XIV. Особые случаи в полете
14.1. К особым случаям в полете относятся:
попадание воздушного судна в опасное метеорологическое явление;
отказ двигателя (двигателей);
отказ системы (систем) воздушного судна, приводящий к необходимости изменения плана полета, в том числе к вынужденной посадке;
пожар на воздушном судне;
потеря устойчивости, управляемости, нарушение прочности;
потеря радиосвязи;
потеря ориентировки;
нападение на экипаж воздушного судна (пассажиров);
ранение или внезапное ухудшение здоровья члена экипажа воздушного судна (пассажиров);
вынужденная посадка вне аэродрома;
отказ радиолокационных средств ОВД и РТО на аэродроме посадки;
применение парашютов в аварийных случаях.
14.1.1. О возникновении особого случая в полете командир (экипаж) воздушного судна сообщает в контролируемом воздушном пространстве органу ОВД.
При затруднении ведения связи по основному каналу необходимо перейти на аварийную частоту.
14.1.2. Особенности пилотирования и выполнение операций членами экипажа воздушного судна при возникновении особых случаев в полете должны соответствовать требованиям РЛЭ или эквивалентного ему документа.
Члены экипажа при выполнении операций в особых случаях полета обязаны докладывать о своих действиях командиру воздушного судна.
14.1.3. В случаях, когда продолжение полета не обеспечивает безопасности экипажа воздушного судна и пассажиров, командир воздушного судна имеет право, в том числе принять решение на выполнение вынужденной посадки вне аэродрома или покидание воздушного судна в воздухе, если экипаж воздушного судна и пассажиры обеспечены парашютами.
Летный экипаж по возможности информирует о принятом решении орган ОВД.
14.1.4. Сигнал бедствия подается в случаях:
отказа двигателя (двигателей);
пожара на воздушном судне;
потери устойчивости, управляемости, нарушения прочности;
потери радиосвязи;
потери ориентировки;
нападение на экипаж (пассажиров);
вынужденной посадки вне аэродрома;
вынужденного покидания воздушного судна;
во всех аварийных случаях, угрожающих безопасности полета, летный экипаж подает сигнал бедствия в соответствии с приложением N 16 к настоящим Правилам;
сигналы бедствия передаются на рабочей частоте канала ОВД, а также на международных аварийных частотах 121,5 мгц в радиотелефонном режиме, а при запросе помощи у морских служб - на частотах 2182 кгц или 4125 кгц в радиотелефонном режиме;
на воздушных судах, оснащенных бортовыми ответчиками и/или специальной аппаратурой, в том числе позволяющей передавать сигнал бедствия (режим "Авария" и т.п.), командиром воздушного судна включается (при бедствии в вышеуказанных случаях) соответствующий режим.
14.1.5. Органами ОВД в целях своевременного оказания помощи экипажам и пассажирам воздушных судов, терпящих бедствие, организуется круглосуточное прослушивание частоты 121,5 мгц.
14.1.6. Командир воздушного судна, на котором произошел особый случай в полете, в случае изменения ранее принятого им решения немедленно сообщает об этом органу ОВД.
14.1.7. При вынужденной посадке летный экипаж, по возможности, вплоть до приземления (приводнения) ведет радиообмен с наземными (корабельными) радиостанциями (информирует о ситуации).
Средства автоматической передачи сигналов пеленгования, если они имеются, и аварийный радиомаяк должны быть постоянно включенными.
14.1.8. В случае бедствия воздушного судна и необходимости его покидания командир воздушного судна покидает воздушное судно последним.
Попадание воздушного судна в опасное метеорологическое явление
14.2. К опасным для полетов метеорологическим явлениям относятся: гроза, град, сильная болтанка, сильное обледенение, смерч, сильная пыльная буря.
Кроме того, на аэродроме вылета и посадки (при взлете и посадке) вышеуказанный перечень дополняется следующими опасными метеорологическими явлениями: сильный сдвиг ветра, гололед, ураган, сильный ливневый дождь при видимости менее 600 м при взлете и менее 1000 м при посадке.
14.2.1. При встрече с опасными метеорологическими явлениями на маршруте полета командир воздушного судна принимает все необходимые меры для их обхода.
14.2.2. При невозможности обхода зоны с опасными метеорологическими явлениями командир воздушного судна обязан принять решение о возврате на аэродром вылета или производстве посадки на ближайшем запасном аэродроме.
Командиру вертолета в этом случае разрешается произвести посадку на площадку, подобранную с воздуха.
Отказ двигателя (двигателей)
14.3. При отказе двигателя (двигателей) на воздушном судне командир воздушного судна действует в соответствии с требованиями РЛЭ или эквивалентного ему документа.
14.3.1. Командиру воздушного судна рекомендуется при отказе двигателя на воздушном судне с одним двигателем на высотах до 100 м, в том числе на взлете, произвести вынужденную посадку перед собой, по возможности избегая столкновения с препятствиями.
14.3.2. При отказе двигателя (двигателей) на воздушном судне с несколькими двигателями командир воздушного судна в зависимости от ситуации должен:
произвести посадку вне аэродрома;
слить часть топлива или сбросить груз для обеспечения возможности продолжения (улучшения условий) полета;
использовать любой режим работающих двигателей;