Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. N 2094-р стр. 23

Развитие физической культуры и спорта предусматривает совершенствование спортивно-досуговой инфраструктуры, в частности строительство 2-й очереди спортивного комплекса "Высокогорье" в г. Чите, детского спортивно-оздоровительного комплекса, спортивного комплекса Читинского государственного университета, который сможет выполнять функции учебного спортивно-культурного комплекса для всех вузов г. Читы и учебных заведений края, центра по стрельбе из лука для обеспечения подготовки российских спортсменов международного класса по национальным видам спорта, строительство и реконструкцию спортивных комплексов в строящихся микрорайонах краевого центра, а также многофункциональных игровых залов и плоскостных сооружений в районных центрах. Предполагается реализовать мероприятия по сохранению и развитию популярных среди населения зимних видов спорта, созданию качественных условий для массовых и семейных занятий физической культурой и спортом, а также по популяризации массового спорта, пропаганде здорового образа жизни и увеличению количества граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом.
Для снижения остроты проблем, оказывающих негативное воздействие на комфортность среды обитания и являющихся одной из причин миграции населения за пределы Забайкальского края, необходимо решить жилищную проблему и осуществить модернизацию жилищно-коммунального хозяйства.
В целях увеличения темпов строительства жилья продолжится работа по внедрению в строительство новых технологий. Получит развитие малоэтажное строительство с привлечением средств населения и развитием производства строительных материалов и конструкций на местном сырье. При этом приоритет будет отдаваться деревянному домостроению.
Одной из острых проблем Забайкальского края является проблема переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, построенного в виде временных поселков строителей Байкало-Амурской магистрали. С этой целью необходимо осуществлять реализацию программ строительства жилья с ликвидацией ветхого и аварийного жилищного фонда и реконструкцию инженерных систем.
Для обеспечения доступного и комфортного жилья предусматривается внедрять быстровозводимые технологии жилищного строительства с применением современных строительных и отделочных материалов, позволяющих изменить облик городов и поселков, создавать архитектурно выразительные жилые кварталы, обеспеченные социальной и современной дорожно-транспортной инфраструктурой. Получат развитие финансовые механизмы жилищного строительства, позволяющие населению приобретать жилье в рассрочку.
В целях обеспечения роста уровня жизни населения на территориях городов и поселений Забайкальского края и зон реализации крупных инвестиционных проектов предполагается осуществлять мероприятия по берегоукреплению рек и защите от наводнений. Это оградит берега от разрушений и территории от затопления водами в период половодья и дождевых паводков.
Показатели социального и экономического развития Забайкальского края на период до 2025 года приведены соответственно в приложениях N 23 и 24.

