- создание складов для хранения противогололедных материалов;
- бурение, обустройство и обслуживание скважин для добычи природных рассолов.
11.4.2 С целью предупреждения образования снежно-ледяных отложений распределение противогололедных химических материалов производится или превентивно (основываясь на метеопрогнозе) или непосредственно с момента начала снегопада (для предупреждения образования снежного наката).
Распределение противогололедных химических материалов во время снегопада позволяет сохранить выпадающий снег в рыхлом состоянии. После прекращения снегопада образовавшуюся на дороге снежную массу удаляют последовательными проходами плужно-щеточных снегоочистителей.
11.4.3 Не рекомендуется использование химических материалов для борьбы с зимней скользкостью при температурах ниже температуры замерзания растворов солей, образующихся при плавлении льда или снега.
11.4.4 При фрикционном способе борьбы с зимней скользкостью на дорогах, уровень содержания которых допускает образование снежного наката, или в случае, когда температура воздуха ниже предельно допустимой температуры, и по техническим условиям нельзя использовать имеющиеся в наличии чистые химические материалы, применяют пескосоляную смесь. Ее готовят на пескобазах путем смешения песка с кристаллической солью (чаще всего NaCl) в отношении от 90:10 до 80:20 (по массе, соответственно, песка и чистой соли).
Распределение пескосоляной смеси производится в количестве 350 г/м2 и 175 г/м2 при соотношении компонентов песка и соли, соответственно, 90:10 и 80:20.
11.4.5 На гравийных, щебеночных и грунтовых дорогах в качестве фрикционных материалов применяют песок, каменные высевки, щебень и шлак. Используемые материалы должны быть без примесей в виде глины или золы, а размер части фрикционного материала быть менее 5 мм.
11.4.6 С целью снижения коррозионного воздействия на транспортные средства, а также элементы искусственных сооружений, предпочтительнее использовать химические вещества, не вызывающие коррозию, или ингибированные материалы.
11.4.7 Для борьбы с зимней скользкостью на цементобетонных покрытиях допускается применять хлориды, но не ранее чем через год после завершения строительства, если эти покрытия построены из смеси с воздухововлекающими добавками, и спустя три года, если без них.
11.4.8 Борьбу с зимней скользкостью необходимо проводить, в первую очередь, на потенциально опасных участках: на подъемах и спусках с большими уклонами, в пределах населенных пунктов, на горизонтальных кривых малого радиуса, на участках с недостаточной видимостью в плане или профиле, на пересечениях в одном уровне, на мостах, путепроводах, эстакадах и подходах к ним, в местах остановки общественного транспорта.
11.4.9 Для предупреждения участников движения о скользком покрытии устанавливают временные знаки "Скользкая дорога".
11.4.10 Кроме распространенной соли NaCl, могут найти применение и местные противогололедные материалы (природные рассолы и другие материалы).
12. Охрана природной среды
12.1. Общие положения
12.1.1 В процессе выполнения капитального ремонта (а также ремонта) автомобильных дорог и искусственных сооружений необходимо соблюдать требования специальных природоохранных мероприятий в соответствии с положениями [6].
12.1.2 Основной задачей охраны природной среды при ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них является максимально возможное снижение наносимого природной среде ущерба за счет применения при производстве работ экологически безопасных материалов и технологий, а также выполнения специальных природоохранных мероприятий.
12.1.3 При ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них необходимо:
- обеспечить сохранение или улучшение существующего состояния почв в соответствии с ГОСТ 17.4.1.02, растительности и животного мира;
- обеспечить непосредственно после окончания ремонтных работ рекультивацию земель, временно используемых при строительстве внутрихозяйственных дорог;
- обеспечить повышение устойчивости земляного полотна на оползневых участках;
осуществить защиту поверхностных и грунтовых вод от загрязнения дорожной пылью, горюче-смазочными материалами, обеспыливающими, противогололедными и другими химическими веществами в соответствии с ГОСТ 12.1.007;
- организовать выполнение мероприятий по предупреждению загрязнения атмосферного воздуха выбросами пыли и газов, а также защиту от шума и вибрации.
12.2. Охрана природной среды при проведении ремонтных работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях
12.2.1 При составлении проектно-сметной документации и выполнении ремонтных работ рассматриваются мероприятия по минимальному изъятию земельных площадей и использованию природных ресурсов, сбережению сельскохозяйственных угодий (пашен), сохранению плодородного слоя почв и снижению экологической нагрузки при проведении работ по содержанию дорог в соответствии с [7] и [8]. Они также направлены на учет необходимости предотвращения загрязнения поверхности земли, водоемов и атмосферы, предупреждения возможности возникновения отрицательных гео- и гидрологических явлений, предотвращения эстетического ущерба и непосредственного уничтожения или ухудшения условий существования животных, птиц и растительности.
