в пунктах разгрузки и погрузки следует предусматривать петлевые объезды или площадки, размеры которых определяют расчетом в зависимости от габаритов транспортных средств и перевозимых грузов, но во всех случаях принимают:
для одиночных автотранспортных средств общего назначения - не менее 12 х 12 м прямоугольного очертания или радиусом не менее 12 м для петлевых объездов;
для специализированных автотранспортных средств, включая автомобили особо большой грузоподъемности, диаметр разворотных площадок должен быть не менее 2,5 (для тягача с полуприцепом - не менее 3,5) конструктивных радиусов разворота по переднему наружному колесу.
7.4.10 В случае перевозки длинномерных грузов на участках дорог с горизонтальными кривыми, с внешней стороны которых расположены здания, сооружения и зеленые насаждения, значения расстояний до кромки проезжей части, предусмотренные СП 18.13330, следует увеличивать на величину, приведенную в таблице 7.7, но не менее расстояний, приведенных в ГОСТ Р 52748.
Таблица 7.7
Радиус кривой в плане, м | Увеличение расстояний, м, при длине хлыста дерева или других длинномерных грузов, м | ||
До 20 | Св. 20 до 25 | Св. 25 до 30 | |
30 | 3,2 | 4,7 | 6,5 |
40 | 2,5 | 3,7 | 5,2 |
60 | 1,8 | 2,6 | 3,7 |
80 | 1,4 | 2,0 | 2,8 |
100 | 1,1 | 1,7 | 2,3 |
150 | 0,8 | 1,2 | 1,6 |
200 | 0,6 | 0,9 | 1,3 |
300 | 0,4 | 0,7 | 0,8 |
400 | 0,3 | 0,5 | 0,6 |
600 | - | 0,3 | 0,4 |
800 | - | - | 0,3 |
Примечание - При применении автомобилей, оборудованных уширенными (свыше 2,75 м) кониками, к указанным в таблице значениям увеличения расстояний следует добавлять 0,3 м при габарите коника до 3,3 м и 0,5 м при габарите свыше 3,3 м. |
7.4.11 Нормы проектирования серпантин следует принимать по таблице 7.8.
Расстояние между концом кривой одной серпантины и началом кривой другой серпантины должно быть не менее 300 м для автомобильных дорог I-к, II-к, I-в, I-л категорий; 200 м - для дорог III-к, II-в, II-л категорий и 100 м для дорог IV-к, III-в, IV-в, III-л, IV-л категорий.
Таблица 7.8
Параметр элемента серпантины | Значение параметра при скорости движения, км/ч | ||
30 | 20 | 15 | |
Наименьший радиус кривой в плане, м | 50 | 30 | 20 |
Поперечный уклон проезжей части на вираже, | 40 | 40 | 40 |
Длина переходной кривой, м | 25 | 10 | 10 |
Наибольший продольный уклон, | 30 | 35 | 40 |
Уширение проезжей части, м | Минимальную величину уширения принимают по приложению Е. |
7.4.12 В местах разгрузки автомобилей на отвалах устраивается насыпной вал вне призмы возможного обрушения яруса отвала. На приемном бункере устанавливается предохранительный брус (стенка) высотой не менее радиуса колеса расчетного автомобиля. Брус должен выдерживать фронтальный наезд автомобиля задним ходом со скоростью не более 5 км/ч.
7.4.13 Элементы плана и продольного профиля дорог, расположенных в районах вечной мерзлоты, следует назначать согласно [9] и [10].
7.5 Поперечный профиль
7.5.1 Поперечный профиль автомобильных дорог следует предусматривать с обочинами (без бортового камня) и с открытым водоотводом во всех случаях, когда это возможно по архитектурно-планировочным условиям, санитарным требованиям и условиям водоотвода.
Поперечный профиль автомобильных дорог, располагаемых на застроенной территории, кроме дорог предприятий открытых горных разработок, проектируют, как правило, с бортовым камнем, с устройством тротуаров, газонов и с отводом поверхностных вод в закрытую систему дождевой канализации в соответствии с СП 18.13330.
Ширина обочин внутриплощадочных и межплощадочных дорог при расположении на них ограждающих устройств устанавливается на основании нормативных материалов или на основе индивидуального решения с учетом основных параметров ограждения, физико-механических свойств пород и климатических условий района и не должна быть менее величин, приведенных в [11*].
При этом минимальное расстояние от кромки проезжей части должно быть:
- до внутреннего края грунтового вала - 0,5 м;
- до металлических и бетонных ограждений - 1,5 м.
Минимальное расстояние от бровки земляного полотна должно быть:
- до наружного края грунтового вала - 1,0 м;
- до грани металлических и бетонных ограждений для стандартных автомобилей - 0,5 м; для автомобилей особо большой грузоподъемности - 1,0 м.
