Приказ Минтранса РФ от 17 июля 2008 г. N 108 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" стр. 9

лично осматривает воздушное судно перед вылетом (эксплуатант такую процедуру предусматривает в РПП);
принимает доклады от каждого члена летного экипажа и старшего бортпроводника (бортпроводника, бортоператора) о результатах осмотра воздушного судна и готовности к полету;
проверяет по документам и приборам наличие необходимого количества топлива, а также взлетную массу и центровку воздушного судна.

Полеты с проверяющими в составе экипажа воздушного судна

7.8. Полеты с проверяющими (лица командно-летного, инспекторского и инструкторского состава) в составе экипажа планируются и осуществляются в установленном порядке в соответствии с:
планами летной работы эксплуатанта (летных подразделений) и учебных организаций (учреждений) гражданской авиации;
планами летной работы и проведения государственного контроля уполномоченного органа в области гражданской авиации и его территориальных органов.
7.8.1. Проверяющие должны иметь:
действующий сертификат (свидетельство) специалиста гражданской авиации;
допуск к инструкторской работе на воздушном судне данного типа;
допуск к выполнению данного вида работ на воздушном судне данного типа;
минимум проверяющего (пилота) ниже или равный минимуму проверяемого командира воздушного судна (пилота) (если проверка или тренировка осуществляется с целью подтверждения или присвоения минимума);
класс специалиста гражданской авиации не ниже класса проверяемого.
При этом:
полномочия проверяющего из лиц командно-летного, инспекторского или инструкторского состава эксплуатанта определяются в задании на полет;
полномочия проверяющего из лиц командно-летного и инспекторского состава уполномоченного органа в области гражданской авиации и его территориальных органов (пилоты с инструкторским допуском на данном типе воздушного судна) и привлекаемых к процедурам сертификации эксплуатантов экспертов (по специальности пилот) устанавливаются инспекторским заданием;
проверяющий выполняет в полном объеме функции члена экипажа, рабочее место которого занимает.
Проверяющий при выполнении производственных полетов не вправе имитировать аварийную обстановку или отказы в работе систем, оборудования и приборов.
7.8.2. Лицо командно-летного, инспекторского и инструкторского состава - пилот, включенный в состав экипажа в качестве проверяющего и занимающего рабочее место одного из пилотов (в зависимости от целей проверки), является старшим на воздушном судне и обеспечивает безопасность полета независимо от того, управляет ли он воздушным судном лично или передал управление проверяемому пилоту.
Если проверяющий не занимает кресло пилота, он также несет ответственность за обоснованность принимаемых им решений, за правильность и объективность определения соответствия квалификационным требованиям уровня профессиональной подготовки и навыков проверяемого специалиста.
7.8.3. При занятии проверяющим кресла пилота и в случае, если его минимум ниже минимума командира воздушного судна, полет может выполняться по минимуму проверяющего, за исключением минимумов ниже I категории.
В случае, если минимум проверяющего (пилота) выше минимума командира воздушного судна и предполагается заход на посадку при метеоусловиях, при которых проверяющий к полетам не допущен, проверяющий не может занимать кресло пилота.
7.8.4. В случае, если проверяющий из лиц командно-летного и инспекторского состава уполномоченного органа в области гражданской авиации включается в задание на полет в день вылета без предварительного согласования с руководством эксплуатанта, ему запрещается занимать кресло пилота.
7.8.5. В. процессе подготовки к полету проверяющий обязан довести экипажу цель и условия проверки.
После завершения полета и проведением командиром воздушного судна послеполетного разбора, проверяющий проводит анализ допущенных членами экипажа отклонений и оценивает работу экипажа.
Результаты летных проверок и тренировок проверяющим оформляются лично.
7.8.6. Включенный в состав летного экипажа проверяющий, не являющийся по специальности пилотом, должен быть вписан в задание на полет в графу соответствующего члена экипажа. При этом он подчиняется командиру воздушного судна, выбирает место в кабине с учетом цели проверки по согласованию с командиром воздушного судна и обеспечивает безопасность полета по своей специальности.
7.8.7. Для контроля (с правом нахождения в кабине летного экипажа) за выполнением экипажами требований настоящих Правил и других документов, регламентирующих летную работу на земле и в воздухе, могут вписываться с оборотной стороны задания в графу "Особые отметки" должностные лица, имеющие летную специальность, в том числе и не допущенные к выполнению полетов на воздушном судне данного типа, при наличии у них соответствующего задания и документов, удостоверяющих личность:
командно-летный и инспекторский состав уполномоченного органа в области гражданской авиации - во все экипажи гражданской авиации;
командно-летный и инструкторский состав учебных заведений (учреждений), научно-исследовательских учреждений и организаций в случаях специальных тренировок и/или исследованиях - в экипажи гражданской авиации по решению уполномоченного органа в области гражданской авиации.
7.8.8. В состав экипажа, выполняющего производственный или методический полет, разрешается включать не более одного проверяющего (или инструктора) и одного стажера.
При этом проверяющие из лиц командно-летного и инспекторского состава уполномоченного органа в области гражданской авиации и его территориальных органов могут включаться в состав экипажа воздушного судна независимо от наличия другого проверяющего только с целью проверки технологии работы экипажа без права занятия рабочего места члена экипажа воздушного судна.
7.8.9. Общее число проверяющих не должно быть более двух человек.

Проверки техники пилотирования, практической работы членов экипажа

7.9. Проверки техники пилотирования, практической работы планируются и осуществляются:
членов экипажей, командно-летного и инструкторского состава эксплуатанта;
летных специалистов образовательных заведений (учреждений), научных учреждений и организаций гражданской авиации, в положениях которых предусмотрена летная работа;
командно-летного и инспекторского (летных специалистов) состава уполномоченного органа в области гражданской авиации и его территориальных органов.
Проверки техники пилотирования, практической работы командно-летного и летного состава проводят их руководители и заместители руководителей, должностные лица командно-летного и инспекторского состава, имеющие соответствующие допуски.
Оформленные в установленном порядке результаты проверки техники пилотирования, практической работы действительны на период, соответствующий установленному сроку проверки членов экипажа.
7.9.1. Проверки техники пилотирования, практической работы выполняются в случаях, предусмотренных программами подготовки и переподготовки летного состава по типам воздушных судов, подтверждение квалификации членов экипажа.
7.9.2. Проверки техники пилотирования (для пилотов), практической работы членов экипажей могут выполняться на пилотажном тренажере (при наличии) и на воздушном судне.
7.9.3. Проверки техники пилотирования (для пилотов), практической работы членов экипажей проводятся при допуске:
к полетам на вновь освоенном типе на воздушного судна;
к самостоятельным полетам;
к видам авиационных работ, кроме членов кабинного экипажа;
к полетам в соответствующих метеоусловиях и времени суток (для пилотов);
к полетам с использованием новых для члена экипажа установленных на воздушном судне оборудования и систем, при необходимости;
к инструкторской работе,
а также при: