Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Угра" (утв. МПР РФ 10 февраля 2001 г.) стр. 3

- проверять у лиц, находящихся на территории национального парка, разрешения на право пребывания на данной территории;
- проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на территории национального парка и его охранной зоны;
- задерживать на территории национального парка и его охранной зоны лиц, нарушающих законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
- составлять протоколы о выявленных правонарушениях;
- направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима национального парка, к административной ответственности;
- изымать у нарушителей продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
- производить на территории национального парка и его охранной зоны досмотр транспортных средств, личных вещей;
- беспрепятственно, по предъявлению удостоверения, посещать любые объекты, находящиеся на территории национального парка и его охранной зоны, для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
- приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны национального парка и его охранной зоны.
20. Главному государственному инспектору и его заместителям по охране территории национального парка предоставляется также право:
- запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму национального парка и его охранной зоны;
- налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
- предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу национального парка средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам территории национального парка и его охранной зоны;
- в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.
21. Государственные инспектора по охране территории национального парка пользуются также всеми правами и льготами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
22. Государственные инспектора по охране территории национального парка при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.
Государственным инспекторам по охране территории национального парка при осуществлении возложенных на них задач разрешено ношение служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей. Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.
23. Государственные инспектора по охране территории национального парка обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты. Им выдаются бесплатное форменное обмундирование со знаками различия и нагрудный знак установленного образца.
24. Государственные инспектора по охране территории национального парка подлежат обязательному государственном страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
25. К охране территории национального парка могут привлекаться общественные инспекции.
В вопросах обеспечения охраны территории дирекция национального парка и ее службы взаимодействуют с государственными органами охраны памятников истории и культуры, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и с органами внутренних дел.

VI. Ответственность за нарушение режима национального парка

26. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования природной среды и природных ресурсов на территории национального парка "Угра" или его охранной зоны влечет за собой наложение в административном порядке штрафа: на граждан в размере от одного до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования или без таковой.
27. В соответствующих случаях законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима национального парка.
28. Вред, причиненный природным объектам и комплексам на территории национального парка, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление.

VII. Научно-исследовательская и просветительская деятельность в национальном парке

29. Научно-исследовательская деятельность в национальном парке "Угра" направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных комплексов и объектов историко-культурного наследия в условиях рекреационного и хозяйственного использования территории, оценку и прогноз экологической обстановки в регионе.
30. Научно-исследовательская деятельность в национальном парке проводится:
- штатными сотрудниками научного отдела национального парка по планам научно-исследовательских работ, утвержденным Научно-техническим советом национального парка;
- научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля (российскими и зарубежными), отдельными специалистами (в том числе иностранными) на договорных началах по общим с национальным парком программам, согласованным с Минприроды России.
Организации и отдельные специалисты, планирующие самостоятельные научные исследования на территории национального парка, обязаны согласовывать свои программы с дирекцией парка и представлять отчеты о проделанной работе. Отчеты хранятся в научной библиотеке национального парка на правах рукописей.
31. Специалисты научного отдела национального парка могут привлекаться к участию в государственной экологической экспертизе проектов строительства, реконструкции и расширения хозяйственных объектов, планируемых к реализации на территории Калужской области.
32. В национальном парке вопросы научной, природоохранной, рекреационной и просветительской деятельности рассматриваются Научно-техническим советом из числа специалистов в области охраны и рационального использования природных и историко-культурных ресурсов, как сотрудников национального парка, так и представителей других государственных и общественных организаций и учреждений. Научно-технический совет является консультативным и совещательным органом при директоре национального парка.
Состав Научно-технического совета и положение о нем утверждается Минприроды России.
33. Планы лесохозяйственных, биотехнических, регуляционных, реставрационных и просветительских работ на территории национального парка рассматриваются на заседаниях Научно-технического совета.

VIII. Эколого-просветительская деятельность

34. Эколого-просветительская деятельность в национальном парке направлена на обеспечение посетителей парка познавательной информацией и научно-популярными знаниями о природных экосистемах и объектах природного и историко-культурного наследия на его территории.
35. Просветительская деятельность национального парка включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию визит-центров, музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, детских и юношеских экологических центров, лагерей, прохождение учебной и производственной практики студентов высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национального парка в средствах массовой информации и иные формы и методы экологического и историко-культурного воспитания и образования.

IX. Хозяйственная деятельность и организация обслуживания посетителей национального парка

36. Национальный парк осуществляет хозяйственную деятельность, не противоречащую законодательству Российской Федерации, его задачам и установленному режиму.
37. Организация обслуживания посетителей и деятельность по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка включает строительство и эксплуатацию гостиниц, мотелей, кемпингов, турбаз, туристских приютов, баз отдыха, предприятий общественного питания, пунктов проката, связи и других объектов туристского сервиса, оборудование и эксплуатацию туристских и экскурсионных маршрутов, сопровождение туристов, создание условий для отдыха граждан, их культурного, информационного и бытового обслуживания и производится заинтересованными юридическими лицами (в том числе, совместными и иностранными) независимо от их организационно-правовой формы, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
38. Развитие регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка проводится в соответствии с утвержденными проектными материалами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха. Лицензии предоставляются дирекцией национального парка заинтересованным юридическим лицам и гражданам, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национального парка и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия.
39. При наличии соответствующих лицензий ее владельцам могут быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на условиях, определенных соответствующими договорами, заключенными с дирекцией национального парка. Указанные договоры подлежат регистрации в Минприроды России.
Владелец лицензии представляет на утверждение дирекции национального парка проектную документацию на все виды работ, осуществляемых им в соответствии с лицензией и договором об аренде.
40. В национальном парке требуют обязательного лицензирования следующие виды деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха:
- обустройство и обслуживание (использование) туристских маршрутов, объектов рекреационного, научного и экотуризма, видовых площадок, экологических троп, игровых городков и аттракционов, спортивных площадок, баз отдыха, минеральных вод и лечебных грязей, лодочных станций, пляжей, пунктов питания, кемпингов, приютов, стоянок автотранспорта;
- перевозка людей на различных транспортных (включая летательные аппараты и гужевой транспорт) средствах, кроме перевозок относящихся к транспорту общего пользования;
- изготовление сувениров, художественных изделий, фотопродукции, связанной с национальным парком, реализуемых на его территории;
- прокат спортивного инвентаря и средств передвижения, осуществляемые как самостоятельный вид деятельности;
- оборудование мест рыбной ловли, охоты и их организация, включая охотничий туризм и спортивное рыболовство;