СП 377.1325800.2017 Сооружения портовые Правила эксплуатации стр. 4

- швартовные и отбойные устройства причального сооружения должны находиться в исправном техническом состоянии на всем протяжении причалов и соответствовать по своим характеристикам судам, швартующимся к причалам;
фактический запас свободной длины причалов при швартовке судна не должен быть менее нормативного запаса, зависящего от длины швартующегося судна;
нормальные составляющие скоростей подхода судов к причалам при их швартовке следует устанавливать по СП 38.13330 в зависимости от водоизмещения судов.
При перешвартовке судов, то есть при переходе судна от одного причала к другому с отходом от лицевой стенки причалов, также не допускается превышения указанных нормальных составляющих скоростей подхода судов к причалу.
Не допускается швартовка судов к сооружениям, на которых отбойные устройства не навешены или повреждены.
6.1.13 Перед подходом судна к причалу выступающие за борт предметы должны быть заблаговременно убраны и закреплены в таком положении, чтобы они не могли повредить причалы и находящиеся на них устройства и перегрузочное оборудование.
6.1.14 Для предотвращения повреждений судов, портовых сооружений и несчастных случаев с людьми дежурный диспетчер предприятия (завода) обязан заранее обеспечить подготовку причала к приему судна. В случае необходимости перегрузочное оборудование должно быть перемещено на участок причала, где оно не подвергается опасности повреждения.
Дежурный службы портового надзора должен проверять готовность причала для швартовки.
Требования к швартовке судов в ледовых условиях приведены в [16].
6.1.15 При приеме у причалов накатных судов (типа Ро-Ро) опускание аппарели на причал разрешается только в местах, специально для этого предназначенных и снабженных соответствующими надписями. Габариты зоны укладки аппарели должны быть обозначены на причале четкими линиями краской или другим способом.
6.1.16 Суда с носовыми бульбами должны подходить к причалам при условии соблюдения следующих требований:
  • судно должно подводиться к причалу с помощью буксиров;
  • при касании причала корпусом судна должно быть исключено соприкосновение бульба с причалом.
6.1.17 Швартовку судов следует проводить швартовными канатами только за швартовные устройства. Запрещается подача на швартовные устройства якорных цепей.
Швартовку судов после получения штормового предупреждения следует проводить за штормовые швартовные устройства.
Швартовка за отбойные устройства, а также за какие-либо части сооружения, не предназначенные специально для швартовки, запрещается.
6.1.18 В порту, при швартовке, стоянке и проведении погрузочно-разгрузочных работ у причалов свайного типа не следует допускать крена судна на внешнюю сторону, ввиду опасности повреждения судна или подводной части причала; у причалов гравитационного типа не следует допускать крена судна на внешнюю сторону более 5°. На судоремонтном заводе (СРЗ) при швартовке ремонтируемых судов у причалов может быть допущен больший их крен на внешнюю сторону. Значение угла крена в этом случае следует определять, исходя из условия недопустимости касания бортом судна лицевой стенки причала.
Соблюдение указанного условия должно обеспечиваться за счет соответствующего выноса оголовка причала, а также отбойных устройств.
6.1.19 При отходе от причала суда должны работать машиной самым малым ходом, пока борт судна не будет на расстоянии не менее 10 м от набережной.
Крупнотоннажные суда, отходящие от причалов порта, не должны маневрировать своими машинами вблизи причалов, а обязаны, используя буксирные суда, отходить в районы акватории, где маневрирование не будет создавать опасности повреждения других судов, гидротехнических сооружений и размыва дна у сооружений.
Категорически запрещается проводить швартовные испытания судов, связанные с работой гребных винтов, у гидротехнических сооружений, не предназначенных для этой цели.
При стоянке судна непосредственно у причала допускается для прогрева машины работа гребными винтами на самых малых оборотах.
Необходимость использования буксиров при подходе судов к причалам и отходе от них устанавливается [1] в зависимости от тоннажа судна и конструкции причальных сооружений.
6.1.20 Капитан судна, повредившего гидротехническое сооружение, обязан немедленно сообщить об этом капитану порта.
6.1.21 Для обеспечения необходимых условий швартовки судов и выполнения других операций у кордона причальных сооружений запрещается складирование грузов в пределах полосы шириной от линии кордона не менее 2 м.
6.1.22 Причальные сооружения должны быть оборудованы по кордону колесоотбойными брусьями.
На причалах, предназначенных для приема накатных судов (типа Ро-Ро), участок установки аппарели должен быть оборудован съемным колесоотбойным брусом. Колесоотбойные брусья должны постоянно находиться в исправном состоянии и систематически очищаться от мусора, льда и снега.
6.1.23 Через трубопроводы и другие коммуникации, выступающие над поверхностью причала, должны быть установлены переходные мостики для безопасного прохода людей.
6.1.24 При эксплуатации причалов пользование сварочными аппаратами, паяльными лампами и другими огнедействующими приборами на сооружениях допускается только после соблюдения требований [3].
6.1.25 Эксплуатация причалов для приема наливных грузов следует проводить в соответствии с технологическими требованиями специальных инструкций по эксплуатации, разрабатываемых для таких причалов на основании действующих нормативных документов с учетом особенностей работ на каждом причале.
6.1.26 Профиль оградительных и берегоукрепительных сооружений должен поддерживаться в течение всего периода их эксплуатации в проектном положении.
6.1.27 Запрещается складирование массивов, железобетонных изделий и других грузов на оградительных и берегоукрепительных сооружениях без проверки несущей способности последних и установления допустимой на них нагрузки.
6.1.28 Для берегоукрепительных сооружений, к которым непосредственно примыкают открытые грузовые склады, должны быть установлены нормы эксплуатационных нагрузок в прикордонной полосе [16].
6.1.29 Откосы берегоукрепительных сооружений, не имеющие одежды, необходимо предохранять от размыва путем посадки растений, устройства упора или гибких покрытий и т. п.
6.1.30 Складирование каких-либо предметов на откосах берегоукрепительных сооружений запрещается.
6.1.31 В каждом порту, имеющем внутренние и внешние рейды, должно быть установлено предельное приближение к оградительным или берегоукрепительным сооружениям для судов, становящихся на якорь на рейде.
Места якорных стоянок на рейдах должны быть указаны на схематическом плане порта.
6.1.32. На портовых гидротехнических сооружениях, в местах выведения подводных кабелей и трубопроводов на берег, должны быть установлены запрещающие знаки в соответствии с ГОСТ 26600.
6.1.33 В тех случаях, когда гидротехнические сооружения или их отдельные элементы могут быть повреждены льдом, принимают охранные меры, приведенные в [16].
6.1.34 Портовые гидротехнические сооружения должны быть выведены из эксплуатации в том случае, когда наличие значительных повреждений или прогрессирующее развитие деформаций и разрушений резко ухудшает условия их эксплуатации.