IV. Текущее состояние и перспективы развития базовых отраслей экономики Дальнего Востока и Байкальского региона

Энергетика

В общероссийском объеме производства и распределения электрической энергии доля Дальнего Востока и Байкальского региона составляет чуть более 10 процентов. На производство и распределение электроэнергии, газа и воды приходится около 5 процентов валового регионального продукта Дальнего Востока и Байкальского региона (в среднем по России - около 4 процентов), причем в Чукотском автономном округе этот показатель превосходит 19 процентов, в Магаданской области составляет около 12 процентов. В сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды занято около 4 процентов трудоспособного населения Дальнего Востока и Байкальского региона, в Чукотском автономном округе - около 10 процентов, в Магаданской области - около 6 процентов.
В пределах Дальнего Востока и Байкальского региона в общей структуре производства электроэнергии преобладают гидроэлектростанции (54 процента). На теплоэлектростанциях производится около 46 процентов электроэнергии, на атомной электростанции и электростанциях, использующих возобновляемые источники энергии, - не более 0,6 процента.
Значительны территориальные различия в структуре генерации электроэнергии. На теплоэлектростанциях в Республике Бурятия, Забайкальском, Приморском и Хабаровском краях, Сахалинской области вырабатывается 100 процентов электроэнергии. Вырабатывается на гидроэлектростанциях в Иркутской области 77 процентов электроэнергии, в Амурской области - 88 процентов, в Магаданской области - 94 процента. Доля производства электроэнергии на станциях, использующих возобновляемые источники энергии, в Камчатском крае - 29 процентов, доля атомной энергетики в Чукотском автономном округе - около 47 процентов.
В структуре потребляемого электростанциями Дальнего Востока и Байкальского региона топлива преобладает уголь, на Дальнем Востоке на него приходится около 70 процентов и в Байкальском регионе - около 90 процентов.
Тепловая генерация в значительной степени ориентирована на использование угля, добываемого в Республике Саха (Якутия), в Хабаровском и Приморском краях, Амурской области и Чукотском автономном округе.
В целях поддержания роста экономики Дальнего Востока и Байкальского региона необходимо сбалансированное развитие электроэнергетики. В то же время опережающий характер развития электроэнергетики должен сочетаться с повышением энергоэффективности производства и передачи электроэнергии в целях снижения тарифной нагрузки на потребителей и создания благоприятных условий для инвестиций.
Для этого необходимо решение ряда следующих задач:
развитие генерации и электрических сетей в соответствии с динамикой потребности региона в электроэнергии;
усиление межсистемных связей, повышающих надежность энергоснабжения;
минимизация потерь в электрических сетях;
снижение удельных расходов топлива на производство электроэнергии;
оптимизация топливного баланса электроэнергетики;
расширение использования альтернативных и возобновляемых источников электроэнергии;
расширение внедрения экологически безопасных технологий при строительстве новых и реконструкции действующих объектов электроэнергетики.
Дальнейшее развитие генерации электрической энергии будет сопровождаться модернизацией и обновлением морально и физически устаревшего оборудования. Внедрение передовых технологий позволит снизить удельные расходы топлива на производство электроэнергии. Учитывая значительную долю тепловой генерации в структуре установленной мощности и техническое состояние оборудования теплоэлектростанций Дальнего Востока и Байкальского региона, стратегическими направлениями развития тепловой генерации являются обновление оборудования тепловых электростанций и ввод новых мощностей на основе современных парогазовых и угольных технологий с повышением эффективности производства электроэнергии.
Оптимизацию топливного баланса электроэнергетики предусматривается осуществлять за счет диверсификации используемого топлива для целей энергетики, в том числе применения более экологичных видов топлива, прежде всего природного газа, и местных видов топлива.
Прогнозные объемы потребления электроэнергии на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, представленные в приложении N 25, носят индикативный характер и в дальнейшем будут конкретизированы в региональных стратегиях развития электроэнергетики, Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года в соответствии с ходом реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, крупных потребителей, а также с учетом дополнительных мероприятий по повышению энергоэффективности.
Развитие газовой отрасли имеет исключительно важное значение для оптимизации структуры топливно-энергетического баланса и окажет существенное влияние на темпы социально-экономического развития таких регионов, как Республика Саха (Якутия), Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Иркутская и Сахалинская области.
Создание в восточных регионах страны единой системы газоснабжения требует разработки и последовательного применения мер государственной поддержки. Меры государственной поддержки включают налоговые стимулы, меры по развитию рынка природного газа и стимулированию использования газа потребителями, в том числе за счет целевого субсидирования потребителей или газоснабжающей организации для снижения тарифов для конечных потребителей с целью выравнивания условий экономического развития на экономическом пространстве Российской Федерации и повышения конкурентоспособности экономики региона.
Формой государственной поддержки может быть снижение импортных пошлин на ввоз продукции и оборудования, которые используются для реализации проектов в восточной части Российской Федерации и при этом не производятся в Российской Федерации, а также снижение экспортных пошлин на газ восточных месторождений.
В долгосрочной перспективе энергетическая и экологическая безопасность Дальнего Востока и Байкальского региона будут обеспечены за счет освоения и использования энергии приливов, геотермальных энергоресурсов, ветровой, солнечной энергии и др. Важным фактором перехода к экологической энергетике является принятие необходимых нормативных актов, направленных на стимулирование расширения использования возобновляемых источников энергии.
Развитие технологически изолированных энергосистем и энергорайонов необходимо осуществлять с учетом максимального экономически обоснованного перехода к использованию технологии возобновляемых источников энергии.
Строительство новых магистральных линий электропередачи позволит оптимизировать конфигурацию энергосистем Дальнего Востока и Байкальского региона, повысить их надежность и эффективность работы. Расширение зоны централизованного энергоснабжения, присоединение изолированных энергорайонов, модернизация и развитие системы распределительных электрических сетей значительно уменьшит удельные издержки и повысит надежность энергоснабжения потребителей.
Строительство и ввод в эксплуатацию новых электростанций приведет к изменению структуры генерирующих мощностей электроэнергетики Дальнего Востока и Байкальского региона. Предстоит реализация институциональных мер по созданию благоприятной экономической среды для функционирования энергетики и привлечения в отрасль частных инвестиций.
Окупаемость проектов создания новых генерирующих мощностей достигается преимущественно за счет внебюджетных источников и средств федерального бюджета в сочетании с иными мерами государственной поддержки.
Государственная поддержка развития электроэнергетики на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе включает:
субсидирование в целях софинансирования строительства магистральных электрических сетей и новых генерирующих объектов с помощью иных современных финансовых механизмов, в частности программно-целевого механизма, участия в капитале инвесторов, поддержки кредитования, лизинга и других механизмов;
субсидирование населения и прочих потребителей из федерального бюджета в целях компенсации расходов на оплату электроэнергии, что позволит снизить издержки производства промышленных потребителей в ключевых отраслях экономики и окажет помощь низкодоходным группам населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе;
применение мер налогового стимулирования инвесторов.
Для создания стимулов развития малой энергетики необходимо внести изменения в законодательство Российской Федерации с целью определения ее особого правового статуса для обеспечения жизнедеятельности на удаленных и труднодоступных территориях.
Требуется расширение применения механизмов государственно-частного партнерства в развитии энергетической инфраструктуры в рамках инвестиционных и инновационных проектов в сфере энергетики с большими сроками окупаемости, расширения зоны централизованного энергоснабжения, а также освоения новых энергетических районов, сбалансированного развития углеводородных и неуглеводородных источников энергии, создания развитой энергетической инфраструктуры, повышения энергоэффективности экономики и энергетики, развития энергосбережения и обеспечения перехода к принципам экологической эффективности развития энергетических объектов.
Необходимо совершенствование нормативной базы, регулирующей отношения в области рынков электроэнергии и мощности на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка электроэнергии (мощности), и дополнение ее положениями, регулирующими возможность заключения прямых договоров между потребителями и производителями электроэнергии, применение механизмов поддержки использования возобновляемых источников энергии.
Дополнительные меры регулирования и контроля необходимы для организации трансграничных обменов электрической энергией и мощностью, взаимовыгодной торговли электрической энергией с сопредельными странами Северо-Восточной Азии. Сроки и объемы строительства новых мощностей для экспорта электроэнергии должны определяться возможностью возврата инвестиций с учетом уровня цен, зафиксированного в международных договорах Российской Федерации со стороной-импортером. При принятии Правительством Российской Федерации соответствующих решений планируется формирование экспортной политики, в соответствии с которой цена на экспортируемую электроэнергию будет не ниже, чем индикативная цена на электроэнергию для потребителей Дальнего Востока, что соответствует целям поддержки конкурентоспособности предприятий Дальневосточного федерального округа и реализации планов социально-экономического развития этой территории.
Кроме того, с учетом множественности предполагаемых форм экспорта энергетических ресурсов из восточных регионов России (поставки нефти, природного газа и электроэнергии) на государственном уровне требуется совершенствование взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности с целью исключения взаимной конкуренции российских энергетических проектов на одном рынке.

