Транспортный комплекс Дальнего Востока и Байкальского региона играет значительную роль в обеспечении внешней торговли Российской Федерации. Через пограничные пункты пропуска региона было перевезено в 2007 году 11 процентов всех внешнеторговых грузов Российской Федерации. В течение 2005 - 2007 годов их общий объем вырос на 20 процентов. Наибольшие темпы роста наблюдались на железнодорожном и речном транспорте - около 22 процентов. На морском транспорте за этот период времени объем перевозок вырос на 18 процентов, а на автомобильном транспорте - на 13 процентов. Перевозки экспортных грузов составляют около 90 процентов общего объема. Почти две третьих внешнеторговых перевозок приходится на морской транспорт.
Транспортной системой Дальнего Востока и Байкальского региона пользуются участники внешнеторговой деятельности всей страны, однако в наибольшей степени - Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (37 процентов и 84 процента внешнеторговых грузов соответственно). Основными видами экспортных грузов остаются необработанная древесина, уголь, нефть, нефтепродукты, черные металлы и удобрения. В 2005 - 2008 годах объем перевозок нефти вырос более чем в 2 раза, необработанной древесины - на 28 процентов, удобрений - на 18 процентов, угля - на 16 процентов. В то же время объем перевозок нефтепродуктов сократился на 11 процентов, а черных металлов - на 37 процентов. Основными видами импортных грузов являются продовольственные товары, машины и оборудование, продукция нефтехимии, руды и концентраты, черные металлы, нефтепродукты и товары народного потребления.
Дальний Восток и Байкальский регион играют ключевую роль в транспортном обеспечении внешней торговли с такими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, как Австралия (84 процента перевозок), Китай (77 процентов), Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея (по 97 процентов), Япония (98 процентов).
Неблагоприятные тенденции сложились в использовании на территории Дальнего Востока и Байкальского региона транзитного потенциала Российской Федерации, включая низкое качество транспортных услуг и их неприемлемо высокую стоимость. В результате транзитный потенциал России не используется в сообщении стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. В течение 2005 - 2007 годов объем транзитных перевозок грузов по территории этих регионов сократился почти в 2 раза, а доля регионов сократилась с 8,5 процента общего объема транзита по территории России до 3 процентов. За этот период объем перевозок транзитных грузов по маршрутам между дальневосточными портами и Финляндией сократился более чем в 25 раз, с Белоруссией - в 5,2 раза, с Казахстаном - в 1,7 раза, между дальневосточными портами и границей с Китаем в Приморском крае - в 5,5 раза. В наибольшей степени сократился объем перевозок на направлениях основного контейнерного потока между европейскими странами и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности в сообщении с Китаем - в 17 раз, с Южной Кореей - в 40 раз, с Японией - в 23 раза. В то же время объем перевозок транзитных грузов по маршруту между странами Закавказья и дальневосточными портами вырос почти на 63 процента, по маршруту между Белоруссией и пограничными пунктами пропуска Забайкальского края - на 33 процента, по маршруту между Украиной и пограничными пунктами пропуска Забайкальского края - на 28 процентов.
Несмотря на имеющиеся традиционные конкурентные преимущества, Россия не может пока занять достойное место в системе международного транспортного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Все реальнее угроза утраты этого преимущества, так как уже инициирован ряд крупных международных проектов, предусматривающих осуществление евро-азиатских экономических связей по наземным коридорам, пролегающим в обход территории России.
На пассажирском транспорте более 80 процентов перевозок приходится на автомобильный и городской электротранспорт, функционирующий в 8 крупнейших городах. Доля железнодорожного транспорта составляет около 18 процентов общего числа перевезенных пассажиров.
Система магистральных пассажирских перевозок воздушным транспортом Дальнего Востока и Байкальского региона не гарантирует доступных для большинства населения возможностей перемещения внутри страны. Из-за кризисного состояния местных авиакомпаний и отсутствия их эффективного взаимодействия с магистральными авиакомпаниями, неразвитости технологий, основанных на использовании узловых аэропортов, осложнилась ситуация и на внутрирегиональных авиаперевозках. Большая часть аэропортов местного значения имеет только грунтовые взлетно-посадочные полосы, вследствие чего они вынуждены прекращать работу в периоды межсезонья и распутицы. Перерывы достигают 4 месяцев. Система обслуживания местных воздушных линий, несмотря на меры государственной поддержки, находится в полном упадке. Большинство местных аэропортов выведено из транспортного оборота. В целом по региону пассажирооборот самолетов вместимостью до 20 мест сократился за 15 лет в 40 раз, а вместимостью до 12 мест - почти в 60 раз по сравнению с 1990 годом.
