Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009"Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию"(утв. и введен в действие приказом Федерального аге стр. 13

2. Компенсации предоставляют на основании законодательства.
3. Предоставление компенсаций не отменяет проведение мероприятий, направленных на улучшение условий труда.
9.5 Многоступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте
9.5.1 Текущий административно-общественный контроль состояния условий труда на рабочих местах осуществляют с помощью многоступенчатого механизма контроля. Данный вид контроля применяют в крупных организациях с многоуровневой структурой.
9.5.2 Для большинства организаций применим следующий трехступенчатый контроль:
- I ступень. Мастер и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профессионального союза обходят все рабочие места ежедневно. Обнаруженные неполадки устраняют немедленно. Наиболее квалифицированным работникам I ступень контроля условий труда на своем рабочем месте допускается выполнять самостоятельно путем самоконтроля с устранением всех обнаруженных отклонений до начала работы;
- II ступень. Начальник цеха (большого участка) и уполномоченный по охране труда с инженером по охране труда совершают обход один раз в неделю. Результаты проверки заносят в журнал с назначением исполнителей и установлением срока устранения несоответствия;
- Ill ступень. Комиссия организации изучает состояние охраны труда в подразделении один раз в месяц. По итогам проверки оформляют акт о нарушениях и издают приказ об их устранении.
9.5.3 Организации с незначительной численностью работников применяют двухступенчатый контроль:
- I ступень. Ежедневный осмотр руководителем всех рабочих мест. Наиболее квалифицированным работникам I ступень контроля условий труда на своем рабочем месте допускается выполнять самостоятельно путем самоконтроля с устранением всех обнаруженных отклонений до начала работы;
- II ступень. Ежемесячное углубленное обследование комитетом (комиссией) по охране труда с участием ведущих специалистов малого предприятия, уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. По результатам проверки комиссии в специальный журнал заносят отмеченные недостатки, предложения по их устранению, сроки выполнения и исполнителя. Исполнитель, ответственный за выполнение намеченного мероприятия, ставит свою подпись.
9.6 Проверка (аудит)
9.6.1 Проверка (аудит) представляет собой систематический, независимый и оформленный в виде документа процесс (процедура) получения и объективной оценки данных степени соблюдения установленных требований.
Примечание - Проверка (аудит) необязательно означает независимую внешнюю проверку (проводимую проверяющим или проверяющими со стороны).
9.6.2 Внутренняя проверка (аудит) безопасности труда позволяет регулярно контролировать выполнение функций (элементов) системы управления охраной труда и соблюдения соответствующих нормативных документов. Для обеспечения систематической проверки (аудита) составляют планы проверок и контролируют их результаты. Проверку (аудит) проводит персонал, который не несет ответственность за деятельность, подвергаемую проверке.
9.6.3 В методику проверки следует включать мероприятия по определению эффективности и результативности системы управления охраной труда и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов.
Программа проверок (аудита) должна содержать требования к компетенции проверяющего, масштаб, частоту и методологию проведения проверки, а также формы отчетности.
9.6.4 В зависимости от целесообразности проверка (аудит) включает оценку всех или части элементов системы управления охраной труда в организации или ее подсистемах. Проверка должна включать в себя:
- концепцию охраны труда;
- участие работников и (или) их представителей;
- обязанности и ответственность работников;
- компетентность и подготовку работников;
- документацию системы управления охраной труда;
- передачу и обмен информацией;
- планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда;
- предупреждающие и корректирующие действия;
- приведение документов системы управления в соответствие с изменениями;
- предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и к ликвидации их последствий;
- материально-техническое снабжение безопасной продукцией;
- обеспечение безопасности подрядных работ;
- наблюдение за результатами деятельности и их измерение;
- расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, их воздействия на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья;
- документы, устанавливающие процедуру проверок;
- анализ эффективности управления охраной труда руководством;
- процедуру непрерывного совершенствования;
- любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости.
9.6.5 В выводах проверки (аудита) должно быть определено, являются ли функционирующие элементы системы управления охраной труда или их подсистем:
- эффективными для реализации концепции и целей организации по охране труда;
- эффективными для содействия полному участию в этом работников;
- соответствующими результатам оценки результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок;
- обеспечивающими соответствие требованиям национальных законов и правил, относящихся к деятельности организаций;
- обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда.
9.6.6 Проверку (аудит) проводят компетентные, не связанные с проверяемой деятельностью лица, работающие или не работающие в организации.
Согласование назначения проверяющего и все этапы проверки (аудита) на рабочем месте, включая анализ результатов проверки (аудита), осуществляют с участием работников в установленном порядке.
9.6.7 Результаты проверки (аудита) и ее выводы доводят до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия.
9.7 Анализ эффективности системы управления охраной труда, проводимый руководством организации
9.7.1 При анализе эффективности системы управления охраной труда, проводимом руководством, оценивают:
- концепцию охраны труда для определения достижения запланированных целей по обеспечению охраны труда;
- способность системы управления охраной труда удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля;
- необходимость изменения системы управления охраной труда, включая концепцию и цели по охране труда;