Распоряжение Минтранса РФ от 22 ноября 2002 г. N НС-140-р "Об утверждении Правил классификации и постройки судов смешанного (река - море) плавания" стр. 38

.3 название и позывной сигнал судна.

22.19 Интегрированная система средств радиосвязи ГМССБ

22.19.1 Интегрированная система средств радиосвязи (ИССР) - система, где отдельные средства радиосвязи и установки используются как датчики, т.е. без их собственных панелей управления, обеспечивая выходными данными и принимая команды с мест, называемых рабочими постами радиосвязи.
Эти места называются рабочими постами радиосвязи ГМССБ, если они включают управление и слежение за всем оборудованием и установками на судне в ГМССБ и для радиосвязи общего назначения.
22.19.2 ИССР должна отвечать применимым функциональным требованиям ГМССБ, а также должны обеспечиваться все функциональные требования для каждого отдельного оборудования и средства радиосвязи. Никакие функциональные требования к отдельным видам оборудования и средствам радиосвязи не должны препятствовать выполнению любых других функциональных требований к другому оборудованию или средствам радиосвязи, интегрированным в систему средств радиосвязи.
22.19.3 Все функциональные требования к оборудованию, интегрированному в систему средств радиосвязи, должны отвечать соответствующим положениям эксплуатационных требований к этому отдельному виду оборудования.
22.19.4 Единичный отказ в работе не должен затрагивать более одного датчика средств радиосвязи или более одного рабочего поста радиосвязи в любое время.
22.19.5 ИССР должна:
.1 включать, как минимум, два рабочих поста радиосвязи, каждый из которых связан с каждым датчиком средств радиосвязи ГМССБ через локальную сеть или систему соединений;
.2 включать, как минимум, два печатающих устройства;
.3 иметь средства автоматического обновления данных местоположения судна и времени, в дополнение к ручному вводу этих данных;
.4 иметь такое устройство обеспечения электрической энергией, которое исключает возможность непреднамеренного выключения любой части ИССР;
.5 иметь средства обнаружения неисправности любой части ИССР с включением сигнализации;
.6 иметь защиту от компьютерных вирусов.
22.19.6 Рабочие посты радиосвязи ГМССБ должны:
.1 иметь идентичный пользовательский интерфейс и идентичный доступ к каждой функции различных датчиков;
.2 работать независимо друг от друга;
.3 допускать одновременную работу, как минимум, двух датчиков средств радиосвязи;
.4 передавать оповещения о бедствии, подаваемых только специально предназначенной кнопкой для каждого датчика средств радиосвязи, которая не используется ни для какой-либо другой цели. Эти кнопки должны четко выделяться, быть защищены от непреднамеренного включения; подача оповещения должна осуществляться двумя независимыми действиями с включением сигнализации о том, что сигнал тревоги приведен в действие. Каждая кнопка оповещения о бедствии не должна быть электрически связана с локальной сетью или системой соединений ИССР. Должна иметься возможность в любое время прервать или подать оповещение о бедствии (см. также 22.1.7).
22.19.7 Включение (интеграция) УКВ-радиоустановки допускается только в тех случаях, если это не противоречит 20.1.7.
22.19.8 Дополнительные рабочие посты радиосвязи, предназначенные только для связи общего назначения, не должны иметь доступа к функциям оповещения о бедствии, а также не должны препятствовать передаче оповещения о бедствии. Рабочие посты радиосвязи ГМССБ должны иметь приоритет перед любыми другими дополнительными рабочими постами радиосвязи.
22.19.9 Дополнительные датчики, не требуемые для средств радиосвязи ГМССБ, не должны препятствовать или ухудшать выполнение функций по оповещению о бедствии и сигналам тревоги.