Растет убыточность пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте ввиду незначительной плотности населения обсуживаемых районов, его низкой платежеспособности, краткосрочности навигации, постоянного увеличения эксплуатационных расходов и роста тарифов. Почти полностью свернута система пассажирских перевозок между морскими портами Дальневосточного бассейна.
Социальное развитие и экономический рост Дальнего Востока и Байкальского региона сдерживается отсутствием потенциальных возможностей пассажирского транспорта по обеспечению необходимой подвижности населения и мобильности трудовых ресурсов. Сохраняются обширные территории с сезонной транспортной доступностью.
В целом состояние транспортного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона становится сдерживающим фактором в социально-экономическом развитии этой территории и требует модернизации и ускоренного развития, поскольку по основным направлениям внутренних, внешнеторговых и транзитных (российских и международных) грузопотоков практически исчерпаны резервы пропускных способностей, а в социальной сфере не обеспечен даже минимальный уровень транспортной доступности на основной части территории и должное состояние дорожной сети, существенно определяющее качество жизни в крупных городах.
Намеченные меры по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Байкальского региона в контексте формирования единого транспортного пространства России станут основой развития современной высокоэффективной транспортной системы, нацеленной на удовлетворение потребностей в качественных транспортных услугах.
Предусматривается обеспечение создания и функционирования единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций, интегрированной с системой логистической товаропроводящей инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, применение единых стандартов технологической и технической совместимости, оптимизирующих взаимодействие видов транспорта, а также формирование единой информационной среды для управления транспортным обслуживанием хозяйствующих субъектов и населения.
За счет внедрения передовых транспортных технологий и развития парков пассажирского и грузового подвижного состава необходимо обеспечить доступность для качественных транспортных и логистических услуг по конкурентным ценам. При этом предполагается использовать меры тарифного регулирования и иные формы государственной поддержки транспортного обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона, направленные на выравнивание условий их хозяйствования в экономике страны.
Для обеспечения роста качества жизни на основе удовлетворения растущих потребностей населения в перевозках, а также выполнения специальных требований, в частности, со стороны граждан с ограниченными физическими возможностями получат развитие системы городского и пригородного пассажирского транспорта. Будет налажена устойчивая транспортная связь населенных пунктов между собой и с магистральной сетью транспортных коммуникаций страны. Обеспечение функционирования сети регулярных пассажирских линий (маршрутов), имеющих социальную значимость, и ценовой доступности услуг на них будет достигнуто за счет комплексной системы мер государственной поддержки и социальной защиты.
Для интеграции в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны предусматривается обеспечить развитие технических и технологических параметров международных транспортных коридоров, обеспечивающих их конкурентоспособность на уровне мировых аналогов. В целях ускорения гарантированной доставки транзитных грузов, обеспечения их сохранности, повышения качества сервиса получат развитие логистические и информационные технологии, в том числе современные технологии таможенного оформления и контроля за товарами с применением систем электронного логистического сопровождения. Необходимо реализовать возможность сотрудничества в рамках ЕврАзЭС и Шанхайской организации сотрудничества, а также с международными транспортными организациями и торговыми партнерами России. Предусматривается увеличить долю участия российских транспортных организаций в перевозках отечественных экспортных и импортных грузов, а также грузов между третьими странами, что потребует разработки и реализации методов регулирования, обеспечивающих повышение конкурентоспособности российского транспорта.
Получит развитие арктическая транспортная система. Будут сформированы международные транспортные коридоры для дальнейшей интеграции России в мировую экономику. Получит развитие Северный морской путь как элемент системы международных транспортных коридоров, интегрирующий их с опорной транспортной системой Севера, Сибири и Дальнего Востока. Планируется развитие авиационных маршрутов малой авиации с субсидированием расходов авиаперевозчиков для социального обеспечения населения Арктической зоны.