Транспорт

Транспорт играет особую роль в социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона. Его удельный вес в валовом региональном продукте Дальнего Востока составляет 11 процентов (в среднем по России 7 процентов), причем в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области этот показатель превышает 14 процентов, а в Байкальском регионе - около 20 процентов. В сфере транспорта в Приморском крае и Камчатской области занято около 25 процентов трудоспособного населения. Столь же значителен удельный вес транспорта в основных производственных фондах и инвестициях.
В транспортной системе Дальнего Востока и Байкальского региона взаимодействуют все виды транспорта. Железнодорожный транспорт является основным видом магистрального транспорта, обеспечивающего межрайонные перевозки массовых грузов в регионе. На его долю приходится свыше 82 процентов грузооборота и около 40 процентов внутреннего пассажирооборота на этой территории.
Лидирующую роль в объемах перевозок грузов на территории Дальнего Востока и Байкальского региона занимает автомобильный транспорт. На его долю приходится более половины общего объема перевозок. Он обеспечивает преимущественно внутри- и межрегиональные перевозки на расстояния до 3 тыс. км, а также международные перевозки приграничных субъектов Российской Федерации с соседними странами. Доля железнодорожного и морского транспорта в общем объеме перевозок грузов составляет 24 процента и 21 процент соответственно.
В перевозках грузов в международном сообщении основная роль принадлежит морскому транспорту.
Важной особенностью транспортной системы является значительное преобладание транзитных перевозок грузов из других регионов России и стран над внутрирегиональными перевозками грузов. Последние имеют во многом сезонный характер. Их наибольший объем приходится на летне-осенний период (с мая по октябрь), когда осуществляется завоз грузов внутренним водным и морским транспортом в районы Крайнего Севера с ограниченным сроком навигации.
Для транспорта на территории Дальнего Востока и Байкальского региона характерны такие проблемы текущего состояния и эксплуатации, как растущий сверхнормативный износ путей сообщения, сооружений и подвижного состава, достигающий 55 - 70 процентов, их низкий технический уровень, недостаточная безопасность движения и перевозок, несоответствие автодорожной сети уровню автомобилизации, низкий уровень развития мультимодальных перевозок, слабая приспособленность к работе в условиях формирования логистических систем, невысокое качество транспортных услуг. Пропускные и провозные способности транспортной сети и терминалов не сбалансированы, особенно с учетом перспективных потребностей в перевозках.