22.20 Система охранного оповещения

22.20.1 Система охранного оповещения должна устанавливаться на судах для передачи в направлении судно-берег оповещения о состоянии охраны, чтобы указать компетентной организации, что охрана судна находится под угрозой или что она была нарушена. Система должна включать, по крайней мере, два места приведения ее в действие, одно из которых должно находиться на ходовом мостике, а другое - в месте, определенном судовым планом охраны. Из этих мест должна осуществляться подача непрерывного оповещения до тех пор, пока оно не будет выключено и/или возвращено в исходное состояние. Система должна обеспечить скрытую передачу сигнала для оповещения компетентной организации на берегу. Режим передачи сигнала не должен сопровождаться сигнализацией на самом судне и не должен оповещать другие суда.
22.20.2 Функции системы охранного оповещения могут быть реализованы при использовании радиоустановок ГМССБ, других систем, предназначенных для радиосвязи общего назначения, или систем предназначенных специально для этой цели.
22.20.3 Система охранного оповещения должна быть защищена от непреднамеренного использования. Включение системы охранного оповещения не должно сопровождаться предварительным удалением каких-либо защитных пломб или открыванием крышек для управления любым органом управления.
22.20.4 Приведение системы охранного оповещения в действие должно включать в работу систему радиосвязи так, чтобы передача оповещения не требовала какой-либо настройки системы радиосвязи, т.е. настройки каналов, выбора режимов работы или выбора меню. Работа органа управления включения системы охранного оповещения не должна приводить к срабатыванию какой-либо сигнализации или индикации работы на самом судне.
22.20.5 Работа системы охранного оповещения не должна ухудшать функциональные возможности радиоустановки ГМССБ, требуемые настоящей частью Правил.
22.20.6 Сигнал, включенный органом управления системой охранного оповещения, должен включать индивидуальный код/идентификатор, указывающий на то, что оповещение составлено не в соответствии с процедурами бедствия в ГМССБ. Сигнал должен включать идентификатор судна и текущие координаты с указанием даты и времени их определения.
22.20.7 Система охранного оповещения должна иметь возможность проверки работоспособности без передачи самого сигнала оповещения.

23 Общие положения

23.1 Общие требования

23.1.1 Настоящий раздел Правил содержит нормы навигационного оборудования и технические требования, предъявляемые к нему.
23.1.2 Требования настоящего раздела Правил распространяются на проектируемые суда, суда в постройке, а также на суда в эксплуатации, построенные 1 июля 2002 года или после этой даты.
На суда в эксплуатации, построенные до 1 июля 2002 г., распространяются требования тех Правил, по которым они были построены, если в последующих изданиях Правил и Бюллетенях дополнений и изменений к ним не указано иное, а также требования 23.3.3, 23.3.4 и 23.3.5 настоящего раздела Правил.
23.1.3 Размещение навигационного оборудования, предусмотренного настоящими Правилами, должно осуществляться в соответствии с разд. 24 ч. IV ПСВП.
23.1.4 Кроме требований, изложенных в разд. 25 настоящих ПССП, навигационное оборудование должно удовлетворять также требованиям разд. 25 ч. IV ПСВП.

23.2 Определения и пояснения

23.2.1 В разделах 23-25 настоящих ПССП применяемые термины имеют следующие определения:
.1 Электронная картографическая навигационно-информационная система (ЭКНИС) - система, объединяющая информацию, поступающую из системной электронной навигационной карты (СЭНК) с данными о местоположении судна, получаемыми от навигационных датчиков, позволяющую выполнять предварительную и исполнительную прокладки пути судна и, при необходимости, отображать дополнительную навигационную информацию.
.2 Резервный помощник капитана-судоводитель, которого необходимо вызвать, если требуется помощь судоводителю, несущему ходовую вахту на мостике.

23.3 Нормы оснащения судов навигационным оборудованием

23.3.1 Самоходные суда смешанного плавания должны быть оснащены навигационным оборудованием в соответствии с табл. 23.3.1.
Таблица 23.3.1
Наименование оборудования
Валовая вместимость судов
Примечание
Менее 150 (все суда)
150 и более
300 и более*(1)
500 и более
3000 и более
1
2
3
4
5
6
7
1. Компас магнитный основной*(1)
1
1
1
1
1
В комплект компаса должен входить пелорус или пеленгаторное устройство, обеспечивающее пеленгование по горизонту в 360°, независимое от любого источника электроэнергии
2. Компас магнитный запасной
-
1
1
1
1
Должен быть взаимозаменяемым с основным магнитным компасом
3. Устройство дистанционной передачи курса
-
-
1*(3)
-
-
На судах, не имеющих гирокомпаса
4. Компас гироскопический или другое средство для определения и отображения курса немагнитными средствами*(4)
-
-
-
1
1
В комплект гирокомпаса должны входить репитер или иное средство взятия пеленгов по дуге горизонта 360°*(11)
5. Радиолокационная станция со средством:*(5)
-
-
1
1
2
Одна РЛС должна работать в диапазоне 9 ГГц (3 см). Станции должны работать независимо друг от друга
электронной прокладки (СЭП)*(6)
-
-
1
-
-
автосопровождения (САС)*(6)
-
-
-
1
2
6. Приемоиндикатор ГНСС*(7) или наземных РНС (с учетом района плавания)
1
1
1
1
1
Используемая система радионавигации должна быть доступна для применения в любое время в течение предполагаемого рейса
7. Электронная картографическая навигационно-информационная система (ЭКНИС)*(8)
1
1
1
1
1
Должны быть предусмотрены средства дублирования (вторая ЭКНИС или навигационные бумажные карты)
8. Эхолот
-
-
1
1
1
9. Лаг
-
-
1
1
1
Или иное средство измерения и отображения скорости и пройденного расстояния относительно воды
10. Аппаратура автоматической идентификационной системы (АИС)*(9)
-
-
1
1
1
11. Регистратор данных рейса (РДР и РДР-У)*(10)
-
-
-
-
1
12. Аппаратура приема внешних звуковых сигналов
1
1
1
1
1
Требуется на судах с закрытым ходовым мостиком и судах, управляемых одним человеком на мостике
13. Система контроля несения ходовой вахты
-
-
1
1
1
Требуется на автоматизированных судах с одним человеком на ходовой вахте
14. Система автоматического управления судном по курсу и/или траектории
-
-
-
-
1
15. Радиолокационный отражатель (РЛО)
1
-
-
-
-
16. Аппаратура ночного видения для ВСС
-
1
1
1
1
На судах, совершающих плавание в темное время суток
17. Секстан навигационный
-
-
1
1
1
18. Хронометр
-
-
1
1
1
На пассажирских и судах специального назначения валовой вместимостью более 300 требуется два хронометра
*(1) Распространяется также на пассажирские суда независимо от размеров.*(2) Или другое средство, не зависимое от любого источника энергии, для определения курса и передачи его показаний на основной пост управления рулем и другое оборудование.*(3) Не требуется, если на судне установлен гирокомпас, обеспечивающий передачу информации о курсе на оборудование, предусмотренное п.п. 5, 7, 10 и 11.*(4) Должна обеспечиваться передача информации о курсе в оборудование, предусмотренное п.п. 5, 7, 10 и 11 настоящей таблицы. Визуальная информация о курсе на аварийном посту, если таковой имеется, должна обеспечиваться репитером гирокомпаса.*(5) Минимальный эффективный диаметр экрана радиолокационного изображения индикатора РЛС должен быть не менее 180 мм для судов валовой вместимостью менее 500; 250 мм - для судов валовой вместимостью 500 и более.*(6) СЭП и САС не требуются, если устанавливается средство автоматической радиолокационной прокладки (САРП).*(7) Пассажирские суда и суда, перевозящие особо важные и опасные грузы, независимо от размера.*(8) Не требуется при наличии на судне откорректированных бумажных морских навигационных карт для выполнения предварительной и исполнительной прокладок на протяжении всего предполагаемого рейса.*(9) Не требуется на грузовых судах валовой вместимостью 500 и менее, не совершающих международные рейсы.*(10) Все пассажирские суда независимо от размеров должны быть оборудованы РДР. На судах, построенных до 01.07.2002 г., может устанавливаться РДР-У.*(11) Суда валовой вместимостью менее 1600 оснащаются такими средствами, насколько это возможно.
23.3.2 Средство автоматической радиолокационной прокладки (САРП-ARPA), указатели скорости поворота, системы управления курсом или по заданному пути, устройства для измерения и индикации скорости и пройденного расстояния относительно грунта в прямом и поперечном направлениях устанавливаются по усмотрению судовладельца.
23.3.3 Все суда валовой вместимостью 300 и более, совершающие международные рейсы, и грузовые суда валовой вместимостью 500 и более, не совершающие международные рейсы, а также пассажирские суда независимо от размеров должны быть оборудованы автоматической идентификационной системой (АИС) в следующие сроки:
.1 суда, построенные 1 июля 2002 года и после этой даты;
.2 суда, совершающие международные рейсы, построенные до 1 июля 2002 года:
пассажирские суда - не позднее 1 июля 2003 года;