Предусматривается реализовать меры по повышению уровня безопасности транспортной системы и снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду.
На железнодорожном транспорте будет реализован перевозочный потенциал ускоренного развития инфраструктуры. Для этого будет произведена модернизация, обновление и развитие парка подвижного состава, создана современная система управления перевозками с использованием средств спутниковой навигации и цифровых технологий передачи и обработки информации. Общий объем перевозок увеличится к 2025 году в 1,5 - 1,7 раза.
Получат опережающее развитие контейнерные перевозки, будет обеспечен переход к современным мультимодальным технологиям переработки контейнеров, особенно на стыках порт - железная дорога, с использованием логистических парков. Конкурентоспособные транзитные контейнерные сервисы будут основаны на создании систем индивидуализированного контроля продвижения контейнеров на всем маршруте, интегрированных с системами мониторинга отправителя, получателя и всех других участников транспортно-логистической цепи их поставки.
Развитие инфраструктуры пассажирских комплексов и обновление вагонного парка позволит поднять уровень качества пассажирских перевозок и их безопасность. Предусматривается организация скоростного движения (140 - 160 км в час) на направлениях Уссурийск - Владивосток, Владивосток - Хабаровск.
Формирование опорной транспортной сети позволит сформировать современные автотранспортные системы, которые будут обслуживать международные и междугородние перевозки с использованием логистических терминальных технологий. Формирование в гг. Иркутске, Хабаровске, Владивостоке, Чите, Улан-Удэ и Благовещенске крупных мультимодальных транспортно-логистических центров потребует развития современной системы их автотранспортного обеспечения. Производительность грузового автотранспорта в этих секторах будет повышена в 2 - 3 раза. На автотранспорте будет сформирован конкурентный рынок профессиональных перевозчиков, что позволит снизить затраты грузовладельцев на транспортное обслуживание.
Развитие городов и агломераций будет обеспечиваться активным развитием современных систем общественного пассажирского транспорта. Наряду с модернизацией и развитием традиционных систем общественного автобусного и городского электрического транспорта с использованием современных систем управления, в том числе спутниковых, будут развиваться системы скоростного внеуличного транспорта, системы с выделением специальных полос и улиц для движения маршрутного пассажирского транспорта, а также с разделением этих потоков во времени за счет использования методов регулирования движения, обеспечивающих приоритет движения транспорта общего пользования. Транспортная подвижность населения городов повысится в 1,5 - 2 раза.
На воздушном транспорте предполагается осуществить коренную реструктуризацию рынка. Сообщение с западными и центральными районами России, а также международные авиаперевозки будут осуществлять преимущественно через основные узловые аэропорты силами ведущих авиакомпаний - национальных авиаперевозчиков с применением наиболее эффективных дальних магистральных воздушных судов и хабовых технологий. Перевозки пассажиров между узловыми и остальными аэропортами будут обеспечиваться силами региональных авиакомпаний, а также железнодорожным и автомобильным транспортом. В целях обеспечения доступности воздушных перевозок необходимо осуществлять перечисление средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации авиакомпаниям, осуществляющим социально значимые региональные и местные перевозки. Для обеспечения необходимой авиатранспортной доступности в этих районах количество местных авиаперевозок увеличится примерно в 2 раза. Государственная поддержка будет оказана также на содержание инфраструктуры (аэропортов) местных воздушных линий.
С северных территорий Дальнего Востока начнется комплексное восстановление и развитие малой авиации. Для этого необходимо осуществить:
формирование региональных целевых программ по развитию малой внутрирегиональной и межрегиональной авиации;
подготовку кадров для аэропортов местных воздушных линий;
разработку системы льготного кредитования (включая представление документов и обеспечение гарантий при получении кредитов) для закупки авиационного топлива, решения срочных вопросов, связанных с приобретением запасных частей, агрегатов, ремонтом авиационной техники, в том числе для восстановления аэропортов местных воздушных линий;
введение дотаций на пассажирские перевозки на внутри- и межрегиональных социально значимых линиях.