7.5.2 Основные параметры поперечного профиля автомобильных дорог следует принимать по таблице 7.9.
Таблица 7.9
Категория автомо- бильных дорог | Число полос дви- жения | Ширина проезжей части внутриплощадочных дорог при габарите автомобиля, м | Ширина проезжей части на межплощадочных дорогах при габарите автомобиля, м | Ширина обочин внутриплощадочных дорог при габарите автомобиля, м | Ширина обочин межплощадочных дорог при габарите автомобиля, м | ||||||||
до 2,5 | от 3,0 до 5,0 | от 3,0 до 10 | до 2,5 | от 3,0 до 5,0 | от 3,0 до 10 | до 2,5 | от 3,0 до 5,0 | от 3,0 до 10 | до 2,5 | от 3,0 до 5,0 | от 3,0 до 10 | ||
I-в | 2 | 7,5 | 9,0- 15,0 | - | 7,5 | 11,0- 18,0 | - | 1,5 | 1,5 | - | 2,0 | 2,0 | - |
II-в | 2 | 7,0 | 8,5- 14,0 | - | 7,0 | 10,5- 17,0 | - | 1,5 | 1,5 | - | 1,5 | 1,5 | - |
III-в | 2 | 6,0 | 8,0- 13,0 | - | 6,5 | 10,0- 16,5 | - | 1,5 | 1,5 | - | 1,5 | 1,5 | - |
IV-в | 1 | 4,5 | 4,5- 7,5 | - | 4,5 | 4,5- 7,5 | - | 1,0 | 1,5 | - | 1,5 | 1,5 | - |
I-л | 2 | 7,5 | 9,0- 15,0 | - | 7,5 | 11,0- 18,0 | - | 1,5 | 1,5 | - | 2,0 | 2,0 | - |
II-л | 2 | 7,0 | 8,0- 14,0 | - | 7,0 | 10,5- 17,0 | - | 1,5 | 1,5 | - | 2,0 | 2,0 | - |
III-л | 1 | 4,5 | 4,5- 7,5 | - | 4,5 | 4,5- 7,5 | - | 1,0 | 1,5 | - | 1,5 | 1,5 | - |
IV-л | 1 | 4,5 | 4,5- 7,5 | - | 4,5 | 4,5- 7,5 | - | 1,0 | 1,5 | - | 1,5 | 1,5 | - |
I-к | 2 | - | - | 10,0- 33,0 | 8,0 | - | 12,0- 40,0 | - | - | 1,5- 3,0 | - | - | 2,0- 4,0 |
II-к | 2 | 8,0 | - | 9,5- 32,0 | 9,5 | - | 11,5- 38,0 | 1,5 | - | 1,5- 3,0 | 2,0 | - | 2,0- 4,0 |
III-к | 2 | 7,5 | - | 9,0- 30,0 | 9,0 | - | 11,0- 36,0 | 1,5 | - | 1,5- 2,5 | 2,0 | - | 2,0- 3,0 |
IV-к | 1 | 4,5 | - | 4,5- 15,0 | 4,5 | - | 4,5- 15,0 | 1,0 | - | 1,5- 2,5 | 1,5 | - | 1,5- 2,5 |
Примечания1 Ширина проезжей части приведена в габаритах расчетного автомобиля.2 Для промежуточных значений габаритов автомобилей по ширине минимальные значения параметров поперечного профиля определяются интерполяцией с округлением в большую сторону до 0,5 м.3 Ширину проезжей части однополосных дорог категорий I-к, II-к, III-к, IV-к, I-в, II-в, III-в, IV-б, I-л, II-л, III-л, IV-л (внутриплощадочные и межплощадочные) необходимо принимать в размере двух габаритов расчетного автомобиля при условии кольцевого движения и отсутствия встречного движения и обгонов.В стесненных условиях для дорог категорий II-к, III-к, IV-к, II-в, III-в, IV-в, II-л, III-л, IV-л ширину проезжей части однополосных дорог допускается принимать в размере 1,5 габарита расчетного автомобиля при условии обеспечения безопасности дорожного движения (установка дорожных знаков, ограждения, освещения и т.п.). Ширину обочин принимают в соответствии с настоящей таблицей.4 При расположении карьера в дорожно-климатической зоне I и для нагорных карьеров ширина проезжей части внутриплощадочных дорог категорий I-к, II-к, III-к должна быть не менее 3,5; 3,4 и 3,2 габарита расчетного автомобиля по ширине соответственно и должна быть обеспечена безопасность дорожного движения (установка дорожных знаков, ограждения с установкой катафотных отражателей, освещения и т.п.).5 Под габаритом подразумевается расстояние между крайними боковыми точками автотранспортного средства с учетом всех жестко закрепленных деталей, не относящихся к дополнительному оборудованию (зеркала заднего вида, габаритные указатели и т.п.). |
Поперечный профиль автомобильных дорог предприятий открытых горных разработок, располагаемых на транспортных бермах, предусматривается с ограждением с низовой стороны и водоотводным сооружением с верховой стороны.
