Приказ Минтранса РФ от 17 июля 2008 г. N 108 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" стр. 17

8.13.1. Авиационный персонал, персонал организаций, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта, обязаны соблюдать требования инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам аэропорта.
8.13.2. Члены экипажей воздушных судов для выполнения полетного задания и иных служебных обязанностей допускаются в контролируемую зону аэропорта (аэродрома) по удостоверениям членов экипажей воздушных судов в порядке, установленном администрацией аэропорта, с соблюдением процедур предполетного досмотра.
8.13.3. Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта (аэродрома), сотрудники органов пограничного, таможенного и иных видов государственного контроля, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта (аэродрома) по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам.
8.13.4. В контролируемой зоне аэропорта (аэродрома) не допускается:
эксплуатация автомобилей и механизмов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также личного транспорта;
использование без разрешения администрации аэропорта (аэродрома) кинокамер, фото- и видеоаппаратуры;
нахождение авиационного персонала, работников авиационных предприятий и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта (аэродрома), после окончания рабочего времени (смены) без разрешения администрации;
курение и разведение огня в непредусмотренных местах;
загромождение территории строительными и другими материалами, предметами, которые затрудняют движение транспорта;
нецелевое использование аэродромной территории.*(15)
8.13.5. В аэропортах других государств представитель эксплуатанта совместно с командиром воздушного судна принимают необходимые меры по предотвращению и пресечению попыток незаконного вмешательства в деятельность со стороны лиц, не связанных с выполнением полета, используя предоставленные им права, в соответствии с законами и правилами государства пребывания.
На аэродромах, посадочных площадках, на которых не предусмотрено наличие службы авиационной безопасности или где нет представителя эксплуатанта, командир воздушного судна организует обеспечение мер авиационной безопасности с привлечением членов экипажа.

Авиационное медицинское обеспечение

8.14. Медицинское обеспечение полетов осуществляется в соответствии с федеральными авиационными правилами и в целях:
сохранения здоровья, повышения работоспособности лиц летного состава, диспетчеров органов ОВД и других лиц авиационного персонала;
динамического врачебного наблюдения лиц летного состава, диспетчеров органов ОВД в межкомиссионный период;
проведения предполетного (предсменного) медицинского контроля;
контроля за летной нагрузкой и питанием;
предоставления медицинских услуг и проведения реабилитационных мероприятий.
8.14.1. Медицинский осмотр авиационных специалистов, включенных в задание на полет, но не являющихся членами экипажа, проводится наряду с членами экипажа с предъявлением заключения медицинского учреждения гражданской авиации о допуске к полетам по состоянию здоровья.
8.14.2. Члены экипажа воздушного судна эксплуатанта, диспетчеры органов ОВД и другие должностные лица, не прошедшие установленные для них предполетный (предсменный) медицинский осмотр, медицинское освидетельствование, медицинские осмотры по медицинским показаниям, а также в случае выявленных нарушений предполетного (предсменного) режима к выполнению полета и управлению воздушным движением не допускаются.
8.14.3. При выполнении международных полетов (с зарубежного аэродрома), а также при выполнении авиационных работ и других полетов с временных аэродромов, посадочных площадок Российской Федерации предполетный медицинский осмотр не проводится.
В этом случае решение о допуске членов экипажа к полетам принимает командир воздушного судна.
Особенности авиационного медицинского обеспечения полетов эксплуатант устанавливает в РПП.
8.14.4. Продолжительность рабочего времени и времени отдыха летного состава гражданской авиации должны соответствовать установленным правилам.
8.14.5. К выполнению обязанностей члена экипажа воздушного судна и диспетчера органа ОВД не допускаются лица, находящиеся под воздействием спиртных напитков или наркотиков, лекарственных средств, ограничивающих способность выполнения своих обязанностей.
8.14.6. Членам экипажей, выполняющих полеты в местности и страны, неблагополучные в эпидемиологическом отношении, в установленном порядке проводятся профилактические прививки.
8.14.7. Гражданские воздушные суда должны быть оснащены необходимым запасом медицинских средств, помещаемых в легкодоступных местах:
комплектами первой помощи;
универсальными профилактическими комплектами;
медицинскими комплектами для оказания врачебной помощи.

Аварийно-спасательное обеспечение

8.15. Аварийно-спасательное обеспечение полетов в гражданской авиации осуществляется в целях своевременного оказания помощи пассажирам и экипажам воздушных судов, терпящих бедствие на аэродроме и в районе аэродрома.
8.15.1. Аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома проводятся силами собственника аэропорта (аэродрома) в соответствии с аварийным планом аэропорта (аэродрома).
Аварийным планом аэропорта (аэродрома) должны быть предусмотрены привлечение специальных служб и координация их действий.
8.15.2. Для выполнения аварийно-спасательных работ на аэродроме и в районе аэродрома в каждой смене аэропорта создается аварийно-спасательная команда.
8.15.3. Экипажи воздушных судов авиационных предприятий, привлекаемые для выполнения поиска и спасания, обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций, должны пройти соответствующую подготовку и иметь допуск к таким полетам.
8.15.4. В зависимости от обстановки расчетам аварийно-спасательной команды подаются следующие сигналы оповещения:
"Тревога", когда авиационное происшествие произошло внезапно или когда до ожидаемой посадки на данном аэродроме воздушного судна, терпящего бедствие, остается менее 30 минут;
"Готовность", когда до ожидаемой посадки на данном аэродроме воздушного судна, терпящего бедствие, остается 30 минут и более.
8.15.5. Командир потерпевшего бедствие воздушного судна или другой член экипажа этого воздушного судна используют любую возможность для своевременного оповещения о случившемся.

IX. Воздушное пространство Российской Федерации. Организация и обслуживание (управление) воздушного движения в Российской Федерации

9.1. Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, организация и обслуживание (управление) воздушного движения регламентируются воздушным законодательством Российской Федерации.
Отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации регулируются Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации.

Разрешительный и уведомительный порядок использования воздушного пространства

9.2. Разрешительный порядок использования воздушного пространства устанавливается при выполнении полетов воздушных судов в классах воздушного пространства А, В, С, D и Е, а также в воздушном пространстве, выделенном для полетов воздушных судов государственной и экспериментальной авиации и деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с полетами воздушных судов.
9.3. Разрешение на использование воздушного пространства пользователям воздушного пространства выдают центры ЕС ОрВД.
Порядок запроса и выдачи разрешений на использование воздушного пространства Российской Федерации установлены Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации.
Регулярные международные полеты воздушных судов Российской Федерации и иностранных государств, выполняемые на основании международных договоров Российской Федерации о воздушном сообщении, производятся в соответствии с расписанием полетов.
Решения о запрещении деятельности по использованию воздушного пространства и аннулировании заявок на использование воздушного пространства принимают те центры ЕС ОрВД, которым предоставлено право выдавать соответствующие разрешения на использование воздушного пространства.