Экономическое развитие обусловит быстрое увеличение объемов перевалки грузов в морских портах Дальнего Востока. Создание современных мощностей для переработки контейнеров позволит увеличить объем их переработки к 2025 году в 4 - 5 раз. К этому времени объем переработки наливных грузов возрастет в 2,5 - 3 раза, а сухих грузов - в 2 - 2,5 раза. Для повышения эффективности работа морских портов будет интегрирована в создаваемые мультимодальные логистические системы, включающие как припортовые терминалы различного назначения, так и терминалы в крупных транспортных узлах региона, в том числе "сухие порты". Будет восстановлено регулярное пассажирское морское сообщение в прибрежных зонах дальневосточных морей.
На внутреннем водном транспорте реализация мер по реконструкции системы внутренних водных путей и улучшению их эксплуатационных параметров создаст судоходные условия для доставки грузов во вновь осваиваемые труднодоступные районы, прежде всего в районы Крайнего Севера, в том числе по малым и быстро мелеющим рекам, и будет способствовать преодолению спада перевозок. Их развитие будет обеспечено обновлением флота, развитием систем управления и связи. Предусматривается осуществлять пассажирское движение на внутренних водных путях, обеспечивающее социальные потребности населения в условиях низкой плотности наземных и воздушных коммуникаций.
Добыча и переработка полезных ископаемых
По запасам многих видов природных ресурсов Дальний Восток и Байкальский регион являются лидерами в России и мире. При этом для месторождений различных полезных ископаемых характерны следующие особенности, ограничивающие развитие горнодобывающей промышленности:
недостаточная геологическая изученность;
труднодоступность и отсутствие необходимой инфраструктуры;
дорогостоящие варианты транспортировки руды переработчикам (для некоторых месторождений);
недостаточная глубина и комплексность извлечения сырья.
Следует также отметить, что, с одной стороны, возможности разработки отдельных месторождений полиметаллических, марганцевых руд ограничиваются пониженным в сравнении с мировыми аналогами содержанием полезного компонента в руде, а с другой стороны, на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона расположены месторождения с уникально высоким содержанием полезного компонента (титаномагнетитовые, медные, железные руды и др.).
Основными направлениями развития добычи и переработки полезных ископаемых на территории Дальнего Востока и Байкальского региона являются организация системы геолого-разведочных работ, обеспечивающих комплексное изучение прогнозного потенциала этой территории по различным видам минерального сырья, и подготовка с учетом конъюнктуры рынка наиболее перспективных и востребованных месторождений для промышленного освоения (нефть, газ, железные руды, апатиты, полиметаллы, редкоземельные металлы, черные, цветные и редкие металлы, серебро и др.).
Добыча и переработка полезных ископаемых останется в перспективе одним из стратегических направлений экономики Дальнего Востока и Байкальского региона. Высока значимость отрасли в северных территориях с очаговым расселением, в частности в континентальных зонах опережающего экономического роста Дальнего Востока и Байкальского региона. Вместе с тем отдельные горнодобывающие узлы будут формироваться за пределами зон опережающего экономического роста в северных районах Республики Саха (Якутия) и на побережье Охотского и Берингова морей.
В первую очередь будут разрабатываться месторождения полезных ископаемых с относительно эластичным спросом (уголь, бокситы, олово и др.), содержание полезного компонента в которых и другие физико-химические характеристики приближены к мировым стандартам, а среди них - те месторождения, которые требуют наименьших затрат на инфраструктурное освоение и эксплуатацию.
В мировой экономике до 2025 года будут использоваться месторождения, расположенные на территориях с благоприятными природными условиями, характеризующихся высоким качеством ресурса. В связи с этим возрастет роль Дальнего Востока и Байкальского региона как мировой экспериментальной площадки по отработке новых технологий в горнодобывающей отрасли и геологоразведке в сложных горно-геологических и природно-климатических условиях. Основные экспортные рынки сырьевых отраслей Дальнего Востока и Байкальского региона расположены в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Республика Корея, Китай), а в перспективе - в странах Южной Азии (Индия, Пакистан).
На первых этапах геологоразведки предусматривается стимулирование применения современных физико-технических методов, в том числе сейсмических, электрофизических и геохимических, зондирования и (или) обследования больших территорий (акваторий) с использованием новейших достижений в области интеллектуального анализа экспериментальных данных. Стимулирование к использованию современных методов геологоразведки предполагается осуществлять с помощью соответствующих критериев и требований при формировании государственного заказа на геологоразведку.