12.2.2 При проведении указанных работ используются земли несельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственные угодья худшего качества. Из земель Рослесхоза используют, прежде всего, массивы, занятые кустарником и мелколесьем неценных пород (ГОСТ 17.5.3.02). При необходимости изъятия земель сельскохозяйственного назначения и земель Рослесхоза, покрытых лесом, принятые решения обосновываются технико-экономическими расчетами и сравнением возможных вариантов.
12.2.3 Нельзя приступать к производству работ на земельном участке до установления местными землеустроительными органами границ участка и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей.
12.2.4 Рекультивация нарушенных земель проводится, как правило, в два этапа: технический и биологический.
Технический этап предусматривает подготовку поверхности для производства основных работ:
- отвод поверхностных вод и осушение участков, расчистка поверхности от посторонних предметов;
- снятие растительного (почвенного) слоя в соответствии с ГОСТ 17.4.3.02, ГОСТ 17.5.3.06 и ГОСТ 17.4.2.02, транспортирование и укладка его в штабеля для хранения;
- разработка подстилающих пород и пород, пригодных для целей рекультивации (при разработке месторождений), транспортирование и укладка их в штабеля;
- планировка отработанных площадей и формирование откосов;
- распределение ранее снятого растительного грунта на спланированную поверхность.
12.2.5 Биологическая рекультивация сельскохозяйственных земель и лесных угодий предполагает восстановление плодородия нарушенных земель, создание растительного покрова, восстановление фауны. При биологической рекультивации территории для сельскохозяйственных целей производят внесение органических и минеральных удобрений, культивирование, орошение, посев многолетних трав и другие мероприятия.
Лесохозяйственное направление биологической рекультивации осуществляется с целью создания лесных насаждений, имеющих противоэрозионное или воздухоохранное назначение.
12.2.6 С целью сохранения и предупреждения загрязнения почв, водоемов и грунтовых вод осуществляется:
- организация системы поверхностного водоотвода, обеспечивающей сбор стока с покрытия и направление его на локальные очистные сооружения;
- устройство локальных очистных сооружений для очистки поверхностного стока перед сбросом его в водоем;
- устройство специальных площадок (снегосвалок) для временного складирования снега и льда, вывезенного с проезжей части дорог и мостов;
- рациональное расположение строительной площадки.
12.2.7 При прохождении дороги вблизи населенных пунктов, зон отдыха, больничных комплексов необходимо устраивать шумо- и пылезащитные экраны, барьеры и другие сооружения.
Шумозащитные сооружения на внутрихозяйственных дорогах применяют, когда допустимый уровень звука на территории превышает нормативные значения СП 51.13330.
12.2.8 Для снижения уровней звука на защищаемых от шума объектах применяют экраны и шумозащитные зеленые насаждения, которые располагают вдоль дороги.
12.2.9 Расчет конструкции искусственных экранов (снижение уровня звука, длина экрана, эффективная высота и другие параметры) выполняют в соответствии с СП 51.13330.
12.2.10 При применении защиты от шума зеленых насаждений снижение уровня звука в дБА полосами зеленых насаждений принимают по таблице 9.
Посадка полос зеленых насаждений выполняется с обеспечением плотного примыкания крон деревьев между собой и заполнением пространства под кронами до поверхности земли кустарниками.
Таблица 9 - Зависимость уровня звука от ширины лесонасаждений
Полоса зеленых насаждений | Ширина полосы, м | Снижение уровня звука, дБ |
Однорядная при шахматной посадке деревьев внутриполосы | 10 - 15 | 4- 5 |
16 - 20 | 5- 8 | |
Двухрядная при расстояниях между рядами 3 м; рядыаналогичны однорядной посадке | 26 - 30 | 10- 12 |
Примечание - Высоту деревьев следует принимать не менее 5 - 8 м. Для снижения загазованности территорий населенных пунктов, прилегающих к существующим автомобильным дорогам, проводят мероприятия по обеспечению проветриваемости дорог, равномерности движения автомобилей, устройству различных защитных экранов. |
12.2.11 Для защиты окружающей местности, поверхностных и грунтовых вод от загрязнения пылью, бытовыми отходами, горюче-смазочными и другими материалами предусматривается: