Число жильцов, пользующихся лифтами, определяется с учетом:
[3] - для 1,2-3,0 человека на квартиру; [2] - 18 м2 общей площади квартиры на одного человека.
5 Для многоэтажных жилых зданий с интенсивными пассажиропотоками, в которых лифтовые установки оснащаются компьютеризованными системами управления, число и параметры лифтов определяются методами математического моделирования.
5.3 При установке в здании (подъезде) одного лифта его грузоподъемность должна быть не менее 630 кг, размеры кабин (ширина x глубина) 2100х1100 мм или 1100х2100 мм по ГОСТ 5746.
6 Расположение лифтов
Лифты рекомендуется устанавливать в ряд. Менее предпочтительна установка лифтов напротив или под углом друг к другу, т.к. это затрудняет вход и выход пассажиров.
Не рекомендуется установка лифтов, при которой кабины расположены задними стенками друг к другу. Такое расположение исключает возможность применения группового управления и эффективного обслуживания пассажиропотока.
В один ряд рекомендуется устанавливать не более четырех лифтов.
Максимальная глубина лифтового холла при однорядном расположении лифтов, измеряемая от передней стенки шахты лифта до противоположной стены лифтового холла, должна быть не менее глубины наиболее глубокой кабины.
Глубина лифтового холла при установке лифтов, обеспечивающих транспортировку больного на носилках скорой помощи, должна быть не менее:
1,5 м - для лифтов грузоподъемностью 630-1000 кг размерами (ширинаглубина) 2100х1100 мм;
2,1 м - для лифтов грузоподъемностью 630-1000 кг размерами (ширинаглубина) 1100x2100 мм.
При двухрядном расположении лифтов глубина лифтового холла должна быть не менее:
1,8 м - для лифтов размерами кабин (ширина x глубина) 2100х1100 мм;
2,5 м - для лифтов размерами кабин (ширина x глубина) 1100x2100 мм.
Приведенные выше требования к глубине лифтового холла установлены без учета возможности его использования для прохода людей, не намеренных воспользоваться лифтами.
При установке в зданиях лифтов для пожарных их расположение в составе группы обычных пассажирских лифтов следует принимать по ГОСТ Р 52382 и [6].
7 Организация работы лифтов, системы управления
Системы управления лифтами в жилых зданиях применяют по ГОСТ 28911. В жилых зданиях может также применяться система управления по этажу назначения.
С целью повышения эффективности работы лифтов могут применяться различные схемы организации обслуживания этажей здания, в том числе:
- лифты имеют остановки на всех этажах здания;
- лифты имеют остановки только на этажах, включенных в зону обслуживания. В этих случаях лифты с меньшей скоростью обслуживают нижнюю зону, а лифты с большей скоростью - верхнюю зону.
8 Выбор системы вертикального транспорта
Выбор системы вертикального транспорта, включающей в себя число и параметры лифтов, их расположение в здании, систему управления и организации работы лифтов, проводят на основании сравнительного анализа технико-экономических показателей различных вариантов, обеспечивающих необходимую провозную способность лифтов и нормативный показатель транспортной комфортности - интервал движения лифта.
Приложение А (справочное). Расчет вертикального транспорта
Приложение А
(справочное)
Расчет вертикального транспорта
А.1 Общие положения
А.1.1 Расчет вертикального транспорта, приведенный в настоящем приложении, предназначен для определения числа и параметров лифтов, обеспечивающих требуемую провозную способность и нормативный уровень транспортной комфортности - интервал движения лифтов [7].
А.1.2 Расчет вертикального транспорта выполняют для обычных эксплуатационных условий [8].
Расчетом не предусматривается использование лифтов в чрезвычайных обстоятельствах: во время пожара, землетрясения и т.д.
А.1.3 Исходными данными для расчета вертикального транспорта являются:
а) высота подъема лифта;
б) число обслуживаемых лифтом этажей;
в) заселенность этажей;
г) характер и интенсивность пассажиропотока;
д) требования к уровню транспортной комфортности - интервалу движения лифтов;
е) номинальная вместимость/грузоподъемность и скорость лифтов.
А.1.4 Основные понятия, применяемые при расчете вертикального транспорта:
а) круговой рейс - движение лифта от основного посадочного этажа до возвращения на этот этаж;
б) время кругового рейса - время, затрачиваемое лифтом на совершение кругового рейса, включающее в себя затраты времени на разгон и торможение, движение на номинальной скорости, открывание и закрывание дверей, вход и выход пассажиров;
в) число возможных остановок - число обслуживаемых лифтом этажей, на которых он может остановиться;
г) число вероятных остановок - число остановок лифта, определяемое с учетом числа находящихся в кабине лифта пассажиров и числа возможных остановок;
д) коэффициент заполнения кабины лифта - отношение числа находящихся в кабине пассажиров к номинальной вместимости кабины.
А. 1.5 Провозная способность лифта , чел.-ч:
, (1)
где - провозная способность лифта, чел.-ч;
- коэффициент заполнения кабины лифта пассажирами;
- номинальная вместимость кабины, чел.