Важным направлением государственной поддержки развития отрасли на территории Дальнего Востока и Байкальского региона являются внедрение мер по активизации лицензирования участков недр месторождений (сокращение сроков согласования) и расширение внедрения конкурсных механизмов лицензирования, в том числе стимулирующих производство продукции высоких переделов с высокой добавленной стоимостью. Максимальный экономический эффект в отрасли даст комплексный подход к освоению новых месторождений. Принятие решения по технико-экономическим параметрам освоения месторождений необходимо осуществлять при участии специалистов по горнодобывающей промышленности, обогащению, производству металлов. Необходимо реализовать комплекс мер государственной поддержки геологоразведки, который обеспечит увеличение финансирования геолого-разведочных работ на территории Дальнего Востока и укомплектование федеральных государственных учреждений в сфере геологоразведки современным оборудованием и высококлассными специалистами.
Задачами развития отрасли являются разработка и внедрение технологических решений комплексного извлечения сырья, развитие добычи и переработки полезных ископаемых с учетом потребностей хозяйственного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона, повышение гибкости российского спроса и предложения на полезные ископаемые путем разработки малых высокорентабельных месторождений рудных полезных ископаемых с использованием мини-энергетики и вахтового способа организации труда.
Интенсивное развитие горнодобывающей промышленности и переработки полезных ископаемых сопряжено с внедрением инновационных технологий. В частности, последние несколько лет получили промышленную направленность технологии биовыщелачивания благородных металлов. Такая технология имеет перспективу развития и в других горнорудных областях деятельности. В частности, технологии подземного выщелачивания урана при определенных геологических условиях могут применяться к другим металлам. Перспективным направлением совершенствования технологического процесса является гидродобыча железной руды.
Существенный экономический эффект от внедрения новых технологий будет получен в переработке полезных ископаемых. При обогащении полезных ископаемых будут применяться достижения химической промышленности. Так, в Иркутской области планируется создание международного центра по обогащению урана. Совершенствование флотореагентов приведет к их удешевлению и обеспечит их доступность для широкого круга производств. Определенные перспективы имеет разработка веществ с наносвойствами для первичных металлургических и химико-металлургических производств, что приведет к резкому увеличению извлекаемости и селективности.
Важнейшей перспективной отраслью для Дальнего Востока и Байкальского региона являются добыча топливных полезных ископаемых и формирование нефте- и газоэнергохимических кластеров.
Крупнотоннажная добыча нефти и природного газа в пределах шельфа в границах океанических зон опережающего экономического роста, а также в Ленско-Приангарской зоне и на юге Якутии будет ориентироваться как на обеспечение сырьевой базы электроэнергетики Дальнего Востока и Байкальского региона, так и на экспортные поставки. Перспективные уровни добычи угля на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе определяются спросом на него на внутреннем рынке и экспортными поставками, а также возможностями транспортной инфраструктуры и транспортными тарифами на перевозку угля. Объем добычи угля планируется увеличить к 2025 году в 1,9 - 2,6 раза. Предполагается освоение новых месторождений и развитие перспективных действующих предприятий коксующихся углей в Южно-Якутском бассейне. Во многих районах Дальнего Востока и Байкальского региона с изолированными энергосистемами разработка местных углей позволит кардинально повысить транспортную доступность для завоза топлива.
Приоритетными задачами угледобывающей промышленности являются строительство современных обогатительных фабрик, позволяющих производить продукт с более высокой стоимостью, а также обновление основных производственных фондов угледобывающих компаний, износ которых превышает 80 процентов, что позволит снизить себестоимость угля и повысить коэффициент извлечения полезных ископаемых из разрабатываемых месторождений.
Развитие нефте- и газодобычи связано с освоением крупных месторождений Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Западно-Камчатского и Сахалинского шельфов с параллельной разведкой перспективных шельфовых участков Северного Ледовитого и Тихого океанов. Увеличению добычи углеводородов сопутствует развитие трубопроводной системы, в основу которой положен магистральный трубопровод Восточная Сибирь - Тихий океан.