6.2 Техническое обслуживание

6.2.1 Техническое обслуживание портовых гидротехнических сооружений должно включать: работы по поддержанию в исправности швартовых и отбойных устройств, дренажных систем и т. п., околку льда около сооружений; очистку откосов берегоукрепительных сооружений от загрязнений, устранение мелких повреждений и дефектов надводной части сооружений, работы по поддержанию чистоты и порядка на причалах, в том числе очистку причалов от мусора, снега и льда и др., а также наблюдения, обеспечивающие контроль за установленным режимом эксплуатации и техническим состоянием сооружений.
6.2.2 Работы по очистке дна и другие подводные работы, связанные с техническим обслуживанием причалов, должны проводиться специализированными организациями.
6.2.3 В случае если швартовные и отбойные устройства в процессе эксплуатации причальных сооружений получили повреждения, немедленно должны быть приняты меры по устранению этих повреждений.
На предприятии для проведения ремонта этих устройств следует иметь неснижаемый запас тумб, кнехтов, рымов, а также деталей, отбойных устройств или их готовых секций.
6.2.4 Троллейные каналы и каналы электрических кабелей, в составе портовых гидротехнических сооружений, должны регулярно очищаться от мусора, а в зимний период – от снега и льда.
6.2.5 При возникновении деформаций откосов берегоукрепительных сооружений следует немедленно принять меры по восстановлению профиля откосов и их закреплению.
6.2.6 Все случаи превышения эксплуатационных нагрузок сверх установленных норм, а также повреждений портовых гидротехнических сооружений, их частей и элементов, произошедшие вследствие нарушения режима их эксплуатации, следует оформлять двусторонними актами.
6.2.7 Контрольно-инспекторские обследования портовых гидротехнических сооружений следует проводить в зависимости от состояния сооружений, условий их эксплуатации.
Сроки и программа проведения контрольно-инспекторских обследований гидротехнических сооружений предприятий должны разрабатываться в соответствии с требованиями [4].