Ширина транспортной бермы автомобильных дорог категории "к" определяется поперечными размерами закюветной полки для сбора осыпей с вышележащего откоса, водоотводного сооружения, проезжей части, обочин, ограждения и полосы безопасности (призмы обрушения), отделяющей бровку земляного полотна от ограждения.
Ширина закюветной полки и полосы безопасности определяется расчетом с учетом физико-механических свойств горной породы, слагающей вышележащий и нижележащий откосы, и климатическими условиями района и должна быть не менее 1 м.
7.5.3 При наличии в составе движения автопоездов, являющихся расчетными, ширину каждой полосы проезжей части необходимо увеличивать на 0,5 м для транспортных средств шириной до 2,5 м и на 1,0 м - шириной более 2,5 м.
7.5.4 Для дорог с бортовым камнем между проезжей частью и бортовым камнем необходимо предусматривать предохранительную полосу шириной 0,5 м для внутриплощадочных дорог и 0,75 м - для межплощадочных дорог.
При реконструкции участков дорог или строительства новых участков дорог в условиях застройки при соответствующем обосновании допускается не устраивать предохранительную полосу для дорог III-в категории и проектирование допускается осуществлять по нормам IV-в категории.
7.5.5 Для внутриплощадочных дорог категории "в", которые расположены на застроенной территории, расчетные значения элементов поперечного профиля за пределами проезжей части (тротуары, дорожки, инженерные сети, санитарно-защитные зоны и др.) определяются СП 18.13330.
7.5.6 При необходимости устройства разделительных полос между разными направлениями движения (проезжая часть в разных уровнях, полосы озеленения, прокладка коммуникаций и др.) ширина разделительной полосы должна быть не менее 5 м. В местах плотной застройки, на путепроводах и других сложных участках допускается уменьшать ширину разделительной полосы до 2 м на длине перехода не менее 50 м.
7.5.7 Для обеспечения эпизодического разъезда автомобилей на однополосных автомобильных дорогах категории "к", "в" и "л" должны предусматриваться остановочные площадки. Ширина площадки должна быть больше ширины наибольшего автомобиля, который эксплуатируется на данном участке дороги на 1 м. Длина площадки должна соответствовать длине наибольшего автомобиля, который эксплуатируется на данном участке дороги, с увеличением длины площадки по 10 м в каждую сторону. Для заезда на площадку и выезда с площадки необходимо предусматривать отгоны, длина которых должна быть не менее 5-кратной ширины площадки. Расстояние между площадками принимается равным расстоянию видимости встречного транспорта, но не более 500 м.
7.5.8 Проезжую часть, как правило, следует принимать с двухскатным поперечным профилем на всех участках дорог, где не требуется устройство виража.
Поперечные уклоны проезжей части в зависимости от типа дорожной одежды назначают по таблице 7.10.
Таблица 7.10
Тип дорожной одежды | Поперечный уклон проезжей части, |
Капитальный | 15-20 |
Облегченный | 25-30 |
Переходный | 30-35 |
Низший | 35-40 |
Примечание - Меньшие значения поперечных уклонов следует принимать для дорог, расположенных в I и V, а большие - для дорог, расположенных во II-IV дорожно-климатических зонах по приложению В. |
7.5.9 Поперечные уклоны обочин при двухскатном поперечном профиле следует принимать на больше поперечных уклонов проезжей части.
Рекомендуется принимать следующие значения поперечных уклонов обочин, :
30-40 - при укреплении вяжущими материалами;
40-50 - при укреплении гравием, щебнем или шлаком;
50-60 - при укреплении дерном или засевом трав.
Для районов с продолжительностью снегового покрова менее 30 дней в году и отсутствием гололеда на обочинах, укрепленных одерновкой, допускается принимать поперечный уклон в размере . При устройстве земляного полотна из крупнозернистых или среднезернистых песков, а также из тяжелых суглинков и глин, поперечный уклон обочин, укрепляемых засевом трав, допускается принимать равным .
7.5.10 Для однополосных дорог, кроме внутриплощадочных, рекомендуется серповидный поперечный профиль с одинаковым уклоном проезжей части и обочин, равным, :
50-60 - для гравийных, щебеночных и других материалов покрытия;
30-40 - для материалов покрытия, укрепленных вяжущими.
Для участков дорог в горной местности и на транспортных бермах карьеров при косогорах круче 1:2, поперечный профиль проезжей части и обочин допускается проектировать одинаковым односкатным с уклоном в сторону вышележащего уступа.
7.5.11 Поперечные уклоны поверхности земляного полотна при бескорытном профиле принимаются 20-40% в зависимости от дренирующих свойств подстилающего слоя.